Из
удовольствий одни суть душевные, другие – телесные. И душевные, конечно, суть
те, которые свойственны одной только душе самой по себе, каковы – удовольствия,
чувствуемые при занятиях науками и при созерцании. Телесные же удовольствия те,
которые происходят через участие души и тела и которые поэтому называются
телесными: [это] все, касающееся пищи и совокупления и подобного. Но никто не
мог бы найти удовольствий, свойственных одному только телу.
С
другой стороны, одни из удовольствий истинны,
другие ложны; и удовольствия, свойственные одному только уму, состоят в
познании и созерцании; те же, которые возникают с помощью тела, касаются
чувства. И из удовольствий, возникающих с помощью тела, одни суть естественные,
вместе с тем и необходимые, без которых невозможно жить, каковы: пища,
восполняющая недостаток, и необходимые одежды; другие же, хотя и естественные,
однако не необходимы, каковы – совокупления, согласные с природою и сообразные
с законом. Ибо, хотя они содействуют сохранению всего рода, однако возможно без
них жить в девстве. Иные же удовольствия ни необходимы, ни естественны, как:
пьянство, и сладострастие, и пресыщения, преступающие потребность. Ибо они не
содействуют ни сохранению нашей жизни, ни преемству рода, но, напротив, скорее
даже вредят. Поэтому тот, кто живет
согласно с Божией волей, должен искать удовольствий необходимых, в то же время
и естественных; удовольствия естественные и не необходимые полагать на втором
месте, допуская их в приличное время, и приличным образом, и в приличной мере.
Остальных же удовольствий следует всячески избегать.
Прекрасными
же удовольствиями должно признавать те, которые не соединены с печалью, и не
возбуждают раскаяния, и не способны производить другого вреда, и не переходят
за пределы надлежащей меры, и не отвлекают нас на долгое время от серьезных дел
или не порабощают.
Преподобный
Иоанн Дамаскин
«Точное изложение православной веры»