Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(14-06-2020, 00:05)

Христианская любовь или альтруизм?

Давайте обратимся к важнейшей теме, которую озвучил Русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров в своей книге «Личность, общество и Церковь» (1911). Она заключается в противопоставлении христианской любви общественному альтруизму.  

Известно, что христианская любовь выше закона, правды и справедливости. Она терпелива, милостива, сострадательна. Примером любви, а следовательно, и идеалом поведения для человека является Господь наш Иисус Христос. Именно с Его жизнеописанием, с Евангелием следует сверять все свои поступки и порывы души, чтобы воспитывать в себе истинную любовь и делиться ею с окружающими. 
 
Однако понятие христианской любви скорее относится к сфере опыта, не является научным и выходит за рамки научных концепций о человеке и обществе. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, – и на место такого сложного и многогранного понятия, как христианская любовь, приходит другое, более научное понятие, а именно, альтруизм.  

Альтруизм – это безкорыстное стремление человека совершать поступки в пользу других людей. Термин ввел французский философ, родоначальник позитивизма и основатель социологии Огюст Конт. Кажется, что данный термин вполне отражает нерациональное для человека стремление безвозмездно помогать окружающим людям. Более того, альтруизм, по концепции Конта, противоположен эгоизму людей, а следовательно, является положительной чертой человека и позитивным явлением общественной жизни. 

Однако Русский мыслитель Л.А. Тихомиров очень настороженно относится к феномену альтруизма, так как он противопоставляется понятию христианской любви и подменяет его. Если мы знаем, что достижение христианской любви практически невозможно, но каждый человек по мере своих сил пытается в своей жизни прочувствовать эту линию поведения и искренним расположением сердца воплотить ее в жизнь, то альтруистичный поступок вполне реален, однако он может и не иметь в своей основе мотива христианской любви.  

Так что же такое альтруизм, и почему это явление не столь позитивно, как его принято описывать? Л.А. Тихомиров объясняет это тем, что альтруист в своих действиях упраздняет личное начало, а на его место ставит коллективное. Личные привязанности человека заменяются общественными, внешними. В альтруизме любовь к Богу и ближнему заменяется любовью к обществу и к несуществующему в реальности среднестатистическому человеку. Любовь становится не христианской, а гуманистической. Направление сочувствия человека искажается: несмотря на внешние проявления помощи друг другу, люди остаются чужими, все больше отдаляются друг от друга и от ближних своих. При этом не происходит понимания опасности подобного отчуждения людей, так как альтруизм выдается за позитивное явление, и люди по наитию начинают заменять им чувство христианской любви. 

Православие учит человека любить ближнего своего безотносительно к его социальному положению, общественной позиции, к тому, кем он является, как он себя чувствует, как себя ведет. Следует проявлять сочувствие к конкретным людям: родителям, родственникам, друзьям, к встретившимся на пути людям… и даже к врагам. При этом нормы отношения ко всем людям одинаковы, – во всех людях нужно уметь видеть образ Божий, Божию искру. Лучше всего это прочувствовал и показал великий Русский писатель Федор Михайлович Достоевский, описывающий в своих произведениях жизненные пути и духовные драмы студентов-революционеров, преступников, каторжников и других заблудших людей, которые все равно носили в себе образ Божий и имели возможности к исправлению. При этом Достоевский жарко нападал на заблуждения героев, их грехи, но жалел самих заблудших, умел понимать их несчастье и указывать им выход на другую дорогу. <…> Более того, истинный православный человек является в высшей степени реалистом, так как он не тешит себя надеждой на построение рая на земле, а принимает эту жизнь как данность, по возможности улучшая ее вокруг себя, трудясь во спасение своей души и добровольно, искренне, путем жертвы и самостеснения стараясь помочь ближним. 

Что касается альтруизма, то, по мнению Тихомирова, альтруист, будучи окрылен мечтой об улучшении социальной жизни, ценит не самого человека, а его роль в социальном процессе, роль орудия развития человечества. То есть в своих взаимоотношениях с миром он проявляет сочувствие к обществу в его обобщенном виде, а объектом своей любви выбирает некоего среднестатистического идеализированного человека. Помогая каким-либо социальным проектам, группам, отдельным людям, он часто не чувствует искренней любви, привязанности и личной ответственности. Сердце его далеко отстоит от дел милосердия. Проявив безкорыстную помощь, альтруист хвалит себя, выставляет себя социальным героем и призывает окружающих подражать ему в действиях. 

Однако вскоре такой подход к жизни и взаимопомощи заставляет или отчаяться в попытках сделать мир лучше, так как история показывает невозможность воплощения подобных намерений в реальность; или же ожесточиться на окружающую действительность и на людей вокруг, так как они не отвечают идеальным представлениям альтруиста об устройстве мира и общества. В первом случае альтруист перестает быть альтруистом и уже не стремится изменить действительность. Во втором случае он становится более напористым, устремленным и переходит в тип революционный, характеризующийся желанием быстрого и насильственного общественного переворота ради своей утопичной мечты. 

По мнению Тихомирова, появление таких революционных деятелей становится для общества опасным. Невоплощенные мечты об идеальном общественном устройстве и недовольство настоящим порождают стремление к разрушению существующих общественно-политических форм, тягу к непрерывным изменениям основ общества. Л.А. Тихомиров пишет, что неудовлетворенность новыми построениями есть болезненное и ненормальное состояние для человека. Не выстроив устойчивых взаимоотношений с ближними, не поняв до конца всю сложность человеческой природы и общественного устройства, революционеры стремятся к разрушению старой традиционной системы ради созидания новой. Однако ничего, кроме безпрерывной ломки, лихорадочной и ненормальной деятельности <…> общество не получает. Подобный характер творчества совершенно безплодно истощает общественные силы – при том, что ничего существенно нового не создается. 

И здесь мы опять возвращаемся к христианской идее развития общества. Словами преподобного Серафима Саровского она звучит так: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Стяжать дух значит стяжать любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). В отношении к труду и поведению в обществе советы могут быть теми же. Именно такой подход позволяет развиваться эволюционно, путем мирного, терпеливого, ответственного, любовного делания.  

Общество есть кооперация отдельных личностей, хранилище знаний, опыта и материалов. Общественной гармонией становится та ситуация, где каждая личность занимает свое место, наиболее точно отвечающее ее свойствам, ее дарованиям. Апостол Павел писал: Все сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, что ему угодно (1 Кор. 12, 11). Иными словами, каждый человек является носителем какого-то дара, таланта, и нужно служить друг другу тем даром, который Бог дал тебе. А если дар этот пока еще не нашелся, или расположение к нему еще не ощущается в жизни, следует делать то, что требуется в конкретное время и в конкретном месте, по мере сил и возможностей. <…> Л.А. Тихомиров пишет: «…чтобы раскрыться, следует развиваться…», а развитие возможно только в обществе, где личность имеет здравый взгляд на мир, принимает ответственность за свое отношение к ближним, и через мирный труд капля по капле строит свой дом, общественную систему и государственную жизнь. 

Социолог Анита Поплавская
[group=5]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

[/group]
Другие новости по теме:


Религия и национальная безопасность в современной России: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Союза "Христианское Возрождение” и Движения "СНМП” В.Н.Осипова на круглом столе "Религия и национальная безопасность в современной России”. г.Москва, 27 марта 2016 года от Р.Х.

Ураган лжи в 100-летие антирусской революции: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” В.Н.Осипова на конференции "Ураган лжи в 100-летие антирусской революции”, которая состоялась в 29 июля 2017 года в городе Москве.

Духовная агрессия апостасии: доклад В.Н. ОсиповаДорогие отцы, братья и сестры! Предлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” Осипова В.Н. на конференции "Духовная агрессия апостасии”, которая состоялась 27 января 2018 г. от Р.Х. в г. Москва.

9-й день со дня кончины Владимира Николаевича Осипова20 октября 2020 года скончался Владимир Николаевич Осипов - историк, публицист, общественный деятель, бессменный глава Союза "Христианское Возрождение", сопредседатель Союза Православных Братств, член Главного совета Союза Русского Народа, член Президиума Российского общенародного союза. Умер на следующий день после госпитализации в реанимацию ГКБ № 33 г. Москвы. 

Календарь

«    Апрель 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Март 2021 (1)
Ноябрь 2020 (5)
Октябрь 2020 (59)
Сентябрь 2020 (106)
Август 2020 (120)
Июль 2020 (143)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

Памяти Владимира Николаевича ОсиповаВладимир Николаевич Осипов родился 9 августа 1938 года в г. Сланцы Ленинградской области в семье школьных учителей. В 1944 году в эвакуации принял Святое Крещение в храме г. Пугачев Саратовской области. В 1955-1959 годах учился на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, где познакомился со студентом Анатолием Ивановым. После ареста А.М. Иванова органами КГБ за политические высказывания В.Н. Осипов публично выступил перед студентами в его защиту и был исключен из университета. Заканчивал образование на заочном отделении исторического факультета Московского педагогического института. 

Россия над пропастью Нового мирового порядка: доклад В.Н. ОсиповаПредлагаем Вашему вниманию видеозапись доклада руководителя Движения "СНМП” Владимира Николаевича Осипова на конференции "Россия над пропастью Нового мирового порядка”, которая состоялась в Москве 10 сентября 2016 г. от Р.Х. Доклад этот, произнесенный более 4 лет назад, до сих пор не потерял своей актуальности, как и большинство выступлений почившего Владимира Николаевича, русского патриота, преданного России всей душой, болеющего за свое родное Отечество - Русь Православную! 

Вероотступничество – главная угроза безопасности России: доклад В.Н. ОсиповаДорогие читатели! В память о почившем Владимире Николаевиче Осипове предлагаем Вашему вниманию его доклад на конференции "Вероотступничество – главная угроза безопасности России”, которая состоялась в Москве 16 января 2016 г. Вероотступничество - главная беда нашего времени, охватывающая и мирян, и монашествующих, и духовенство. Вероотступничество есть отвращение своего сердца от Бога, уклонение с пути праведности, уклонение от Евангелия... Слово Владимира Николаевича подтверждает эти вероучительные истины и заставляет нас задуматься...

© Русь-Фронт
Православие в России