НЕБЕСНЫЙ ДАР ЛЮБВИ

НЕБЕСНЫЙ ДАР ЛЮБВИ

Слово протоиерея Валентина Амфитиатрова. И так, не должно малодушествовать, испытавая скорби и бедствия потому что от скорбей, как говорит ап. Павел, приходит терпение, а от терпения опытность (Рим. 5, 3, 5)

Поистине опытность можно назвать дочерью терпения. Человек, имеющий достаток материальных благ и телесное здоровье, обычно не вникает глубоко в себя. И сегодня, и завтра, как всегда, перед ним есть, в чем чувственна его природа имеет потребность. Он идет, куда хочет, у него свой дом, на улице почет, в теле крепость здоровья, в расположении людей, в развлечениях нет отказа.

Предаваясь чувству довольства, счастливец забывает о свлем безсилии: ему кажется, что он все может, что невозможное существует для других, а не для него. Он забывает о своей зависимости от Господа Бога. кому неизвестно, что сытые, веселые и здоровые посещают храм Божий реже, нежели убогие и угнетаемые нуждой? Пока гром не грянет над головой, безпечный не осенит себя знамением креста, так можно перефразировать народную пословицу, сложившуюся из опыта и наблюдений. Человек, жизнь которого проходит без скорби, мало думает о краткости земного существования. Всем известно, какие чертоги сторит себе прихотливый богач. Эти дворцы напоминают собой храмы. Известно также, что люди без скорби считаю себя умнее, нежели они на самом деле. Под влянием самомнения, они легко забывают о высших потребностях своей безсмертной души, о небесных благах. Их религия очень часто сброд странных соображений, плод несообразных увлечений.

Таковы все, не испытавшие скорби. Терпение же скорбей не дает человеку возможности впасть в самозабвение. Он и вчера, и сегодня, и всегда на страже, недремлющий и чутко прислушивающийся к голосу своей совести. На каждом шагу и каждый час он сознает свое безсилие. На собственном опыте он убеждается в непостоянстве и суетности земных благ. Он видит, как меркнет величие, как надувается и распаляется спесь, как безнадежна крепость богатства, как скоропреходящи молодость и красота. Терпение скорбей научает усерднее молиться Богу и у Него искать помощи и подкрепления, на Него надеяться среди всяких бедствий настоящей жизни. Христианин, ревностно подвизающийся на пути спасения, чем более испытывает печалей, тем более совершенствуется в духовной жизни. Страсть над ним безсильна.  В горниле терпеливого перенесения скорбей, под молотом горестной доли люди перековываются в сильных духом праведников, которые дорожат честным словом; пренебрегают щедрыми подачками лиц, ими не уважаемых; стоят за правду, несмотря на опасность потерять все свое состояние и даже жизнь; плачут с плачущими и веселятся радостями других, горячо и всем сердцем всем сочувствуют. На скорбном пути спасения христианин видит и испытывает на себе самом, как Божия сила совершается в его немощах (2 Кор. 12, 9). Любящие ученики ап. Павла, добрые его знакомые,  более за него, сетовали, зная, как много он терпит от лукавых людей. Он же, слыша об этом сочувствии к нему, писал: Отец милосердия и Бог всяческого утешения утешает нас во всякой скорби нашей. Мы утешаемся, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении (2 Кор, 1, 3,7). Вот что необходимо страдальцу: дружеское сочувствие. Всегда бывает грустно видеть, как от человека, впавшего в несчастье, отворачиваются до этой поры окружающие его с похвалами приятели, но пожвижник Христов радуется, сознавая, что они отошли от него не за его измену добру, но по собственному малодушию и самолюбию. Если мишура отпала от золота, то золотостановится еще светлее и драгоценнее. Достигший опытности в храстианских подвигах, св. ап. Павел писал своим дузьям: Я научился, быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости,, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 11, 13).  Так приобретается опытность в терпении.

Опытность окрыляет благочестивого христианина надеждой. Благодушно переносящий скорби скоро из собственного опыта узнает справедливость слов пророка Давида: Господь мне Помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Господь мне Помощник, и я буду взирать на врагов моих. Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше  уповать на Господа, нежели надеяться на князей.

В высшей степени утешительно это назидание великого, боговдохновенного певца для честного человека, который пробивает себе путь в жизни трудом, скорбями, лишениями.  Ему не нужны покровители земные, они смертные люди, они любят своих присных, а передоблагодетельствованными являются подобием языческих идолов. Человек, привыкший путем покровительства сильных получать отличия, чины и титулы, возносится над своей средой, забывает Господа Бога и впадает в идолопоклонство, хотя в  этом и не сознается. Он не поймет слов св. ап. Павла израссматриваемого нами апостольского чтения. Истинный подвижнтк, ободряется надеждой даже и в такое время, когда по видимости все против него: и люди, и земля, и воздух, и вода. Почему же ободряется? Потому что внимает приятнейшему голосу: Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня (т.е. за правду, за любовь. За добро). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. (Мф. 5, 11-12). Аминь.

Написать комментарий