Благодетель или ябеда?

Благодетель или ябеда?

Почтеннейший о Господе отец N.

В начале письма твоего ты пишешь в роде исповеди и в окончании говоришь: «несть такого греха, егоже не сотворих»; это слово совсем неприлично: есть грехов много таких, которых ты не сотворил: церковь не окрал, ни зажигал, бунтов не делал, смертоубийство не сотворил.... и много найдется таких грехов, которых ты не делал; на что же на себя так клеветать? Пользы никакой нет, а надобно болезновать сердцем о тех, которые мы соделали, хотя и каялись: но все считать надобно себя грешным и иметь сокрушение сердца; а сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19); да и в настоящее время мы должны видеть свои грехи, по слову Петра Дамаскина, «яко песок морский, и это есть начало просвещения души и знак здравия ея; и вкратце бывает душа сокрушенна и сердце смиренно и меньше всех вменяет себя воистинну, и не дерзает кого уничижить или осудить.»

Ты, брате, пишешь ко мне, прочитав в уставах студийском и у св. Пахомия, что тот погрешает, кто не возвестит о слабости брата тому, кто может его исправить; и представляешь на вид замечаемые тобою слабости N, возношение и гневливый характер. Это жалостное устроение требует многого подвига и труда к исправлению его произволения и помощи Божией; но это не относится к предписываемому теми уставами, о коих ты пишешь, ибо оное и многими есть видимо; то и возвещение не нужно от других: те, до коих это касается, могут внушать ему к исправлению; оное же касается до тех, которые что нибудь втайне делают вредящее душе их, или проискивают тайно удалиться из обители, похищают обительское и подобное сим; о таких кто знает и не возвестит могущему исправить их – точно даст ответ; но и тут надо делать с рассмотрением: первое – обратить внимание на свое устроение и взывать Богу: даруй Господи зрети моя согрешения и не осуждати брата моего; а то случается, чего совсем и нет, по прелести вражией, как читаем в отеческих писаниях. Ты говорить, что он ко мне относится и близок ко мне, напротив его отношения ко мне так редки, что в год иногда письмо получу, и отвечаю, сколько возможно, по моему разумению и Богу меня наставляющу, согласно его писанию. Он сам имеет возраст и духовные книги, коими может руководствоваться к истреблению страстей; моих же сил не достает много писать, да и разума такого не имею, чтоб мог сказать и сотую часть того, чему нас святые отцы научают; а в чем мог, я его предостерегал, и в настоящее время не беру на себя такой обязанности, чтобы те, которые просят моего совета, непременно исполняли; а предоставляю их свободной воле; да и тех, которые имеют близкое сожительство и сношение со мною, не могу понудить; а всякий по мере своего произволения и веры – или получает пользу или напротив; и это зависит не от меня, а от них; а кольми паче живущие в дальнем расстоянии и в год раз или два пишущие, а паче еще без произволения – могут ли пользоваться, не знаю; да и что я значу, сам подверженный немощам душевным и телесным?

Братия наши тебе кланяются, и благодарят за память об них.

Просишь моего благослопения для начатия заниматься переплетным мастерством. Если есть на это воля настоятеля вашего и благословение, то благословит Господь. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М.

Отца М – а письмо получил, поздравляю его с получением монашеского образа и желаю ему пожить достойно сего звания, а оное есть смирение; писать – сам не могу, а посылаю ему недостойное мое благословение.

Преподобный Макарий Оптинский.
Письма к монахам.




Написать комментарий