С какими чувствованиями должно присутствовать при богослужении?

С какими чувствованиями должно присутствовать при богослужении?

I. Преп. Анастасий, воспоминаемый ныне церковию, был родом из Сирии или Палестины и в юности получил прекрасное образование и благочестивое христианское воспитание. Придя в возраст и воспитав в себе благочестивое душевное расположение, преп. Анастасий пожелал оставить мир н вступил в монастырь. Любовь к иноческим подвигам и желание найти совершеннейших наставников в них побудила его посетить подвижников благочестия на Синае, с которыми он и остался жить. Подвиги благочестия и духовная мудрость снискали ему общее уважение братии; он удостоен был сана пресвитера и по смерти Григория Синаита, брата Иоанна Лествичника, был избран игуменом Синайской горы. Известна ревностная борьба преп. Анастасия с различными ересями. Твердо защищая догматы православной веры против лжеучителей, он для борьбы с ересями путешествовал по тем странам, где они распространялись, а также обличал их в своих многочисленных и прекрасных сочинениях. Обладая прекрасным образованием и основательным знанием Св. Писания и писаний св. отцев, твердо держась православного учения церкви, Анастасий был истинным бичем для заблуждения, светильником истины, твердою опорою для православных.

Первым правилом для тех, кто ищет правого разумения учения веры и борется с врагами веры, преподобный Анастасий ставил – вести чистую, непорочную жизнь, дабы сердце было храмом Духа Святаго и освящалось Его светом.

II. Обличая ереси и утверждая православную веру, преп. Анастасий преподал и много правил для христианской жизни и преуспеяния в благочестии. Вот, например, прекрасное наставление его о том, «с какими расположениями души должно присутствовать при богослужении».
«Мы желаем только (суетных) удовольствий, говорит он, а когда нужно быть в церкви, одного часа не можем мы провести в молитве: при чтении помышляем о том, как бы скорее выйти из нея, и притом с таким нетерпением, как будто бы находились среди пламени. Если чтение евангелия продолжительнее обыкновеннаго, если священник продолжительно читает молитвы, если совершает св. таинства несколько медленно, мы скучаем, дремлем, зеваем, начинаем смотреть по сторонам. Одни, вместо того, чтобы очищать свою совесть искренним сокрушением о своих грехах, заботятся только о том, чтобы украсить свое тело богатыми одеждами; другие, едва лишь войдут в церковь, уже с нетерпением ожидают, скоро ли возможно будет выйти из нея. Большая часть женщин приходит в церковь не столько для молитвы, сколько для тщеславия, для того, чтобы показать свои богатые и модные наряды».

«Должно омыть свои грехи исповедию и слезами, должно бегать греха, должно смириться и возбудить в себе чувства сокрушения, и только в этих святых расположениях приступать к св. таинствам. Но, скажешь ты мне, не в моей власти иметь эти слезы и плакать о моих грехах! Знаешь ли, от чего это происходит? Это от того, что ты ничего не делаешь для получения от Бога этих слез; это от того, что ты не растроган, что даже никогда не думаешь о том страшном дне, когда Бог будет судить нас. Но если ты не можешь плакать, стонать, – по крайней мере возбуждайся к спасительной печали; сокращай свой смех, обращай глаза к земле, смиряй свой ум и сердце, сознавай, что ты грешник, и таким образом предстань к Богу всецело проникнутым печалью о своих грехах и благоговением пред Его грозным величием».

«Мы поступаем в церкви, как в каком-либо увеселительном месте: смеемся, шутим, говорим, и не помышляем о том, что находимся в храме Господнем. Ужели вы не знаете, что церковь для вашей души есть врачебница, пристань? Если в ней вы не будете принимать средств для уврачевания ваших зол, найдете ли их в другом месте? И если в этой пристани спасения вы волнуетесь бурею, где найдете вы тишину? Я заклинаю вас, братия, находиться там с великим благоговением. Проникайтесь святым трепетом во время совершения св. таин».

III. Таковы наставления преп. Анастасия, в которых видны как его собственное благочестие, так и пламенная ревность о спасении ближних. Примем их к сердцу, возлюбленные братие, и благословение святаго почиет на нас. Аминь. (Сост. по «Жит. свят.» Филарета, архиеп. черниговск., апрель).

Полный годичный круг поучений, на каждый день года протоиерея Григория Дьяченко

Написать комментарий