Слово на преславное Вознесение на небеса Господа нашего Иисуса Христа

Слово на преславное Вознесение на небеса Господа нашего Иисуса Христа

Нисшедший (с небес Христос) Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Ефес. 4, 10).

Празднуем, дорогие братия и сестры, преславное Вознесение на небо с пречистою Своею плотию Господа Иисуса Христа, Жизнодавца. Сорок дней по воскресении Своем Господь пребывал на земле, являясь ученикам Своим и всем верным и уверяя их словом и делом о Своем воскресении, и имеющем быть сопребывании с ними на земле до скончания века, уча их о царствии Божием и будущем славном Своем пришествии на землю. — Вспомним же ныне главнейшия Его благодеяния роду человеческому и особенно нам христианам, чтобы возлюбить Его всем сердцем, благоговейно поклоняться Ему и следовать по стопам Его.

Во-первых Господь Иисус Христос открыл нам ясно, сколько нужно, величайшее таинство Св. Троицы Отца и Сына и Духа Святаго и научил непрестапно славить единаго Бога в трех равных, нераздельных и неслиянных Лицах. Во-вторых Он принес нам с неба совершеннейший закон любви к Богу и ближнему; в третьих словом и делом утвердил истину всего Бытописания Моисеева и всех пророческнх писаний, — сбывшихся на Нем и еще имеющих сбыться, изясняя их ученикам начиная от Моисея и из всех пророков; в четвертых сотворил в мире безчисленныя, благотворныя чудеса, каких до Него никто не сотворил; в пятых — исполнил по человечеству Своему всю правду Божию, какую должны были исполнить люди и которой они не исполнили, не могли исполнить, — и тем удовлетворил за нас правде Божией, пред которой человечество было в неоплатном долгу, — тьмою талантов; в шестых принял на себя, как Агнец Божий, все грехи мира и праведное Божие проклятие, тяготевшее на роде человеческом, пострадав на кресте и исполнив писание пророческое: проклят всяк висяй на древе, и приобрел чрез то от Отца власть прощать грехи всем верующим в Него и кающимся и сподоблять их благословения Отца Небеснаго, как чад Его; в седьмых даровал благодать крещения и возрождения в купели Духом Святым или благодать пакибытия и запечатления от Духа Святаго; дал благодать священства или пастырства духовнаго, — дар проповеди Евангелия или слова Божия для руководства верующих ко спасению; благодать совершения таинства Тела и крови Христовой и прочих таинств; в восьмых — вкусил на три дня и ночи смерть нашу, которой Он был неповинен, и Своею смертию сокрушил нашу смерть, даровав всем воскресение; в девятых — создал церковь Свою на земле под Своим главенством, обещав ей неодолимость от врат адовых до скончания века; в десятых — отверз заключенное небо для человечества и даровал свободный восход туда всем верующим и исполняющим заповеди Его, обещав взять к Себе всех верных Ему, сказав ученикам Своим: паки прииду и пойму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете .— Вот главнейшия благодеяния нам вознесшагося на небо Христа, Сына Божия.

Для чего вознесся Господь Иисус Христос на небо, а не остался на земле? Во-первых для того, чтобы ниспослать на землю верным Своим другого Утешителя, Ему равночестнаго и равно любвеобильнаго, премудраго, всемогущаго Святаго Духа, от Отца исходящаго (а не и от Сына), чтобы Он пребывал во век в Церкви Христовой, наставлял верующих на всякую правду и истину, отражал всякую ложь и неправду в вере и жизни, утверждал в вере и в страданиях за веру, и творил знамения и чудеса в подтверждение истинной веры во Христа и ея спасительности для всех. Во вторых для того вознесся Христос на небо, а не остался на земле, чтобы наполнить Собою все небо и землю и преисподнюю, чтобы с высоты взирать на всех людей всех веков и стран и особенно на всех христиан, своих чад и последователей, чтобы видеть всю жизнь их сокровенную и явную, их труды и подвиги, — поощрять, укреплять, ободрять и утешать их, и таким образом распространять и утверждать веру Свою на земле и Царствие Божие. Как вожди земных воинств во время брани восходят на возвышенное место и оттуда зорко смотрят за расположением и действиями войск неприятельских и своих и делают нужныя распоряжепия, — так и Господь, Вождь и Царь наш, чтобы видеть с высоты небесной подвиги всех подвизающихся за веру Его на земле, — восшел на небеса, чтобы видеть тайные и явные подвиги за веру всех верующих в Него, помогать им непрестанно, укреплять и побеждать с ними и венчать их венцами победными. Вспомним как Первомученик архидиакон Стефан обличавший христоубийц евреев, скрежетавших на него в ярости зубами, возгласил: вот я вижу небеса отверстыя и Сына Божия стоящаго одесную Отца (Деян. 7, 56). Видите, Иисус Христос, вознесшийся на небо и седящий одесную Отца, возстал с престола и взирал на подвиг Первомученика, чтобы утешить и подкрепить его Своим явлением и увенчать его венцем нетленнаго Царствия.

Будем же подвизаться и мы во временной этой жизни, отражая от сердца своего пристрастия плотския и мирския силою молитвы и благодати Христовой и преуспевать во всякой добродетели, чтобы и нам сделаться достойными вечнаго Царствия Христова и ликовать со всеми Святыми в непроходимые века. Аминь.

Прав. Иоанн Кронштадтский († 1908 г.)



Написать комментарий