Андрей Кочергин: Православная вера – это правила движения по жизни

Андрей Кочергин: Православная вера – это правила движения по жизни

Сегодня гость нашего номера – патриот России, православный писатель, проповедник и миссионер Андрей Николаевич Кочергин. В прошлом он боевой офицер, побывавший во многих горячих точках, финансовый аналитик и антикризисный бизнес-эксперт, а еще – кандидат педагогических наук, мастер единоборств, основоположник спортивного ножевого боя в России и Русской школы карате. Он любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «ПК», касающиеся острых проблем современности. 

– Андрей Николаевич, для начала, пожалуйста, кратко расскажите о себе. Каким был Ваш путь к вере?
– Семья у нас была неверующая, и мое первое знакомство с храмом состоялось, когда мне было 14 лет. Тогда я приехал в гости к бабушкам, и они взяли меня на службу в храм. Там меня сразу все поразило: и красота богослужения, и благодать, и запах ладана, и горящие свечи. Детство у меня было трудное, многие проблемы приходилось решать кулаками, и я искал какой-то опоры, помощи Божией. Молитв никаких не знал, просто обращался ко Господу своими словами. Помню, первые впечатления от храма были очень сильными, но дальше этого дело не пошло. 
Крещение принял много позже, когда мне было уже 24 года. В июле 1988 года окончил военное училище, на другой день проснулся и понял, что надо идти креститься. Сказал об этом маме. Она с радостью помчалась в храм, все узнала, и в назначенный день нас покрестили полным чином. Поскольку ее крестили старушки в 1934 году, она переживала, что крещена неправильно, поэтому мы пошли вместе. Вот так я пришел в храм.

– А как дальше шло воцерковление?
– А дальше все было непросто. Долгое время я не знал, что с этим делать. Пытался приобщиться к вере, но, видимо, вид у меня был какой-то странный, и это отталкивало от меня верующих людей. Однажды пришел в храм и попытался поговорить с батюшкой: «У меня в жизни сложилась трудная ситуация. Можно поговорить?» А он не стал ничего слушать, сразу отправил на исповедь, причем так жестко, что я по гордыне своей обиделся: как это – мной пренебрегли?! И на исповедь не пошел. 
Но по милости Божией, вскоре попал к благодатному батюшке – протоиерею Александру Шубину. Меня позвали к нему друзья, когда я был в Питере. Он раньше служил в Ленинградской митрополии, а сейчас переехал в Крым. И вот этот пастырь добрый своим смирением сгладил мои острые углы: я был человек очень дерзкий. Если бы он этого не сделал, то возможно, я бы не остался в Церкви.
Например, полностью готовиться к Причастию, как положено, со всеми канонами, я начал только через два года. А вначале он мне сказал: «Раз ты слабак, читай пока, сколько можешь». Если бы он отнесся ко мне тогда жестко, непримиримо, то мог навсегда оттолкнуть от веры.
А самая первая встреча с отцом Александром вспоминается мне как какой-то фантастический случай. В то время он служил в небольшом домовом храме при бывшем детском приюте со школой в семи километрах от Вырицы. Поехал я с двумя друзьями – мистически настроенными интеллигентами. Они были с ним хорошо знакомы и утверждали, что он исцеляет наркоманов, что он прозорливый, как скажет, так и будет. Когда он увидел меня в первый раз, то сказал: «У меня для вас есть подарок». Зашел в помещение, вынес какой-то сверток в запыленной рогожке и вручил мне: «Только сейчас не открывайте. Дома посмотрите». И, когда я открыл сверток, был поражен: там оказалась старинная икона Спаса Нерукотворного из Иоанновского монастыря на Карповке. В годы гонений игумения передала ее монахиням и велела спрятать. В советское время они прятали икону, а потом передали отцу Александру, а он подарил ее мне. 
При следующей встрече я спросил его: «За что это мне?» Он рассказал эту историю и признался, что когда он получил эту икону, то почувствовал, что она не для него, а для кого-то другого. А когда мы впервые увиделись, понял, что образ Спаса – для меня. Это была самая великая помощь в моей жизни...

– Андрей Николаевич, Вы известны как православный миссионер и проповедник. О чем самом главном Вы сегодня говорите людям? Что пытаетесь до них донести?
– Здесь нужно сразу уточнить: я сотрудничаю с епархиальным отделом Петербургской митрополии по взаимодействию с Вооруженными силами. И, когда священнослужители приглашают меня выступить, приходится общаться с военными. При таких беседах я рассказываю людям о своей вере, не касаясь догматических вопросов, поскольку не являюсь в этом специалистом. 
Что такое вера? Это правила движения по жизни. Если по дороге все будут ездить по своим правилам, то настанет хаос, будут аварии. Поэтому необходимо знакомство с правилами веры как с правилами дорожного движения. А как правильно себя вести православному человеку? Как заповедал в Евангелии Господь наш Иисус Христос. Мы должны все свои поступки соотносить с Его евангельскими заповедями.

– В этом году в апреле-мае многие верующие были лишены возможности посещать храмы. Некоторые священники, которые пускали прихожан на службы, были наказаны и оштрафованы. Эту ситуацию сравнивали со временами гонений, когда даже советская власть не закрывала храмы на Пасху. У некоторых от этого наступило охлаждение в вере, духовное расслабление. Как себя поддержать? Чем возгревать дух в этих новых обстоятельствах?
– Знаете, что? Я все праздники провел в алтаре храма. И нельзя сказать, что я какой-то особенный человек. Нет перед Христом никаких особенных людей! Когда мне говорят: «Вот, нас не пустили на службу в храм», я спрашиваю: «А вы рвались, и у вас не вышло?» Я знаю как минимум четыре храма в Петербурге, где двери были открыты и службы совершались обычным чередом. 
Есть и другой момент. Вера – это упование на Господа, это смирение. Разве преподобная Мария Египетская в храме молилась? Вот пример служения и веры. Если жизнь забросила вас туда, где нет храмов, неужели там спасение невозможно? Живите в молитве и не будете расслабляться духом. Значит, не было у вас никакой веры. Ветер задувает только слабый огонек свечи. А если он дует на пламя, оно может подняться до небес и произвести пожар.

– В 20-х числах апреля с. г. глава Всемирной организации здравоохранения Гебреисус заявил, что в ближайшие 5-10 лет все человечество должно быть прочипировано – якобы для предотвращения новых пандемий. Аналогичные заявления прозвучали из уст российских чиновников. В частности, Вероника Скворцова заявила, что уже разработаны тест-системы – чипы, которые будут выявлять коронавирус на ранних стадиях. Так или иначе, обыгрывается тема чипирования населения, нас постепенно готовят к этому. Каково Ваше отношение? 
– Есть миряне, а есть прихожане. В чем отличие? У прихожан есть духовный отец. Приходишь к духовному отцу и спрашиваешь: как поступить в той или иной ситуации? И он дает тебе наставления. Если у тебя нет духовного отца, приходишь в храм и спрашиваешь у любого батюшки. 
К святому равноапостольному Николаю Японскому приходили люди со сложнейшими вопросами, на которые не было ответа. В 1904 году, когда началась Русско-японская война, православные японцы спрашивали у него: «За кого нам воевать?» Он их спросил: «А вы кому присягали?» – «Императору». – «Вот и исполняйте присягу». 
Он также благословил их молиться на храмовых богослужениях за победу Японии, а сам, как патриот России, молился келейно за победу Русской армии, посещал и утешал пленных Русских моряков. Узнав об этом, Царь Николай II одобрил такое решение святителя, выразив ему письменно свою благодарность. Также и японский Император остался доволен столь мудрым решением.
Или взять другой пример. Пришли книжники ко Христу и спросили: платить нам подать кесарю или не платить? Если по-человечески рассуждать, то в любом случае останешься виноват: хоть скажешь платить, хоть не платить. А что ответил Христос? «Покажите Мне монету. Чей это лик?» – «Кесарев». – «Итак, отдавайте кесарю кесарево, а Божие – Богу». Человек не мог дать такой ответ – это премудрость Божия.
Вот и сегодня надо хорошо понимать, что нам противостоят силы адские – не человеческие, и они пытаются загнать нас в электронный концлагерь. Заявлять, что без воли человека можно заставить его отречься от Христа, – это бред. Давайте не впадать в мракобесие.

– Молдавская Православная Церковь недавно сделала заявление в защиту верующих, что вакцинирование от коронавируса должно производиться только на добровольной основе.
– Я завидую сербам, молдаванам и грузинам, так как они слышат от своих духовных руководителей то, чего не слышим мы. Поэтому я снова и снова завидую сербам, молдаванам и грузинам.

– Сейчас многие столкнулись с ситуацией, когда на них давят морально и экономически, заставляют подписывать какие-то документы, принимать биометрию, поступать против совести, пытаются сломать волю к сопротивлению. Как вести себя в такой ситуации, как устоять и не сломаться?
– Расскажу вам одну историю, которая все объясняет. Есть у меня знакомый диакон Константин. Много лет назад он был мигрантом в США, и там с ним случилась беда. Он обеднел и не мог заплатить налоги. В Америке если ты становишься неплатежеспособным – это полный крах. Тогда он пошел к отцу Иоакиму Парру, и тот спросил: «Что у тебя?» – «У меня долг 2800 долларов. Нечем заплатить». – «Ты в Бога не веришь». – «Верю». – «Да не веришь ты! Иди». 
Константин ушел и заплакал. Даже духовный отец его выгнал! Полное отчаяние. В такие минуты, когда человек остается совсем один, он начинает молиться горячо, искренне, из глубины сердца. Вот и он так взмолился, все только бубнил и бубнил одну молитву. И помощь Божия не замедлила: уже на другой день ему пришло извещение на получение денег с места прежней работы. С ним рассчитались за какие-то сверхурочные часы, и в квитанции была указана точно та сумма, которую он должен был отдать по налогам. Он все выплатил и сразу уехал в Россию. Здесь окончил семинарию, рукоположился, служил в Пушкине, а сейчас во Пскове преподает богословие в университете. Вот что значит вера и молитва! Вот путь решения всех наших нынешних проблем.

– И в заключение скажите, пожалуйста, нашим читателям несколько слов в укрепление и поддержку.
– Хотелось бы просто напомнить призыв нашего великого непобедимого полководца Александра Васильевича Суворова: «Бог нас водит, Он нам генерал. Молись Богу! От Него победа!»

Беседовал Александр Шувалов

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Андрей Кочергин много ездит по России, проводит лекции, семинары, тренировки, активно общается с людьми. В разных аудиториях ему приходится отвечать на самые разные вопросы. Вот лишь некоторые из них…

– Вы развиваете ножевой бой в России. Учитывая уровень агрессии в обществе, нужны ли такие занятия? Не приведут ли они к последующему кровопролитию на улицах?
– Во-первых, у нас это военно-патриотический вид спорта, и мы преподаем боевую часть только тем, кто имеет право на такие знания. Во-вторых, страх и ненависть – это оружие дьявола. Получается, когда человек злится, он кормит дьявола. Я не хочу это делать, я православный человек. Когда какой-нибудь мальчик на дороге начинает дуть губы и пучить глаза, я думаю: Господи, только бы он не полез на меня, а то придется сделать из него суповой набор... 

– Чего нам не хватает, чтобы побороть ненависть, царящую в России?
– Идеалов и примеров, на которых бы воспитывалась молодежь. Когда я был в Брянске на турнире, организаторы повели меня в музей памяти партизан. Меня там поразили многие вещи, но расскажу об одной – о протоколе допроса девочки. Ее допрашивали, чтобы узнать, где искать лагерь, в котором находятся ее родители-партизаны. А она отвечает: дайте мне воды и платьишко, в котором на выпускной ходила. Ей дают. Она водой умылась, платьишко надела и сказала: «Расстреливайте, суки, ничего не скажу!» Если ты Русский человек и знаешь свою историю, как можно поступить иначе?! Просто мы забыли это. Забыли, что мы великий народ! Нам постоянно твердят, что мы ничтожество, и мы в это верим.

– Существует ли национальная идея, которая может объединить нашу страну?
– Ее сформулировали уже давно: «За Веру, Царя и Отечество». Я как человек православный являюсь монархистом и понимаю, что другой идеологии нет. Тысячу лет Православие вело нас вперед, поэтому в подавляющем большинстве воин мы одерживали победы. И именно поэтому Русское оружие – самое грозное в истории цивилизаций. Не персы, не шведы, не турки-османы, не монголы его делали, а именно мы. Этим нужно гордиться. Как Суворов говорил? «Я Русский, какой восторг!»

– Я давно хотела спросить. Девушка – она же чья-то будущая жена и мать. Почему в XXI веке мужчины уважают только своих матерей: уступают им места, носят сумки, – но почему не уважают чужих женщин? Я видела в метро, как молодой мужчина в футболке «Православие или смерть» ехал всю синюю ветку и не уступил место бабушке.
– Когда нация больна, эта неуверенность чувствуется во всем. Это как когда гриппом заболел, и идти уже никуда не хочется. Мы температурим по-мелкому – все время 37. Я эти майки с надписью «Православие или смерть» делал и раздавал. Зачем человек эту майку надевает? Не для форсу бандитского. Чтобы было видно: красная майка, значит, человек подлость совершить не может. А вот девчонка заметила. Представляете, что наделал этот парень? 20 лет страна сидела у компьютера без национальной идеи, без патриотического воспитания. Молодые люди выросли на компьютерных играх – что сейчас с них требовать? Мы породили именно то поколение, которое в состоянии ошибиться.

– Как себя вести, если полицейские начинают хаметь, лезут в карманы, в машину? 
– На самом деле, вопрос крайне серьезный: как гражданин России может взаимодействовать с властью? Что такое государство? Это не коррумпированные менты, которые у нас по карманам шарят. Это веселые парни, которые получают содержание из нашей с вами зарплаты, из налогов, которые мы платим. Потому что они не работают – они служат. В этой связи сержантик, который хамит, должен стоять передо мной смирно, потому что я его кормилец. Сегодня перед нами в моей любимой стране России стоит задача: как сделать так, чтобы государство не хамило, а обслуживало нас…

– Русский православный мужчина должен уметь зарабатывать? Ведь настрогать пятерых детишек – дело нехитрое. А воспитать их, дать им образование – на это нужны средства.
– Знаете, как легко отличить верующего от неверующего? Слышали? «Настрогать». Есть у меня друг Гурам, живет в Череповце, у него двое детей, охранником работает. И тут читает в газете, что какая-то мать куда-то убежала, оставила четверых детей. Он пришел и забрал их. Потом сидит, им есть нечего, еще и органы опеки пытаются детей отобрать. Говорят, что ему жить с ними негде, кормить их не сможет. А он: «Не отдам и все». 
Вдруг товарищ к нему приходит: «Мы тут с пацанами поговорили, на тебе деньги». Потом уже мы из Москвы стали ему отправлять. Господь дает детей и дает на детей. Когда Русский мужчина обзаводится семьей, он возглавляет «малую церковь». В данной ситуации мужчина является «епископом», и он в ответе за все, что происходит в пастве: во что одеты, что едят. Он служит для них, и это прекрасно.

Написать комментарий