Епископы Сербской Церкви услышали глас своего народа

Епископы Сербской Церкви услышали глас своего народа

12 мая в Черногории полицейскими был арестован владыка Иоанникий (Мичович), епископ Будимлянско-Никшичский, и с ним еще восемь священников. Эта новость быстро облетела информационные агентства России. Редакция «ПК» вновь обратилась к Радмиле Войнович – члену Союза писателей Сербии и России, профессору, известному церковному и общественному деятелю, с просьбой прокомментировать эти события. Она охотно откликнулась на нашу просьбу.

– Я понимаю, о чем вы хотите спросить, о событиях 12 мая. Сейчас в Черногории идет противостояние народа и власти во главе с Мило Джукановичем. Он уже 30 лет правит страной, то в качестве премьер-министра, то в качестве президента. И вот теперь, невзирая на церковные каноны и традиции, он решил создать свою «церковь», что-то типа политической организации, которая будет у него под колпаком. 

В Черногории есть Черногорско-Приморская митрополия, это часть Черногории, и там есть Будимлянско-Никшичская епархия. В мае 2001 года, по решению Архиерейского Собора СПЦ, она была выделена из состава Черногорско-Приморской епархии. Ее возглавляет владыка Иоанникий (Мичович). И вот 12 мая власти арестовали его и еще восемь священников.


В этот день в Сербии отмечают общенародный соборный праздник святителя Василия Острожского. И народ привык, что после святой Литургии всегда бывает большой крестный ход. И в этом году была Литургия, но после нее владыки сказали народу, что в связи с карантином  крестного хода не будет, чтобы все разошлись по домам, а праздник будет через две недели, когда отменят ограничения.
Но народ у нас немножко другой, не такой, как в России. Народ все-таки захотел пройти крестным ходом. И это праздничное шествие состоялось – большое, шло несколько тысяч человек. И после него группа полицейских пришла к владыке и арестовала его и еще восемь священников. Конечно, нарушение санитарных норм и карантина было использовано просто как предлог, чтобы продолжить давление на Церковь. Потому что до сих пор в Черногории непрерывно идут протесты: народ сопротивляется новому закону, согласно которому все сакральные церковные здания, вся недвижимость переходят в государственную собственность. 

А следующим шагом будет то, что власть организует через своих людей раскольническую структуру типа «Киевского патриархата» – при поддержке Ватикана и Запада президент хочет организовать свою «православную Черногорскую Церковь». А народ сопротивляется, ходит всюду с сербскими флагами и настаивает на том, чтобы у Сербии и Черногории была одна Церковь – Сербская Православная, потому что это один народ. 
И, когда арестовали владыку Иоанникия, во всех городах начались массовые протесты. Вот представьте себе, в Черногории проживает 600 тысяч человек, а на улицах собралось 250 тысяч. Практически все активные люди, молодежь встали и вышли на улицы во многих городах. Днем и ночью шли крестные ходы, пока не отпустили священников. Люди выражали несогласие с действиями властей, устраивали митинги, стояния. В некоторых местах полиция применяла физическую силу и слезоточивый газ. На конференции владыка потом рассказал, что их посадили в какой-то мрачный подвал, держали в ужасных условиях, чтобы таким образом унизить Церковь. 

– Сколько они были под арестом?
– Их арестовали 12 мая, а 17-го они уже были на свободе. Сразу их отпустить не захотели, пока народ не встал на защиту. Но власти продолжают идти по пути противостояния митрополии и Сербской Патриархии. Чего они добиваются? Хотят сделать свою «автокефальную» «Черногорскую церковь», перевести на нее всю недвижимость Сербской Патриархии и потом храмы сдавать в аренду. Например, чтобы наша Черногорско-Приморская митрополия и все епархии Черногории СПЦ могли послужить в свой праздник, им надо будет обращаться к властям за разрешением, писать заявления чиновникам, просить предоставить храм для богослужения. А потом появится новая структура каких-то ряженых – «автокефальной Черногорской церкви», и они тоже будут служить в этих храмах – так, как захотят. 

Епископы Сербской Церкви услышали глас своего народа

Епископы Сербской Церкви услышали глас своего народа
Встреча владыки Иоанникия в Беране. 17 мая 2020 г. Фото: Иванград-студио 

А эти храмы – наше народное церковное достояние. И народ сейчас защищает свои святыни, которые власть Черногории хочет осквернить и предать поруганию – при поддержке Запада, Евросоюза и США. Эта власть выступает не только против Сербии, но и против России. Они просто предатели!

– Какие-то монастыри уже пострадали, попали под действие нового закона?
– Нет, они хотели сразу это сделать, но не ожидали такого крупномасштабного народного сопротивления. У нас постоянно идут огромные Крестные ходы. У нас народ такой, южный. Ему говорили, что праздник будет после карантина, подождите, потерпите, но нет, никто так не захотел. А в России все согласились молчать. Я была недавно в Москве, ходила на Валаамское подворье, там все было закрыто. Такое впечатление, что диктаторский режим у вас дело устоявшееся, а к строгостям все привыкли и молчат.

– Да, у нас нет никакого сопротивления…
– В России люди очень терпеливые. Себе в ущерб. А власти ведь постепенно гайки закручивают. В Германии, например, вы видели, что произошло? Там начали потихоньку вводить принудительную медицину, вакцинацию, чипы. Но все люди встали против, вышли на улицы, и этот закон у них не приняли! А в России, боюсь, что власти могут принять закон о вакцинации, поскольку здесь Церковь причастна ко всем действиям власти.

–  Церковь поддерживает государство…
– Вот поэтому я не буду удивлена, если у вас начнется новое гонение на Церковь. Потому что она слилась с этими преступными кланами, бандитско-чиновнической структурой воров. В другом государстве таких вредителей не могло бы быть у власти. Они должны отвечать перед законом, но в России этого нет. И Церковь все это благословляет, награждает олигархов и миллиардеров! Эта церемония проходит в Кремле с участием Патриарха и Президента. Ну как может миллиардер быть верующим?! Эти люди приватизировали государственные предприятия, превратили в нищих работников своих заводов. И Церковь все это поддерживает, народу говорит: «Вы будьте аскетами, подвизайтесь, молитесь, смиряйтесь, покоряйтесь». Народ все это видит, люди же не слепые.

Пускают в страну миллионы мигрантов. В московском метро что творится? Там уже нет Русских лиц! Чтобы сбить зарплату коренному населению, в Москву на работу берут мигрантов. Если платить зарплату Русским, ее надо как-то приравнивать к европейской, чтобы была на таком же уровне. А они берут эту неграмотную, неквалифицированную рабочую силу со среднеазиатских республик и пускают в Россию толпами, миллионами. В магазинах никто не говорит по-Русски, везде слышится чужая речь. Как Русскому народу жить, если мигранты нанимаются за копейки и выжимают коренное население?
Они мусульмане, их официально уже три-четыре миллиона. И Церковь на все это не реагирует – молчит! Она как бы не от мира сего, и ее не волнуют проблемы реальной жизни людей. Если бы у нас власти так открыли границы мигрантам, их бы уже снесли. Но у вас в России мигрантам уже дают гражданство. А наша Сербская Православная Церковь всегда поддерживает народ. Когда профсоюзы организовывали забастовки, когда власти пытались как-то ущемить права врачей, учителей, наши владыки поддерживали народ: и епископы, и митрополиты, и Патриарх...

– И Патриарх тоже держится такой позиции? Казалось, что он себя позиционирует как ставленник Запада.
– Ну знаете, какой он… Я скажу, что он приспособленец. Не скажу, что он на стороне Запада. Это компромиссная фигура, дипломат. Есть более боевые владыки. Например, владыка Никанор Банатский, он закончил Московскую академию, хорошо говорит по-Русски, а есть и западники, масоны, как владыка в Нови Сад… Его друзья – это нам враждебный Константинопольский патриархат, эти греки.  Хотя, когда произошли события на Украине, он отрекся от дружбы с Константинополем, не мог явно оставаться в позиции друга Константинопольской патриархии. 
Если бы в Никшиче 12 мая в праздник Василия Острожского служил Патриарх Ириней, а он уже старенький, ему почти 90 лет, то, скорее всего, он бы настоял на том, чтобы не проводить крестный ход. А владыка Иоанникий согласился, не запретил ни священникам, ни народу. И они все пошли крестным ходом с молитвой через город, несколько тысяч людей, это небольшой город. 
То есть этот владыка услышал голос народа. Верующие хотели, чтобы был крестный ход, и владыка согласился. Хотя сначала он говорил о том, что карантин, что давайте сейчас отменим, пройдем потом. Он знал, что рискует, если согласится, что власть будет использовать его поступок как предлог для ареста, и не побоялся. 
Но у нас народ боевой, и сразу, как об аресте стало известно, все вышли на улицы протестовать. Эта государственная власть в Черногории действует вопреки воле народа. А иерархи, наоборот, слушают и слышат свой народ. 
Недавно в СМИ писали о том, как митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) 19 мая после Литургии в Цетинском монастыре, в ответ на то, что президент Джуканович в очередной раз заявил о своем желании создать некую свою церковь «для национальных черногорцев» и обрушился с критикой на Сербскую Православную Церковь, назвав ее орудием великосербской гегемонии, выразил мнение, что тот «проповедует сатанинскую церковь и хочет превратить Черногорию в демоническое, сатанинское объединение».
Владыка также сказал, что власть Черногории идет по безбожному, сатанинскому, богоборческому и антихристову пути, строит будущее страны на братоубийстве, а Церковь подвергает уничтожению. А «на этом основывать будущее Черногории может только тот, кто лишился ума, кто одержим сатаной».
Иерарх добавил, что те, кто сегодня управляет Черногорией и судьбой ее граждан, продолжают безбожный, сатанинский путь гонителей Христовых, путь Пилата, путь древних иудеев, распявших Христа, и путь безбожников-коммунистов. 
Об этом говорил и наш Сербский Патриарх, что Джуканович не думает о народе и о ситуации, которую в той или иной степени он создал сегодня в Черногории. Очевидно, что его план заключается в том, чтобы в Черногории не было ни Сербской Православной Церкви, ни сербского православного народа. 
Думаю, что Мило Джуканович скоро уйдет из власти. Он демагог, много чего наговорил, слащаво улыбался, а на самом деле это тиран, антицерковный человек. Это вполне по-европейски – давать такие слащавые обещания… 
Противостояние продолжается. И я глубоко верю, что наш народ победит.

Беседовала Ольга Муравьева

+++
От редакции "ПК":
Такое воодушевляющее единство Церкви, ее иерархов и народа не может не рождать радостных и умиротворяющих ожиданий. Ожиданий, что и в нашей Русской Православной Церкви, так или иначе, наступит это единство.
Представим себе на минутку, что в прошедшие трудные месяцы наши пастыри и архипастыри не закрыли бы храмы, пошли бы навстречу и без того страждущим и унывающим людям, дали бы отпраздновать Пасху, нашли бы возможность пустить верующих в храмы и не лишили бы нас пасхальной радости. Тогда народ, видя и верно оценивая все происходящее (а понимание у людей, безусловно, есть, судя по откликам в интернете и письмам в редакцию), ответил бы взаимным уважением и любовью, как к самим иерархам, так и ко всей Церкви.
И если бы Патриарх и высшие иерархи выступили в защиту народа, не желающего принимать эти QR-коды, унижающие человеческое достоинство, получать накануне святого Дня Победы пропуска для передвижения по родной земле, не позволили бы принять антинародный, антиконституционный закон «О едином федеральном информационном регистре», то какова бы была реакция людей? За такого Патриарха и таких владык народ встал бы горой, так же, как в Черногории, не позволил бы ни держать их в заключении, ни унижать, ни притеснять. А если бы и пришлось им пострадать за Христа, то прославил бы и возвеличил их, назвал мучениками и исповедниками, а не «одноразовыми митрополитами» и предателями в рясах…

+++

Епископы Сербской Церкви услышали глас своего народа

«Для меня честь всех вас поприветствовать и поблагодарить за вашу любовь, пламенную поддержку, которую редко где можно встретить. Вы выражаете поддержку владыке, спасибо вам, но я понимаю ее как поддержку Церкви, поддержку вере, святыням.
Мы наследники тех, кого гнали, кого убивали, кого заключали в темницы и унижали, но кто остался верен Честному Кресту. Наш долг почтить их жертву, а если нужно, то и испить их чашу. Это (крестные ходы и борьба верующих в Черногории, поражающие весь мир, – примеч. ред.) уникальный феномен для всего мира, и наша преданность Церкви и вере пусть только выдержит до конца, и все будет хорошо».
«Оскорбили народ, не дали ему прославить свой величайший праздник – Воскресение Христово. Хотели тем самым ослабить нашу веру. Но нет! Сила нашей веры в Кресте Христовом, и очень часто мы находимся на Голгофе, но после Голгофы следует Воскресение! И Бог так устроил, что мы продолжаем прославление Воскресения нашими всенародными собраниями, как это было в эти дни и на день праздника святого Василия».
«Те, кто думает унизить нашу веру, того унизит Господь Бог. Если мы на Божием пути, то кто бы ни пытался нас унизить, мы принимаем это как Голгофу Христову, и это для нас наибольшее исповедание веры». 

Из Обращения владыки Иоанникия 
в монастыре святого великомученика Георгия 
г. Беране (Черногория), 17 мая 2020 г.

Написать комментарий