Письма чадам о смирении

Письма чадам о смирении

Преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо от 
23 января 1851 года
В конце письма твоего пишешь ты, что бываете тобою ужасная внутренняя досада, скука, что даже от стеснения закричала бы, – сие бывает без всяких видимых причин. На сие скажу тебе: жизнь наша должна быть скорбная, а не отрадная; Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е (Матф. 11:12), и многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14:22). Когда мы не переносим внешних скорбей, т.е. уничижений, досад, укоризн, злоречий, пренебрежений и проч., кои очищают и исцеляют наши душевные страсти, – тогда посылает Бог нам внутренний духовный крест: мрак, томнота, досада, рвение и проч., о коих ты воспоминаешь.

Посмотри на свою жизнь и сверь с жизнью и учением св. отцов: они, прошедши страдательный путь жизни, смирением и любовью совершили оный и получили плод духовный; а мы, – не говоря уже ты, – ищем только покоя в жизни нашей; укоризны и досады не терпим, а отреваем от себя; и при таком бедном устроении повлачаемся мнением о себе, а других укоряем, осуждаем, презираем и проч.: то каких же будем ожидать плодов духовных? – Что сеем, то и жнем.

Когда хочешь получить истинный покой душевный, то послушай Господа, заповедавшего нам: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Матф. 11:29). Видишь, чему более повелевает Господь научаться, – смирению и кротости, которые только могут нас успокоить; но наука эта не от одного раза, и не в один день или год приобретается, но многим временем, понуждением себя и помощью Божией. Святые отцы учат нас, что без сего сокровища все наше богатство добродетелей ничтожно, а оно и одно сильно ходатайствовать о нас ко Господу без дел и простить все наши согрешения; а дела без него не принесут никакой пользы (46 слово Исаака Сирина).

Потщимся же о сем всякий день пещись, и из случаев познавать свою душевную немощь и смиряться, а не укорять других; и читать отеческие книги, побуждающие к сему, – тогда, по времени, утишатся страсти и получишь успокоение; а в настоящее время тебе, при случающихся твоих душевных томности и досаде, надобно уторятъ себя, смиряться и считать себя достойною сей тягости, припадать ко Господу, прося Его помилования, и предать воле Его, – тем себя успокоишь, неся сей духовный крест. Покой-то нам и душевный не пользует, прежде очищения от страстей, а паче от тщеславия и высокоумия. Св. Исаак о сем учит в 47 слове: «Егда обрящеши на пути твоем мир неизменен, тогда убойся» и проч. Господь да вразумит тебя и укрепит на спасительной пути, ведущем в живот вечный. Молитву, читаемую у матери З. о ненавидящих, – читать нет вреда; но вводить вновь в общество какую-нибудь новость – не нашего ума и устроения. Молитва ненавидящих и обидящих не только равносильна оной, но и более обдержит в себе прошений; только надобно помнить, что не в словах, а в силе, т.е. в деле, Царствие Божие. Ежели мы просим Бога о ненавидящих нас, чтобы их помиловать, – это дело любви; но надобно показать ее и на деле к ним, по заповеди Божией: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» и проч. (Матф. 5:44); а ежели я буду за них молиться, а между тем сам злодействую, ненавижу, осуждаю, противоречу: то какая польза от молитвы? Мы же не только творим это с ненавидящими нас, но и тем не уступаем, кои словом или видом оскорбят. Не так должно молиться о ненавидящих, а больше, чтобы нашу ненависть истребить и, смирившись перед ними, себя и их успокоить, прежде втайне, а когда нужно, и явно.

Прими сии мои советы, от искреннего усердия тебе предлагаемые, и постарайся принять полезное для тебя и исполнить. И. М. 23 января 1851 года.


Письмо от 10 февраля 1851 года

В письме твоем сама себе противоречишь; говоришь, что сердечно желаешь, от всей души, достигнуть смирения, а то, чем оное приобретается, отвергаешь, составляешь свою волю и свой разум; это противно смирению; надобно отвергнуться и воли, и разума своего, тогда и смирение стяжем. Читай о сем у Лествичника о послушании, смирении, гордости, у аввы Дорофея и у св. Кассиана.

О неотвержении своего разума я заметил в письме твоем; мать говорит: надобно обдумавши все говорить; а тебе кажется это политикой; и по твоему, – какая мысль приходит, что хочешь, то и говоришь; тут и следа нет смирения! Св. Моисей учит, что «отнюдь не веруем своему разуму, а что искусят отцы, тому веруем и творим; от сего приходит смирение и рассуждение» (в слове св. Кассиана к Леонтину игумену). Да преумудрит тебя Господь, когда оставишь свой разум, а последуешь опытным. И. М. 10 февраля 1851 года.

Написать комментарий