Слово в день святителя и чудотворца Николая

Слово в день святителя и чудотворца Николая

«Блажени, плачущии ныне: яко возсмеетеся» (Лк.6:21)

Плач и смех! – Не то же ли будет сказать: свет и тьма, тепло и холод, жизнь и смерть? Но, возлюбленные, в том и сила нашей Святой веры, что она самый плач обращает в радость. «Горе несчастным», – говорят люди. «Ободритесь, – говорит вера, – вы-то самые счастливые и есть».

Конечно, горе всегда останется горем и одно само собою не сделает никого блаженным. Сила в том, как оно приемлется и переносится. В другом месте Спаситель говорит: «Горе смеющимся ныне». Это никак не значит, что надо постоянно унывать и плакать, а значит то, что не должно жить безпечно, не должно обращать жизнь в пустую игру и безпрестанную смену удовольствий. Жизнь – борьба, подвиг, великая задача. К сожалению, здесь мы мало это понимаем. Поймем там, когда придется отвечать за жизнь и, может быть, горько всплакнуть тем, кто много смеялся.

Какие же плачущие могут быть названы блаженными или счастливыми? Когда и как они утешатся?

Во-первых, счастлив тот, кто плачет от собственного горя, от тех скорбей, которые неизбежны в этой жизни. Слезы сами по себе уже облегчают горе, но этого мало. Так как скорби суть знак любви Божией и при покорности и вере приближают нас к Богу, то наша душа и чувствует эту близость к Источнику жизни, и тихое спокойствие и некая неземная радость разливаются в сердце среди горючих слез...

Но можно плакать не от своего только горя, а плакать с другими по чувству любви христианской. Блаженны плачущие этими слезами! Кто может исчислить все отрадные минуты, бывающие уделом того, кто желает и умеет разделять скорбь других. Человек, а иногда целое семейство избавлены от нужды. Безнадежно больной – возвращен к жизни. Мир водворен там, где не был прежде, казалось навсегда нарушен. Все это не бывает ли источником самой чистой радости для сострадательной души? Но полную, невообразимую теперь, радость эти милосердные, сострадательные души восчувствуют тогда, когда услышат: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие Божие», – и узнают, что словами и слезами сострадания они в мире скорбяших утешили Самого Бога...

Наконец, у каждого из нас есть постоянный, общий для всех, предмет слез: это наша душевная скудость, немощь и греховность. Блаженны плачущие этими слезами! Это горькое самоосуждение есть как бы пламя, в котором сгорают разные грешные привязанности, фарисейское самодовольство, самонадеянность, высокомерие и гордость, которая так глубоко сидит в нас, что многие ее и не примечают. Еще здесь сокрушающиеся о своих грехах приемлют утешение, когда покаянием и исповедью отверзается душа для принятия Духа Божия, исцеляющего ее недуг, и когда в сердце страждущем раздается умиротворяющее слово Спасителя: «Чадо, отпущаются тебе грехи». Но этот благодатный мир есть только предвкушение вечного, невозмутимого покоя и непреходящей радости в Царствии Небесном. «Печаль имате убо ныне, – говорит Господь всем чувствующим и оплакивающим удаление от Него, – паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше и радости вашей никтоже возьмет от вас» (Ин.16,22). Этой радости да сподобит всех вас Господь молитвами великого Святителя Николая, который всеми этими слезами преобильно плакал на земле и за это стяжал себе великую радость на небе. Аминь.

1904 г., мая 9 дня.



Праведный Алексий Мечёв           

Написать комментарий