Слово в день памяти святого Иоанна Русского, исповедника

Слово в день памяти святого Иоанна Русского, исповедника

Слово в день памяти святого праведного Иоанна Русского

Плененный сущь, свободу еже во Христе явил еси. 
Российския земли порождение, Элладе источаеши чудес величество.
Из тропаря святому Иоанну Русскому 

   Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
   Дорогие во Христе братья и сестры!
   Царь Петр и святой Иоанн – эти два человека кажутся во всем противоположны друг другу. Всероссийский самодержец – и простой солдат его армии. Правитель, вознесенный на вершину власти и чести, – и человеческая песчинка, канувшая в водоворот большой политики. Властелин, восхваляемый земными историками, – и тихий праведник, прославленный Небесным Отцом.
   За свою недолгую жизнь праведный Иоанн Русский скопил великое сокровище, позволившее ему обрести вечное счастье. Но чем же мог угодить Всевышнему Богу этот солдат-простец – неграмотный, низкого происхождения, бывший рабом чужеземцев-иноверцев? За что святому Иоанну дарованы Небесные слава и честь, пресветлое звание друга Божия?
   Житие праведного Иоанна – это яркий пример того, что в любых обстоятельствах человек может просиять святостью. Не в покое и благоденствии, а в рабском унижении достиг этот праведник Небесного венца.
   Турки обычно понуждали пленных русских к принятию ислама. Некоторые малодушные шли на это, через отступничество получая облегчение своего положения или даже свободу. «Обращение» совершалось не только уговорами, но побоями, а иногда и пытками. (Это «миссионерство» было следствием бытовавшего среди турок суеверия. Питая пристрастие к курению табака и представляя себе рай чувственным образом, они жалели, что там не будет огня и не от чего будет раскуривать трубки. Однако, по их верованию, если удастся захватить с собой в рай «обращенного» христианина, он и там будет гореть вечным пламенем, как отступник от своей веры. От него-то и можно будет разжечь трубочку. Одновременно среди турок распространился и другой предрассудок: они часто крестили своих младенцев в «гигиенических» целях, полагая, что от крещеного ребенка не будет дурного запаха. Разумеется, оба эти суеверия не приемлет серьезный ислам.) Святой Иоанн был из тех, кого ни лишениями, ни мучениями нельзя было заставить отречься от Христа. Поняв, что об этого Ивана им не удастся «раскуривать райские трубки», турецкие солдаты продали его в рабство на одном из невольничьих рынков Малой Азии.
   Раб-христианин, святой Иоанн, попал в страшное место – Прокопион. Это был город янычар, своеобразных зомби того времени. В завоеванных ими балканских странах турки похищали младенцев (в основном – из славянских семей), а потом воспитывали их в бесстрашии и свирепости. Так формировались янычарские полки: гвардия неукротимых убийц. Но эти воины без роду и племени, с младенчества лишенные родительской ласки, принесли султанату гораздо больше вреда, чем пользы: янычарские бунты постоянно сотрясали Турецкую империю. К христианам янычары относились с ненавистью и в отношении их были способны на любой произвол. Существовавшая в янычарском Прокопионе греческая православная община жила в страхе, пугаясь собственной тени. В такую обстановку и попал праведный Иоанн Русский.
   Хозяином святого Иоанна стал знатный ага (господин), начальник янычарской конницы. Поначалу он тоже пытался заставить русского раба переменить веру. Но праведник отвечал с твердостью: Христос мой научил нас Своею смертью на Кресте терпению, безбоязненности и самой лютой за Него смерти, как ведущей к вечному блаженству на Небеси. В христианстве я родился, христианином и умру. За упорство святой Иоанн был бит и подвергся всяческим издевательствам. Наконец ага оставил его в покое, удовольствовавшись обещанием праведника: если не станут трогать его веру, во всем остальном он будет служить хозяину не за страх, а за совесть.
   Святой Иоанн сдержал свое слово. Кроткий, послушный, усердный, он с готовностью бросался выполнять всякое приказание аги и его домашних. Постепенно ага проникся к нему расположением. Суровый начальник янычар внезапно понял, что странный раб-христианин не помнит ни побоев, ни издевок, а искренне полюбил своего хозяина и усердно служит ему – из любви.
   Праведному Иоанну досталась черная работа конюха: кормить и чистить лошадей, убирать за ними навоз. Здесь же, в вонючем конском стойле, было отведено ему жилье, здесь он спал на соломе, укрываясь изношенным тулупом. Заботливо и ласково относился праведник к своим четвероногим питомцам. И кони, чувствуя его доброту, радостным ржанием приветствовали его появление, словно бы разговаривали с ним. Породистые скакуны были гордостью аги; он с удовлетворением заметил, какими ухоженными стали его кони под присмотром русского раба. Все больше симпатизируя святому Иоанну, хозяин предложил ему переселиться из конюшни в нормальное человеческое жилище. Но странный раб отказался наотрез.
   Жить в конском стойле представлялось святому Иоанну высочайшей честью. Он помнил, что в загоне для скота благоволил родиться Сам Христос Спаситель. Это священное воспоминание вдохновляло праведника на избранном им пути подвига. Конское стойло служило святому Иоанну иноческой кельей: здесь он возносил Всевышнему молитвы и воспевал псалмы, которые с детства помнил наизусть. По слову жития, ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и зловоние превращалось в духовное благоухание. Спал он очень мало, питался часто только хлебом и водой. По праздничным дням ему удавалось тайком уходить в храм святого Георгия Победоносца, стоявший напротив дома аги, и причащаться Животворящих Таин Христовых. Верой и правдой служил он земному господину, всем сердцем и всей душой служил он Господу Небесному. Пропахшая навозом конюшня была для святого Иоанна несравненно прекраснее царских дворцов, наполненных нравственным смрадом. Вот почему он не хотел для себя другого жилища.
   А в делах аги удача следовала за удачей. Он становился все влиятельнее и стремительно богател. Это благодать Божия, осеняющая праведного Иоанна, изливала щедроты и на дом его хозяина. Ага был человеком духовно чутким: он понял, откуда излилось на него благословение. Он становился все милостивее к рабу-христианину, нередко хвалил его перед своими единоверцами. Видя такое отношение к нему хозяина, другие слуги аги перестали обижать праведника. И в городе, куда ему все чаще позволяли отлучаться, относились к нему милостиво: кротость, смирение и доброта, которыми лучилось все существо святого Иоанна, смягчали даже свирепые сердца янычар. От хозяина ему все чаще перепадали вкусные кушанья и подарки, но все это он отдавал бедным грекам.
   Ага разбогател настолько, что смог позволить себе дорогостоющую дань мусульманскому благочестию: паломничество в Мекку. В те времена это было трудное, далекое и небезопасное путешествие, но по молитвам святого Иоанна ага благополучно доехал до главной святыни ислама.
Во время паломничества аги его родственники однажды собрались у него в доме, чтобы помолиться о его успешном возвращении, а заодно и угоститься вкусным обедом. Был подан плов – излюбленная лакомая еда на Востоке. Сам ага тоже очень любил это кушанье. Вспомнив об этом, жена аги сказала прислуживавшему гостям святому Иоанну: Вот бы порадовался твой хозяин, если бы мог поесть с нами плова. Праведный Иоанн тут же предложил отправить блюдо с пловом хозяину в Мекку. Эти слова гости встретили с хохотом. Они решили, что «дурачок Иван» выдумал такую наивную хитрость, чтобы полакомиться самому. А хозяйка, лучше знавшая нрав святого, подумала, что он хочет угостить бедняков-греков. Но, так или иначе, блюдо с пловом ему дали.
   У святого Иоанна была простая и верующая душа. Выйдя из комнаты, где пировали гости, он стал горячо молиться о том, чтобы его хозяин в далекой Мекке получил подарок из родного дома. В душе святого простеца не было ни тени сомнения в том, что Всещедрый Господь исполнит его прошение. Блюдо с пловом исчезло перед его глазами. Молитва праведника была услышана.
   Вернувшись из паломничества, ага рассказал о бывшем с ним странном происшествии. Однажды после посещения мечети он пришел в отведенную ему комнату караван-сарая и увидел на столике блюдо с ароматным дымящимся пловом. До того комната была заперта, ключ был у аги, войти туда никто не мог. Ага очень удивился. Но так как подарок, очевидно, предназначался ему, он с удовольствием поел. Однако затем его удивление еще больше возросло: он узнал в невесть откуда явившемся блюде свою собственную домашнюю посуду! Это блюдо ага привез с собой и предъявил своему семейству. Рассказ о необычном случае он закончил словами: Ей Аллах, никак не могу понять, как наше блюдо очутилось в Мекке, и кто его принес. Выяснилось, что неожиданный подарок ага получил в тот самый день, когда в его доме собирались гости. «Принесла» в Мекку блюдо с любимой едой хозяина молитва святого Иоанна. «Русский дурачок» оказался чудотворцем.
   Весть о чуде мгновенно облетела Прокопион и его окрестности. С тех пор мусульмане стали относиться к праведному Иоанну не просто по-доброму, но и с почтением, увидев в нем человека Божия. А христиане ликовали при мысли, что среди них появился святой угодник Господень. Но праведный Иоанн остался все тем же смиренным и кротким рабом земного господина и Царя Небесного. Ага с женой начали уже настойчиво убеждать праведника перейти из конюшни в удобное жилище, занять почетное место среди слуг. Но святой Иоанн упросил хозяев оставить его в конюшне и при прежней работе. Он с той же готовностью и преданностью служил семейству аги, так же усердно ухаживал за лошадьми, так же постился и так же проводил ночи в молитвенных бдениях. Этот тихий подвиг праведного Иоанна Русского длился около двадцати лет.
   Наконец, утомленный земными трудами, святой Иоанн слег в предсмертной болезни. Он просил православного священника прийти к нему и напутствовать Святыми Дарами. Но священник, запуганный янычарами, не решился явиться в дом знатного аги с дароносицей. Господь вразумил священника вложить Животворящие Тайны в яблоко и так пронести их в конюшню православному Иоанну. Перед самой кончиной смиренный подвижник приобщился Тела и Крови Христовых, и чистая его душа отлетела к Пречистому Богу.
   Ага хоронил своего любимого раба-христианина торжественно, с почестями, завернув его тело в драгоценный ковер. Провожать святого Иоанна в последний земной путь собрался весь Прокопион: и мусульмане, и христиане. Честное тело праведника, как великая драгоценность, было положено в храме святого великомученика Георгия и осталось нетленным. Почитание святых мощей Иоанна Русского среди православных греков Прокопиона началось сразу же после его кончины: множество было случаев благодатной помощи и чудесных исцелений от гробницы праведника.
   Через сто лет после кончины святого Иоанна в Прокопионе разразился очередной янычарский мятеж. На город надвигались мощные войска султана, сопротивляться казалось безумием. Греки-христиане пытались убедить янычар сдаться на милость правительства, но голос благоразумного меньшинства потонул в воинственных криках бунтовщиков. Тогда христиане бежали из обреченного города, спасаясь от гибели. Вскоре султанская армия, сломив сопротивление янычар, вошла в Прокопион и предала его мечу и разграблению. Солдаты ворвались и в храм святого Георгия Победоносца, но не нашли там никаких драгоценностей. Они вскрыли гробницу праведного Иоанна, думая, что там может быть спрятано какое-то сокровище, – и опять их постигло разочарование. Раздраженные этим, грабители вытащили из гробницы мощи святого Иоанна и хотели их сжечь. Но тело праведника внезапно исчезло из костра и вновь оказалось в гробнице. Не вразумленные этим чудом солдаты опять положили честные мощи в огонь – и вдруг увидели среди пламени живого праведного Иоанна, грозившего им рукой. Тут они разбежались в ужасе, бросив все награбленное у жителей Прокопиона.
   И еще немало славных чудес явил праведный Иоанн Русский, среди них – спасение детей Прокопиона, уцелевших благодаря его дивному заступлению, когда на них рушилась крыша школы. С благоговением относилась православная община города к своему Небесному предстателю. Когда Греция приобрела независимость, жившие там турки стали возвращаться на родину, а малоазиатские греки уезжали в Элладу. Греческие жители Прокопиона обосновались на острове Эвбея в селении, названном ими Неон Прокопион – Новый Прокопион. С собою они привезли мощи праведного Иоанна Русского, построили в его честь великолепный храм и положили в нем эту бесценную святыню.
Грозными знамениями праведный Иоанн неоднократно противился отделению каких-либо частей от его святых останков. Однако в 1880 году, когда русские монахи Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне начали просить себе частицу мощей своего духоносного земляка, – правая рука святого Иоанна Русского свободно отделилась от его нетленного тела и была торжественно перенесена на Афон в дар его земным соотечественникам.
   Греческой Церковью прославлен в лике святых русский подвижник, праведный Иоанн, и из Эллады пришло к нам благодатное его почитание. Так русский святой явился Небесным покровителем наших греческих братьев, и уже от них земная его родина как бы в дар получила благое предстательство святого Иоанна. Точно так же в новейшее время из православной Греции в православную Россию пришло почитание еще одного великого духом русского подвижника, преподобного Силуана Афонского. Это – свидетельства единства Вселенского Православия, единства любвеобильной Церкви Небесной.
   Еще в начале своего подвига святой Иоанн Русский стяжал венец исповедника, среди мучений отстояв свою веру во Христа Спасителя. Однако не в этом видится главная из достигнутых им лучезарных духовных вершин. Страдания, подобные выпавшим праведному Иоанну, кроме него так же мужественно перенесли в Турецкой империи многие тысячи православных славян и греков, оставшихся верными Христу: такие испытания может выдержать каждый истинно верующий человек. Но сияние святости, какого достиг праведный Иоанн Русский, – это удел немногих великих подвижников. Житие его говорит более не об исповедничестве, а напоминает подвиг преподобных Божиих, путь монашеской святости. Да, хотя святой Иоанн никогда не принимал иноческого пострига, подвизался не в пустынном уединении и не в стенах обители, но он явился истинным иноком, чуждым падшему миру и родным Пречистому Богу.
   Когда тлетворный ветер греха начал пронизывать христианские общества и зазвучали лукавые утверждения: в миру невозможно жить по-христиански, – против этого злого поветрия восстал святитель Григорий Палама со своими учениками-мирянами. Многие последователи святого Григория избрали для себя путь лаиков – монахов в миру – и на деле доказывали, что и среди мирских соблазнов христианин способен соблюсти заповеди Господни, подняться на высоту добродетелей, вести истинно духовную жизнь.
   Конечно, во время земного своего жития святой простец Иоанн Русский и слыхом не слыхивал о святителе Григории Паламе (да и из образованных людей России XVIII века мало кто о нем знал). Однако чуткое боголюбивое сердце привело праведного Иоанна на тот же путь, который указывал могучий разумом святитель Григорий. Монахом в миру – и в каком враждебном, в каком чуждом миру! – стал праведный Иоанн. В его житии мы видим все созвездие иноческих добродетелей: молитву и пост, великое смирение и послушание, кротость и долготерпение, бескорыстие и милосердие, прощение обид и всепобеждающую любовь к своим обидчикам, высочайшее боголюбие.
   Возлюбленные о Господе братья и сестры!
   Подумаем: насколько легче, чем для праведного Иоанна, представляется для нас путь христианского благочестия. Он жил среди ожесточившихся фанатиков, мучивших и унижавших его, – и сумел полюбить их, смог великой любовью и кротостью покорить даже их каменные сердца. В грязном конском стойле он возносился душою к Небесным высотам – а мы в своих уютных домах предаемся низменным мыслям. После тяжких дневных трудов он посвящал свои ночи молитве, а мы растрачиваем свое время в пустой суете, не находя порой и часа для обращения к Небесному Отцу. Среди тяжких лишений и унижений возрастал он в боголюбии, а мы при малейшем испытании ропщем и тем оскорбляем Господа Спасителя нашего. По сравнению с кремнистой тропой, по которой взошел святой Иоанн в Горняя, – словно бы мягким пухом выстелил для нас Господь путь спасения, а мы упрямо уклоняемся от этой дороги в счастливую вечность.
   Мы сами усложняем и запутываем свою жизнь так, что оказываемся на краю погибельной пропасти. Мы впадаем в беду и уныние, потому что полагаемся на свои жалкие силы, а не на Небесного Отца, потому что послушны лукавому земному рассудку, а не святым заповедям Господним. Как нужна нам всем святая простота праведного Иоанна Русского, благодарно принимавшего все ниспосланные ему от Бога испытания и так сохранившего мир своей души, жившего в мире со всеми людьми, угодившего Всевышнему и прославленного в Царствии Его. Так да научит святой простец Иоанн истинной спасительной мудрости нас, взывающих к нему: Русский телом и Христов душою пребывая, проси заклавшегося за спасение всех Агнца Божия даровати Божественную милость и умирение миру. Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

Написать комментарий