Рассуждения о жизни монастырской

Рассуждения о жизни монастырской

Ваше преосвященство, милостивейший Архипастырь! Приношу мою нижайшую благодарность вашему преосвященству за милостивое ваше писание, от 6-го числа июня посланное, и что удостоили принять, от нашего усердия книгу преподобного Исайи Отшельника, в нескольких экземплярах. Мы обязаны вашему преосвященству содействием в издании сей полезной книги, как побуждением к оному, так и доставлением рукописей – славянской и вашего перевода русской. Дай Бог, чтобы послужило учение великого сего подвижника благочестия к пользе ищущих спасения. При взгляде на нынешний образ жизни монашества, как мы далеко уклонились от того пути, который нам показан в отеческих учениях, – сердце болезнует! и вместо того, чтобы искать доброго бисера, сокровенного на селе сердец наших, довольствуемся одною внешностью; а чтобы подвизаться на страсти, мали и редцы обретаются; и чрез слабости наши бываем соблазн миpy, вместо того, чтобы быть – свет миру. Вы изволите замечать, что охота к чтению отеческих книг начала истребляться в монахах: вот это и служит причиною к расслаблению, так как нет побуждения к деятельной иноческой жизни; может быть и есть из новоприходящих, что имеют ревность и желание спастися; но, видя примеры слабости, прежде осуждают их, потом и сами порабощаются им, не имея верного окормления и отвержения своей воли и разума, – что могло бы привести их к смирению, как сильному оружию на все вражие сети. Не мудрено, что и в религиозных журналах нынешнего времени, проявляется что-то такое невыгодное о жизни монашества. А о других литературных изданиях нечего и говорить! И все это разливается по всему христианскому миру, который не смотрит на свои слабости, а зорко взирает на монашеские и малые недостатки. Впрочем, мы не должны обвинять судящих нас, но находить в себе вины, смиряться, приносить покаяние, и Господь силен спасти и извести изо рва оного, виденного преподобным Пахомием, скорбьми, напастьми и болезнями. Хотя и горестно смотреть на наши слабости; но многие приходящие в обитель обретают защиту от стрел вражьих, каким могли подвергаться в мирской жизни. Только, сколько мог я заметить, неполезно и опасно слишком юных принимать: ибо они более подвергаются влиянию слабой стороны, и навыкнув худому, не скоро могут прийти к истинному пути, так что ни к монастырю, ни к миру не бывают способны. На сих днях мне случилось слышать сравнительный пример иноческой и мирской жизни: один странник безногий ползком обошел многие монастыри, и, на вопрос одного монаха, как он находит монастырскую жизнь, в сравнении с мирской, отвечал: «не все равные обители, но думаю так: луг когда огорожен, то и трава на нем растет хорошо; а вне ограды бывает потоптана и поедена». Простой, но разительный пример! Еще ободряет нас писанное Иоанном Карпафийским к индийским инокам утешительное слово. Надобно молить Господа: да сохранит иноческий чин в нашем любезном отечестве и подаст силу и крепость к побеждению видимых и невидимых врагов христианству и монашеству. 5 июля 1860 года.

Преподобный Макарий Оптинский (Иванов)
Письма к монахам

Написать комментарий