История плащаницы

История плащаницы

Господь Иисус Христос, устанавливая Таинство причащения, а вместе с тем и общественное богослужение для Своей Церкви, сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19; 1Кор.11:24). Уже одни эти слова Христовы однажды и навсегда определили, чтобы христианское богослужение стояло в самой близкой и непосредственной связи с историей земной жизни Спасителя. Воспоминание о жизни Христа Спасителя должно было составить одну из главнейших стихий церковного богослужения. История развития христианского богослужения весьма наглядно свидетельствует о том, что заповедь Христова не только определила собою лишь какую-либо одну составную часть богослужения, но и о том, что вся христианская литургия и содержанием своих молитв, и символическим значением своих действий и обрядов стремится к возможно полному воспроизведению земной жизни Спасителя. Этот исторический характер литургии весьма ясно выступает для всякого внимательно читающего литургийный чин; да о нем прямо говорят некоторые выражения литургического текста. На литургии поминаются «вся яже о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие» (молитва из литургии св. Иоанна Златоуста), «спасительная Его страдания, Животворящий крест, тридневное погребение, еже из мертвых воскресение, еже на Небеса восшествие, еже одесную Тебе Бога и Отца седение, и славное и страшное Его Второе Пришествие» (молитва из литургии св. Василия Великого). О таком же историческом характере литургии говорят все толкователи литургии. По истолкованию древнейших литургистов, самый храм служит напоминанием распятия, погребения и воскресения Христова. «Знайте все иереи, – говорит патриарх Герман, – предстоящие святому жертвеннику и священнодействующие Безкровную Жертву, что мы возвещаем животворные страсти Христовы». Особенно определенно историчность литургии отмечается толкователем XII века Феодором, епископом Андидским, в его «Рассуждении о тайнах и образах Божественной литургии». «Многие, – пишет Феодор, – из отправляющих обязанность священнослужения знают, конечно, и исповедуют, что литургийное действие служит образом страдания, погребения и воскресения Христа Бога нашего; но что оно представляет также соответствующие образы Его спасительного пришествия и воплощения, Его зачатия, рождения, тридцатилетней жизни, служения Ему Предтечи, явления Его в крещении... всего этого – я не понимаю, почему, – они не знают». Дальше автор и доказывает, почему литургия должна изображать именно всю жизнь Спасителя, и, наконец, пишет: «Все действие Божественной литургии совершаемыми в ней Тайнами представляет все домостроительство спасительного снисшествия истинного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в символах, хотя и трудно в символах усмотреть полное соответствие в отдельности всему тому, что совершил Сам Господь или что сделали по отношению к Нему иудеи».

И не только в течение богослужебного дня за литургией вспоминается земная жизнь Спасителя – более распространенно она раскрывается и в годовом цикле богослужения, в круге годовых праздников и торжеств.

Воспоминание жизни Спасителя, с самых первых дней исторического бытия Церкви положенное в основу богослужения, и предопределяет собой то, что в системе богослужебных символов и обрядов некоторые имеют отношение к незначительным сравнительно подробностям земной жизни Христа, воспоминаются не только факты, но и обстановка этих фактов. Воспроизведение земной жизни Спасителя в богослужении иногда простирается до бытовых мелочей.

Все евангелисты повествуют, что при погребении Иисуса Христа Иосиф Аримафейский, взяв тело Спасителя, «обвил его плащаницею чистою» (Мф.27:59; Мк.15:46; Лк.23:53; Ин.19:40). Эта бытовая подробность имела довольно видное значение для литургийной символики. Плащаница издревле была символически представлена в обстановке литургии и за долгое время развития богослужебного обряда она имела свою историю, постепенно развиваясь и изменяясь в своем внешнем виде и занимая различное положение в общей системе богослужебного обряда.

Так как жизнь Спасителя воспроизводится двояко – в ежедневной литургии и в богослужении целого года, то и в истории плащаницы можно различать две части или два периода: историю плащаницы как символа в ежедневном богослужении и историю плащаницы как символа богослужения годового.

В земной жизни Иисуса Христа плащаница имела место при Его погребении, а потому и соответствующих символов должно искать в тех частях богослужения, где вообще воспоминается погребение Христово. Безкровная Жертва приносится на престоле, а потому престол и знаменует собой гроб Господень. О таком именно символическом знаменовании престола мы можем слышать единогласное свидетельство древнейших церковных литургистов. Уже по краткому толкованию на литургию Иоанна Постника (†595) трапеза представляет гроб Господа – τράπεζα τον του Κυρίου τάφον αντίθεται. В позднейших толкованиях эта мысль выражается столь же определенно, постоянно и всегда неизменно: она многократно повторяется у патриарха Германа и Софрония, у Феодора Андидского и Симеона Солунского. Вот почему плащаницу заранее можно искать среди принадлежностей престола: она должна входить в его символику. Здесь, в символике престола, в ее постепенном развитии, и лежит начало истории плащаницы.

Самое древнее свидетельство, где в символике престола упоминается предмет, обозначающий плащаницу, можно найти у св. Исидора Пелусиота (первая половина V века). В письме к комиту Дорофею, касаясь «изъяснения церковного тайноводства», св. Исидор пишет: «Чистая плащаница ( σινδών – то есть полотно), распростираемая для принесения Божественных Даров, есть служение Иосифа Аримафейского. Как он, обвив тело Господне плащаницею (Мф.27:59), предал оное гробу, из которого для всего рода нашего приобретено в плод воскресение; так мы, на плащанице освящая хлеб предложения, обретаем, без сомнения, Тело Христово, источающее для нас то нетление, которое по воскресении из мертвых даровал погребенный Иосифом Спаситель Иисус». Трудно и даже совершенно невозможно допустить, чтобы св. Исидор Пелусиот разумел здесь антиминс, как это отчасти утверждает прот. К. Никольский. Св. Исидор, очевидно, говорит лишь о том полотне, которым в его время покрывалась трапеза. Вполне естественно, что Евхаристия всегда совершалась на покрытом столе. В то время, когда еще не сложилось определенное впоследствии убранство престола, прежде всех одежд престола, должно думать, появился именно верхний его покров. Этому-то покрову и было придано значение плащаницы, что вполне и соответствовало воспоминавшимся событиям. Относительно этого σινδών ’а, его вида и способа употребления за литургией мы ничего не знаем. Можно только полагать, что на этом синдоне не было никаких изображений, потому что священные изображения в то время еще не вошли в обычное употребление на священных одеждах и богослужебных принадлежностях. И св. Исидор Пелусиот называет плащаницу чистой – η καθαρα σινδών .

В таком виде богослужебная плащаница сохранилась на престоле на долгое время, получив скоро лишь новое имя – ειλητόν . Этот последний термин возник, очевидно, от богослужебного употребления σινδών᾿ а, который свертывался и развертывался. Впервые ειλητόν встречаем в «Толковании на литургию» Иоанна Постника, где читаем: «Илитон распростирается на божественном престоле, по нашему мнению, в образ плащаницы, которою обвито было тело Господне Иосифом и Никодимом». В толковании патриарха Германа об илитоне говорится совершенно в том же смысле и почти в тех же выражениях: «Илитон знаменует плащаницу, которою обвито было снятое с Креста и положенное во гроб тело Христово». В обоих приведенных свидетельствах илитон есть, очевидно, лишь тот плат, на котором непосредственно совершалось Таинство Евхаристии. Поэтому илитон, обыкновенно свернутый, перед началом совершения Евхаристии развертывался и постилался поверх священной трапезы. «Диаконы, – говорится в «Толковании», известном под именем Софрония, – развертывают илитон, подобно Иосифу и Никодиму, когда они намеревались погребсти Самого Господа». Таким образом, илитон есть первая форма богослужебной плащаницы, и с символическим значением плащаницы и с указанным богослужебным употреблением илитон и остался на весьма долгое время. Вообще следует заметить, что илитон – богослужебная принадлежность, весьма необычная по своей исторической устойчивости. Чуть ли не полторы тысячи лет существует илитон на престоле, и за все это долгое время он почти не изменил своего внешнего вида: он и теперь все тот же простой плат. Самая первая стадия в истории плащаницы как бы окаменела и до сих пор остается все в том же первоначальном виде. Это обстоятельство тем более замечательно, что плащаница, развившаяся позднее в других формах, впоследствии совершенно затмила свою первоначальную форму и совершенно порвала с нею всякую связь. Илитон, доселе сохранивший почти неприкосновенным свое богослужебное употребление, отчасти утратил свое символическое знаменование. Уже у Симеона Солунского значение илитона представляется несколько иначе, нежели у раннейших истолкователей литургийного чина. По Симеону Солунскому илитон знаменует тот сударь, который был на главе погребенного Христа и который упоминается в Евангелии (Ин.20:7); плащаницей же илитона Симеон Солунский не называет.

Древние чины литургий постоянно говорят об употреблении илитона, о его развертывании перед совершением Евхаристии. Сравнительно с недавнего времени в богослужебных книгах Русской Церкви об илитоне не упоминается, а говорится о развертывании антиминса, и старообрядцы-раскольники в укор Православной Церкви между прочим ставят «отложение илитона сверху престола, его же во время литургии в старопечатных Служебницех по молитве оглашенных распростирают, а в новопечатных Служебницех велено распростирать вместо илитона антиминс». Антиминс, появившийся на престоле позже илитона, а в своем настоящем виде существующий и очень недавно, неизвестно когда и почему вложен в илитон и оттеснил его на второстепенное место, так что в настоящее время многие считают илитон лишь оберткой антиминса, куда он вкладывается для большей сохранности. Тем не менее илитон не совсем еще утратил свое первоначальное значение – он распростирается вместе с антиминсом; только антиминс закрыл собою илитон, и прежнее символическое значение илитона уже нельзя прилагать к нему с таким удобством, как прежде: Тело Христово полагается уже не на илитоне непосредственно, а на антиминсе, и плащаницу изображает скорее антиминс, чем илитон, хотя антиминс по своему происхождению на такое знаменование никаких прав иметь не может.

Дальнейшая история плащаницы тесно связана со все более и более развивавшейся символикой престола и богослужебных действий. Погребение Христово все более и более подробно изображалось символически за литургией. Алтарь был образом пещеры погребения, илитон, как сказано, плащаницей, престол – гробом. Но кроме илитона на престоле были в употреблении и другие пелены. Так, еще у Дионисия Ареопагита говорится о том, что «предлагается покровенный Божественный Хлеб и Чаша благословения». Максим Исповедник добавляет: «Заметь, что не только Святой Хлеб предлагался покрытым, но и Чаша, чего ныне не бывает». Эти покровы происхождения, быть может, естественного, без предшествовавшей мысли об их символическом значении, скоро получили и должны были получить символическое истолкование. Вполне понятно и заранее можно было ожидать, что покровам придано будет значение других погребальных пелен, о которых также говорят евангелисты. Действительно, такое значение и было придано всем другим покровам, употреблявшимся на престоле. Краткое указание символического знаменования покровов встречается еще у Иоанна Постника; более подробное – у патриарха Германа в древнейших славянских и греческих редакциях его «Феории», где после указания символического знаменования илитона читаем: «Покров (над Чашею) есть образ убруса, лежавшего на лице Христовом и закрывавшего оное во гробе. Общий покров ( το καταπέτασμα ) или воздух означает и заменяет камень, которым Иосиф утвердил гроб и к которому приложена была печать стражи». В позднейшей редакции вставлено еще: «Покров над дискосом соответствует также плащанице, которою покрывали тело Господа». Здесь замечательно то, что указано уже две плащаницы. Наряду с древнейшей плащаницей – илитоном, на котором полагался Божественный Хлеб, плащаницей же называется и тот покров, которым Хлеб покрывается сверху. В дальнейшей своей стадии история плащаницы переходит в историю верхнего покрова, которым Святые Дары покрывались. Этот верхний покров в течение веков имел свою сложную историю развития.

В только что приведенных словах Германова «Толкования» плащаницей назван покров над дискосом, но такое знаменование этого именно покрова в литургической письменности не удержалось. У Симеона Солунского предложено несколько иное символическое значение покровов, употреблявшихся на престоле при совершении символического погребения Спасителя. В общем, и по Симеону Солунскому, покровы обозначают погребальные принадлежности: пелены, плащаницу и т.д. Но что обозначает каждый покров в отдельности – это Симеон Солунский указывает совершенно иначе. Покров над дискосом вместе с другими покровами (то есть покровами Чаши) означает погребальные пелены. В те же пелены зачислен Симеоном и илитон: именно он обозначает тот сударь, который видели апостолы вместе с погребальным саваном «особь свитым ( εντετυλιγμένον ) на единем месте» (Ин.20:7). Он бывает сложенным, почему и называется илитоном ( διο και τουτο ειλημένον εστί και ειλητον λέγεται ). Так как он был на главе Спасителя, то на нем вместо Спасителя, полагается Священное Евангелие. Плащаницей же Симеон Солунский называет третий большой покров которым покрываются сверху потир и дискос вместе. Этот-то покров Симеон называет воздухом : означает же он плащаницу потому, что им часто окружается ( περιφέρει ) умерший и миром помазанный Иисус. А то символическое значение, которое третьему покрову придавал патриарх Герман, у Симеона Солунского остается без предмета; у него нет покрова и вообще какой-либо престольной принадлежности, которая обозначала бы камень гроба. Таким образом, история плащаницы переходит в историю того именно покрова, который обыкновенно называется воздухом. Воздух на престоле существовал и прежде, но с другим символическим значением; теперь же он получает значение плащаницы, и мы считаем не лишним представить раннейшую историю этой формы плащаницы, то есть воздуха: без этой истории очень многое в позднейшей истории плащаницы оказалось бы непонятным.

Воздухом называется в богослужебных книгах третий – больший других – покров. Слово «воздух» – αήρ – в данном случае обозначает собственно род материи, именно обозначает легкую и прозрачную материю, как замечает Рейске в комментарии к «De cerimonisis aulae Byzantinae» Константина Порфирогенита. В этом смысле αήρ соответствует латинскому nebula; да в греческих богослужебных книгах вместе αήρ иногда и употребляется νεφέλη %. Ποэτομυ cλοβο αήρ δολγοε βρεμя νε βыλο τεχνηчεcκημ τερμηνομ; β δρεβνεйшηχ παμяτνηκαχ βοζδυχ ηνογδα ναζыβαετcя ο λεγόμενος αήρ – τακ ναζыβαεμый βοζδυ. Β δρεβνηχ λητυργηчεcκηχ παμяτνηκαχ βοζδυχ ναζыβαετcя τακжε καταπεταcμοй – το καταπέτασμα ειτουν ο αήρ % . Τακοε ναζβανηε μοжετ ναταλκηβατь να πρεδπολοжενηε: νε cβяζαν λη βοζδυχ πο cβοεμυ προηcχοжδενηю c ηζδρεβλε ηζβεcτνοй καταπεταcμοй? Β ποδτβερжδενηε эτογο πρεδπολοжενηя μοжνο πρηβεcτη νεcκολьκο δρυγηχ cοοβραжενηй, δοπυcκαющηχ βοζμοжνοcτь πολοжητελьνογο οτβετα να ποcταβλεννый βοπροc.

В древнее время алтарь был совершенно открыт, так как иконостаса не было. Но в литургии при совершении на престоле Таинства Евхаристии есть много таинственных действий, которые не должны быть видимы лицами несвященными. Настояла нужда так или иначе закрывать престол. Можно думать, что к этому особенно побуждали disciplina arcana и существовавший институт оглашенных и кающихся. Для закрытия престола с древних времен появились завесы, которые пришивались между столбиками кивория (надпрестольной сени). Наряду с такими завесами был и иной способ завешивания алтаря одной завесой по линии нынешнего иконостаса. Так патриарх Герман говорит о затворении врат, развитии завесы ( εξάπλωσις του καταπετάσματος ) и поднятии завесы ( το καταπέτασμα υψων ). Однако более распространенным был первый способ завешивания; завешивался один только престол, и завесы были между столбами кивория. Симеон Солунский говорит только о завесах кивория. От таких-то завес кивория не произошел ли и воздух? Завеса кивория не была ли положена на престол? Никаких точных и убедительных исторических свидетельств за или против привести нельзя, и поневоле приходится говорить не положительно, а лишь предположительно. По крайней мере, некоторые данные указывают на какую-то связь между воздухом и катапетасмой, и ничто не препятствует представлять эту связь в виде происхождения первого от второй. Могли быть храмы, где над престолом не было кивория, и возможно, что завесу, которую повесить было негде, положили. Очень нередко колонны кивория, уменьшаясь до тоненьких столбиков, ставились на углы престола, так что сень была не над престолом, а на самом престоле. Е.Е. Голубинский свидетельствует, что такой способ устроения кивория, которого в России ему видеть не приходилось, у греков не только употребителен наряду с другим, но и преобладает над ним. Патриарх Фотий говорит о «новой церкви» Василия Македонянина в своей «Похвале», что в ней киворий помещен был на самом престоле. А столбы кивория здесь названы στυλίσκοι % . Εcλη κηβορηй βыλ να cαμομ πρεcτολε, το ζαβεcы να εγο cτολβαχ βыλη, νυжνο δυματь, μαλο υδοβνы. Эτο οβcτοяτελьcτβο τακжε μογλο δατь ποβοδ νακρыτь ζαβεcοй cαμη Σβяτыε Δαρы. Να cβяζь μεжδυ καταπεταcμοй η βοζδυχομ νε υκαζыβαετ λη το οβcτοяτελьcτβο, чτο, πο τολκοβανηю πατρηαρχα Γερμανα, ονη cημβοληζηρυюτ οδνο η το жε. «Ζατβορενηε βρατ, – γοβορητ Γερμαν, – η cπυщενηε cβερχυ ηχ ζαβεcы, κακ эτο οβыκνοβεννο δελαετcя β μοναcτыρяχ ( ως οι εν τοις μοναστηρίοις ειώθασι ), τακжε ποκρыτηε Βοжεcτβεννыχ Δαροβ τακ ναζыβαεμыμ βοζδυχομ ( η δια του λεγομένου αέρος των θείων επικάλυψις ) ζναμενυετ, δυμαю, τυ νοчь, β κοτορυю cοβερшηλοcь πρεδατελьcτβο οτ υчενηκα... Κογδα cνημαετcя βοζδυχ, οτδεργηβαετcя ζαβεcα ( του καταπετάσματος συστελλομένου ) η οτβερζαюτcя δβερη, эτημ ηζοβραжαετcя υτρο». Ζδεcь κακοε-το νεπονяτνοε υδβοενηε cημβολα. Δα η το δρεβνεйшεε ζναμενοβανηε βοζδυχα, πο κοτορομυ ον ηζοβραжαετ καμενь γροβα, χοτя η νε πρηπηcыβαετcя καταπεταcμε, νο πο εε πολοжενηю ποδ cτολβαμη κηβορηя πρηληчεcτβυετ εй γοραζδο βολьшε, νεжελη βοζδυχυ; καταπεταcμα ημεννο κακ βы ζαγραжδαετ πεщερυ γροβα, οβραζυющυюcя ηζ πρεcτολα η κηβορηя.

Кроме того, можно обратить внимание на некоторые действия, сохранившиеся доныне в архиерейском Чиновнике, – именно на движение воздуха во время Символа веры над головою епископа. Это действие так описано в архиерейском Служебнике XVI века: «Приступает архиепископ с иереи и с диаконы и примутся вси руками за аер, глаголюще: верую в единого Бога. Егда же глаголет диакон: станем добре, тогда святители и поднимут аер на главы своя к устом и к очима и к лицу прикладающе». По некоторым древним Служебникам подобное действие было при совершении литургии и всяким иереем. Так в Служебнике конца XVI века говорится: «Иерей воздвиже спреди святаго (святый) воздух на главу свою, глаголет тай: верую во единаго Бога». В другом Служебнике: «Иерей воздвиг мало воздуха и преклонь главу под воздух глаголет: верую». Но в Служебнике митрополита Киприана о подклонении главы под воздух не говорится. Что это за действие? Каково его происхождение? Трудно, конечно, судить решительно и отвечать положительно, но, может быть, здесь пред нами остаток того, как в древности служащий иерей иногда преклонял главу под висевшую на передних столбах кивория катапетасму, особенно если киворий стоял на углах самого престола. Тогда иерей должен был преклонять главу под вертикально висевшую завесу кивория, и она, конечно, колебалась. Это колебание, к которому привыкли и которое само получило символическое значение, не было ли сохранено и тогда, когда прежде вертикальная завеса была положена горизонтально? Нужно, конечно, сознаться, что приведенные соображения не могут быть вполне достаточными для основательного подтверждения высказанного предположения, тем более что завеса и воздух существовали вместе и воздух был известен, как мы уже видели, очень рано. Его мы встречали у Иоанна Постника и в 10 правиле Двукратного Собора. Из «Обрядника византийского двора» известно, что император обычно ( κατα το ειωθός ) возлагал на престол вместе с другими дарами по два белых воздуха. Относительно этих воздухов нельзя, впрочем, с достоверностью сказать, что именно они представляют. В приведенном месте «Обрядника» они названы белыми воздухами ( λευκοι αέρες ), но в другом месте того же «Обрядника» при совершенно аналогичном случае полагаемые императором, вместе с теми же самыми дарами, покровы названы ειλητά %. Β τομ η δρυγομ cλυчαε γοβορητcя, чτο πρηνεcεννыε ποκροβы ραcπροcτηραюτcя να πρεcτολε ( απλουσι επάνω , εφαπλοι ). Βο βτορομ cλυчαε яcνο, чτο πρηνοcημыε δηcκοcы η ποτηρы βοζλαγαληcь ποβερχ υκαζαννыχ ποκροβοβ (ηλητονοβ). Ποэτομυ μοжνο δυματь, чτο β «Οβρяδνηκε» ραζυμεюτcя ποκροβы, νε cοβcεμ τοжδεcτβεννыε c ναшημη βοζδυχαμη; ονη μογυτ cοοτβετcτβοβατь ηλητονυ, το εcτь τομυ πλατυ, κοτορый ηζδρεβλε πολαγαλcя ποδ Σβяτыμη Δαραμη. Εcλη жε δοπυcτητь, чτο υπομηναεμыε β «Οβρяδνηκε» αερы υποτρεβλяληcь η δλя ποκρыτηя Σβяτыχ Δαροβ, το, μοжνο δυματь, эτη ποκροβы (το εcτь βοζδυχη) εщε νε ημελη νηκακηχ ηζοβραжενηй, α βыλη ληшь κυcκαμη βελογο πολοτνα c κακημη-νηβυδь υκραшενηяμη, μοжετ βыτь, δραγοцεννыμη, κακ η ποδοβαετ δαρυ ημπερατορcκομυ.

Итак, воздух, имевший свою раннейшую историю и происшедший, вероятно, из катапетасмы48, получил, по свидетельству Симеона Солунского, знаменование плащаницы, и история воздуха входит, таким образом, в историю плащаницы. С этого времени воздух-плащаница начинает быстро развиваться в своем внешнем виде соответственно с богослужебным употреблением, и с этого времени начинается археология и иконография плащаницы.

Есть много воздухов, древность которых восходит почти до времен Симеона Солунского и которые до сих пор наглядно представляют нам, что также был древний воздух-плащаница.

Прежде всего мы отметим воздухи, которые по изображенным на них сюжетам относятся к самому Таинству Евхаристии. На таких воздухах изображалось прежде всего причащение Христом апостолов. Этот сюжет, очевидно, совершенно не подходит к указанному символическому знаменованию воздуха (то есть плащаницы), а потому воздухи с подобными изображениями и встречаются сравнительно редко. В Московском историческом музее хранится воздух начала XV века (1423), так называемый Суздальский, и в Рязанской Крестовой церкви хранится воздух также XV века (1486). Эти два воздуха по внешнему виду почти совершенно одинаковы. Размеры Суздальского воздуха 2x3 аршина, рязанского – 1,5x2,5. В изображении Тайной Вечери Иисус Христос представлен два раза, да и сам престол, около которого Он стоит, тоже разделен надвое. Христос, стоящий около одного престола, раздает шести апостолам Святой Хлеб, а Христос, стоящий около другого престола, другим шести апостолам преподает Вино из Чаши. Над каждым изображением соответствующая надпись: «Примите и ядите, се есть тело Мое за вы ломимое ... пиите от нея вси, се есть кровь Моя новаго завета». Относительно рязанского воздуха мнения писавших и вообще упоминавших о нем расходятся. Одни полагают, что это был именно воздух. Другие, принимая во внимание его величину, находят, что такой воздух был бы неудобен, а потому воздух считают кто иконой, помещавшейся в алтаре или против престола, или против жертвенника , а кто – напрестольным покровом . Впоследствии мы увидим что подобные размеры воздуха вовсе не представляют чего-то необыкновенного, и можно положительно утверждать, что воздух иконой не был.

С подобным же сюжетом два воздуха указывает проф. Н.П. Кондаков: один воздух Пантелеимоновского монастыря на Афоне, другой – Сучавицкого монастыря в Буковине. Афонский воздух представляет Иисуса Христа, дающего Святой Хлеб апостолу Петру. В другой руке Христос держит свиток. Вокруг надпись: «Даст Иисус Своим учеником и апостолом рек: приимите, ядите сее тело Мое еже за вы ломимое в оставление грехом, такожде и чаша по вечери глаголя».

Изображения, имеющие отношение к Таинству Евхаристии, чаще встречаются на меньших покровах. На покрове дискоса изображали Младенца Иисуса или в яслях, или на дискосе. На покрове Святой Чаши обыкновенно помещалось изображение Знамения Пресвятой Богородицы, что символически изображало воплощение Христово.

Более употребительным было на воздухах изображение снятия Господа Иисуса Христа с Креста и положение во гроб, то есть то изображение, которое нас и должно наиболее интересовать. Это изображение именно и соответствует символическому знаменованию воздуха, которое приписывается ему в литургической письменности со времен Симеона Солунского. Это изображение соответствует и тем моментам литургии, когда употребляется воздух. После Херувимской песни, по толкованию еще Германа, святая трапеза знаменует погребение Христово, когда Иосиф, сняв тело Христово с Креста, обвил Его плащаницею чистою и, помазав ароматами и миром, подъял с Никодимом и положил в новом, иссеченном из камня, гробе. Изображение лежащего Христа, как можно думать, иногда находилось на престоле и помимо воздуха. Об этом свидетельствуют древние изображения престолов, как например, на артосной панагии в Ксиропотаме (XII век). В архиерейском Служебнике 1665 года читаем о том, как при освящении храма архиерей «над мощами святых мученик, оутвердив, и местце загладив, прилепляет нань положение во гробе, на папери написанный». Вполне естественно и не нуждается ни в каком особенном объяснении, что положение во гроб начали изображать на воздухе, лишь только он получил значение плащаницы. Уже Симеон Солунский говорит о επιπλον᾿ε , о γυμνον εχει και νεκρον εικονισμένον τον Ί ησουν. Воздухов с таким именно изображением сохранилось весьма много; само же изображение на них весьма разнообразно, что в большей мере зависело, конечно, и от художественного вкуса и способностей мастеров или мастериц, эти воздухи приготовлявших. Большинство воздухов представляют момент после снятия тела Христова с Креста. На многих воздухах находится поэтому и Крест; тело Христово лежит около Креста как бы на одре. Крест имеется на древнейшем подобном изображении (XV в.), найденном на Афоне Дидроном. Но с течением времени Крест все более и более сходит с рисунка. Из 15 воздухов, рассмотренных А.И. Одобеско в его исследовании о тихвинском воздухе, лишь четыре имеют Кресты. На рисунках представляется сцена, буквально не соответствующая евангельскому повествованию. Изображается надгробный плач об умершем Христе, что нередко и обозначается особой надписью: о επιτάφιος θρεινος или θρηνος . Сама же сцена эта изображается тоже весьма и весьма различно. Иногда она сокращается всего до трех-четырех фигур, как, например, на горицкой плащанице, снимок с которой приложен к исследованию Одобеско, где видим лишь Крест, Спасителя на одре и двух Ангелов. С другой стороны, сцена увеличивалась присутствием нескольких Ангелов с рипидами и сосудами, Херувимов, распростирающих или несущих одну или несколько погребальных пелен, шестокрылых Серафимов и т.д. На некоторых плащаницах внизу изображалось поклонение Ангелов пеленам, приготовленным для погребения тела Христова. Изредка наверху картины помещались солнце и луна.

Кроме описанной сцены положения во гроб, на древних воздухах и позднейших плащаницах находится много других изображений: бывают обыкновенно и надписи. Надпись «Во гробе плотски», очевидно, имеет самое непосредственное отношение к изображаемому событию. То же можно сказать о редкой надписи с величанием и наиболее частой из всех: «Благообразный Иосиф». Необходимо, однако, заметить, что надпись «Благообразный Иосиф» могла произойти и в зависимости от литургического употребления воздуха-плащаницы, так как когда Святые Дары покрываются воздухом, то произносится именно этот тропарь.

В нарочитом объяснении нуждаются изображения Архангелов вне или без сцены положения во гроб (как на современных воздухах), святых и надпись «Да молчит всякая плоть», причем надпись эта на древних воздухах читается, конечно, несогласно с нынешним ее чтением в богослужебных книгах. Объяснения этим иконографическим подробностям следует искать только в богослужебном употреблении воздуха, в частности – в употреблении его при великом входе и вообще в символике этого входа.

Великий вход, по церковному толкованию, знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на страдания, служит знамением вхождения всех святых и праведных, совходящих Святому Святых, в предшествии невидимо предтекущих херувимских сил, ангельских воинств, бестелесных сонмов и бесплотных чинов, которые вопиют и дориносят великого Царя Христа, шествующего на таинственное жертвоприношение. По Симеону Солунскому, великий вход знаменует Второе славное Пришествие Христа с Небес. Поэтому великий вход издревле совершался с большой торжественностью. Конечно, торжественное совершение великого входа возможно было лишь в храмах соборных, где было много клира, и описание этого входа поэтому встречается в сравнительно немногих памятниках. Торжественно совершался великий вход в Константинопольской Святой Софии: «Дары Господня понесут много попов и дияконов, – писал Антоний Новгородец, – бывает же тогда плач и умиление и смирение велико от всего народа не токмо дне (на полу) во Святой Софии, но и на полатах. Каки ли изрядныя дароносивыя златыя сосуды, каменьем и жемчугом украшены, и серебряные! И как понесут светозарный Иеросалим и рипиди, и тогда воздыхание и плач бывает людей о гресех! Кий ум и какова душа не помянет тогда о Царствии Небеснем и о жизни бесконечной!» Кроме жезлов, мечей, рипид, иерусалимов и сионов – что особенно важно для нас – носили воздухи, которые иногда называются плащаницами. В древнем иерусалимском чине литургии мира так описан великий вход: «Сначала выходят депотаты, потом певцы, далее 12 иподиаконов, неся 12 подсвечников со свечами, после них 12 диаконов, имея в руках 12 кадильниц, потом еще 12 диаконов, держа золотые скиптры, и снова другие 12 диаконов с 12 золотыми и серебряными рипидами, далее патриарх, поддерживаемый под руки с той и другой стороны двумя епископами, четыре пресвитера, несущие святой сосуд с миром, покрытый светло-золотою карамавгою, края которой возвышают четырьмя рипидами четыре диакона, и таким образом приносится во святой алтарь». Симеон Солунский, описывая торжественный вход, говорит, что за Святыми Дарами идут несущие на главе священный покров, на котором изображен мертвый нагой Иисус. О ношении воздухов есть упоминание и в русских соборных Чиновниках. В архиерейском Служебнике 1665 года великий вход на литургии Василия Великого описывается так: сперва идут свещеносцы, потом диаконы со скиптры, далее иереи носяще митру святительскую и омофор. «Таже, будет ли довольно священников, идут по два с крестами». Диаконы с кадильницами, архидиакон со святым дискосом и два иподиакона по сторонам его с рипидами, старейший священник со святым потиром и также два иподиакона по сторонам с рипидами, чтири иерее носяще плащеницу и, наконец, иподиакон с умывальницей. В том же Служебнике о выходе на литургии Златоуста: «И потом старей священник несет (в) потир(е) кровь Владычню, и прочие священницы идут с потиры и с кресты и инии под воздухом». Такие литургийные выходы послужили реальной основой для символического иконографического изображения Божественной литургии или «великой литургии», которое иногда встречается в куполах древних храмов. О подобных мозаичных и фресковых росписях в афонских храмах – Хиландарском, лавры Святого Афанасия, придела во имя Святителя Николая Чудотворца там же, Кутлумушском (1540), Иверском (1600), Иверской часовни Божией Матери Вратарницы – говорит проф. Н.И. Кондаков, описывая «памятники христианского искусства на Афоне». В алтаре Ильинской ярославской церкви великий вход представлен так: дискос несет Ангел, за священником с потиром идут еще два священника, из которых один несет копие и лжицу, другой – плат с изображением Нерукотворенного Образа, означающий, вероятно, воздух, за ними три священника несут еще большой плат в виде плащаницы. На артосной панагии XII в. Ксиропотама также представлен великий вход, причем два Архангела несут на плечах воздухи в виде платов, а потом Ангел в диаконском стихаре с орарем несет большой воздух, который покрывает его сзади. Размером этот воздух не менее плащаниц нашего времени. Проф. Н.И. Петров при описании коллекции древних восточных икон из собрания епископа Порфирия (Успенского) говорит о древней иконе, изображающей Божественную литургию, с надписью наверху: η θεια λειτουργία , где Ангелы и Архангелы в священных одеждах, со свечами и рипидами сопровождают плащаницу с изображением Умершего Спасителя, под которой подпись: υμνος επιτάφιος αμνου λόγου %.

Остаток или отголосок этого древнего обычая носить на великом входе воздухи-плащаницы можно видеть в том, что и теперь при каждой литургии диакон несет воздух на левом плече, а при посвящении диакона в пресвитера во время великого входа новохиротонисаемый несет на голове большой воздух, который он держит обеими руками за передние концы, имея в правой руке и конец ораря. Положение воздуха совершенно то же, что и в изображении великого входа на Ксиропотамской артосной панагии, только воздух там гораздо больше современного.

Такова история литургийного употребления плащаницы. Вместе с указанным символическим значением самого великого входа, это употребление воздухов и плащаниц на литургии вполне объясняет имеющиеся на древнейших из них изображения Архангелов и надписей: «Да умолчит всяка плоть земная». Ведь в самом этом литургийном гимне говорится, что идущего на страдания Христа «предваряют лици ангельстии с всеми Началы и Власти, многоочитые Херувимы и шестокрылатые Серафимы». Изображения Херувимов появились и на других принадлежностях великого входа, например на рипидах, которые иногда и назывались χερουβικά.

Та же история богослужебного употребления плащаницы может объяснить помещение на воздухах и плащаницах поясных изображений святых. Как мы уже упоминали, великому входу было придано символическое значение Второго Пришествия. Но о Втором Пришествии в Евангелии говорится, что оно будет с «силою и славою многою» (Мф.24:30; см. также: Лк.21:27; Мк.13:26) и что с Сыном Человеческим придут «все святые Ангелы» (Мф.25:31). Апостол Павел говорит, что и живущие вместе с умершими «восхищени будут на облацех в сретение Господне на воздусе» (1Сол.4:16–17). Сюда же можно отнести и слова Христа ученикам: «Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.19:28). По патриарху Герману, великий вход служит именно знамением вхождения всех святых и праведных, совходящих Святому Святых. Такое толкование великого входа, идущее из глубокой древности, отразилось и в некоторых подробностях его совершения. На Востоке носили во время великого входа мощи святых, причем по пути возлагали их на болящих. В русских богослужебных книгах и в исторических памятниках ношение мощей не встречается, но не стоит ли с этим древним обычаем в связи тот факт, что при канонизации святого и в некоторых других случаях его мощи носятся во время великого входа и поставляются пред престолом? Кроме того, в русских соборных Чиновниках постоянно говорится о ношении на «переносе» плащаниц с мощей святых, на которых обыкновенно изображены были и сами святые. В Чиновнике Новгородского Софийского собора встречаем такие замечания: «Несут на переносе плащаницу, образ Иоанна, архиепископа, сенние попы», «а на большом переносе образ на плащанице чудотворца Антония носят священницы», «плащаницу чудотворца Варлаама на переносе», «на переносе несут плащаницу чудотворца Никиты». В Чиновниках Московского Успенского собора подобные же замечания: «На литургии во время переносу носят плащаницы Петрову и Ионину», которые «снимают с их рак»: «ино возмут два покрова с Петровы и Ионины».

Та самая символика великого входа, которая служила основанием для только что описанных особенностей при его совершении, нужно думать, и была причиной появления изображения святых на воздухах и плащаницах, тем более что изображения и по краям икон были в обычае у наших предков (так называемые иконы с чудесами).

В связи с литургийным употреблением воздуха, нужно думать, стоит появление на сторонах воздухов и плащаниц изображений авторов литургий – Иоанна Златоуста и Василия Великого, как это видим на загряжском воздухе. Авторы литургий вообще не забываются при совершении литургии; они поминаются, например, на отпустах. Если вообще на воздухах и плащаницах появились изображения святых, то естественно было появиться и изображениям Иоанна Златоуста и Василия Великого. Впрочем, плащаницы с изображением этих святителей – редкость.

Труднее объяснить появление на воздухах одной из наиболее часто встречающейся их иконографической особенности: на большей части известных художественно расшитых воздухов по четырем углам средней картины изображены евангелисты с соответствующими каждому из них иконографическими символами. Иногда встречаются и одни только символические изображения без самих евангелистов. Евангелисты располагаются без соблюдения какого-либо определенного порядка; иногда они представлены во весь рост, чаще – по пояс. Над евангелистами надписываются их имена – полностью или монограммы. Если вместо лиц изображены символы, то около них помещаются греческие слова в таком, например, виде: под орлом евангелиста Иоанна пишется – αδοντα , под тельцом Луки – βοωντα , под львом Марка – κεκραγόντα и под человеком Матфея – κελέγοντα ( και λέγοντα ).

Объяснение и этой иконографической особенности плащаницы следует искать также в том, что плащаница в форме воздуха полагалась на престоле. С древнейших времен было в обычае украшать поверхность престола. Наиболее древняя форма украшений – крест посередине, так называемый гамматический, и треугольники, или гаммы, по углам. Нередко эти изображения встречаются на передней стороне престола или вместе с такими же изображениями на верхней доске, или без них. Следующая ступень в развитии угловых украшений престола состоит в том, что на углы налагались особые куски полотна с какими-либо изображениями. О таких украшениях престола упоминает византийский «Обрядник», когда говорит, что император целует το τάβλον της αγίας ενδυτης. Можно думать, что τάβλια были уже не на престоле, а на одеждах его – τάβλια της ενδυτης . Сам термин τάβλια , по объяснению Дюканжа, означает – tabulae, quibus vestes ornari solebant. Кроме того, в другом месте «Обрядника» говорится, что царь ασπάζεται τα αγια σπάργανα – пелены. Рейске в этих τάβλια видит те же гаммы и гамматические кресты. Подробно о четырех платах на углах престола говорит Симеон Солунский – περι των τεσσάρων των εν τη θεία τραπέζη . Сначала, пишет Симеон, по четырем углам святой трапезы полагаются четыре плата ( τα τέσσαρα υφάσματα ) с именами евангелистов по одному на каждом, потому что трапеза образует всю Церковь, от концов земли собравшуюся к Господу, на Нем основанную евангельскою проповедью и словом благодати, как бы льном, чисто собираемым из травы и очищаемым посредством обделывания, связанную с Ним, также как бы льняными сетями – рыбарями уловленную Ему; почему эти четыре плата и устрояются из льна. Эти платы устраивались по образу божественных евангелистов (κατα τύπον των θειων ευαγγελιστων ) и назывались евангелистами ( ευαγγελισται λεγόμενοι ). Симеон Солунский, как видно, говорит лишь об именах евангелистов ( τα ονόματα των ευαγγελιστων εκαστον εν εκοντα ) на платах ( υφάσματα ), но не говорит об изображениях самих евангелистов. Но, конечно, если на платах были уже имена евангелистов, то легко могли появиться и сами изображения евангелистов тоже на углах престола под одеждами, о чем мы и имеем ясное свидетельство в архиерейском Служебнике 1665 года, где в чине освящения храма говорится: «Взем святитель евангелисты 4 малеваных на паперу, или на платне, прилепляет по чину на 4 углех святыя трапезы».

Вот эти-то евангелисты, следует думать, и перешли постепенно с престола на покровы, находившиеся на престоле. Происходил процесс постепенного поднятия изображений евангелистов из-под одежд, где они были излишни, потому что не видны, на престольные пелены. Изображения евангелистов появились на антиминсах, когда антиминсы начали печатать. На некоторых антиминсах есть и символические изображения евангелистов, и евангелисты со своими символами вместе. Аналогичное явление мы имеем в появлении изображений евангелистов и на воздухах.

Все изображения, о которых мы говорили, получены были, таким образом, благодаря тому, что воздух находился на престоле и употреблялся во время великого выхода. Изображения эти сохранились на плащаницах и после того, как они впоследствии, как увидим, почти совершенно порвали связь с престолом. Иконографические особенности изредка и теперь встречающихся новых художественных плащаниц (например, в киевском Владимирском соборе и в московском Чудовом монастыре) прямо отсылают нас к изложенной раннейшей истории воздуха-плащаницы и только в этой истории находят свое объяснение.

История воздуха-плащаницы здесь может быть и кончена. С падением церковной жизни в Греции и России, когда интересы жизни церковно-богослужебной отошли на задний план, уступив свое место иным интересам, далеким от Бога и Церкви, дальнейшее развитие воздухов в художественном отношении прекратилось. Теперь уже почти нет тщательно и с любовью расшитых шелками воздухов; нашли более легкий способ приготовления воздухов из парчи, так что воздухи уже перестали быть «воздухами» (αήρ , то есть sindon tenuis et perspicua). Лишь в старинных монастырях и соборах, в ризницах да в музеях сохраняются громадные старинные воздухи-плащаницы, которые своим давно поблекшим видом безмолвно говорят о том, что давно прошли те времена, когда обряды церковные были торжественнее и богослужебные принадлежности приготовлялись с великой любовью даже в царских и княжеских теремах.

Почти в то самое время, как воздух-плащаница закончился в своем художественном развитии, история плащаницы вступила в новый период. Начался, как мы только что сказали, упадок художественного достоинства плащаницы как престольной принадлежности ежедневного богослужения, но как бы вместо этого началось развитие плащаницы в смысле, понятном в настоящее время для всех, в смысле священной принадлежности богослужения некоторых дней годового богослужебного круга. Все более и более выходил из практики обычай носить во время великого входа воздухи-плащаницы, но начали развиваться и распространяться особые обряды, в центре которых стала плащаница. Плащаница, в этом смысле получившая начало от воздуха и прежде, как мы видели, сама бывшая не чем иным, как воздухом, почти отделилась от своей прежней истории, но сохранила, хотя и не вполне, внешний вид и иконографические особенности, приобретенные в тот раннейший период своей истории.

В настоящее время плащаницей преимущественно и даже почти исключительно именуется только та богослужебная принадлежность, которую мы видим в умилительных обрядах богослужения Великого Пятка и Великой Субботы. Обряды эти развились и заняли свое место в богослужении в сравнительно позднейшее время. История этих обрядов и заполняет дальнейшие страницы богослужебного употребления плащаницы и самой плащаницы, то есть ее иконографического типа.




Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Написать комментарий