Расслабление духа: как выжить?

Расслабление духа: как выжить?

«Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире всё ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.
Вот Православие диктует нам определенный пост, молитвы, воздержание, т.е. некоторое внутреннее напряжение души, чтобы сохранить бодрость духа. Мы всегда оправдываемся, ищем для себя извинительных причин – и ввергаем себя в расслабление. В результате придут трудные времена, – а они придут, они уже идут и они уже пришли – мы в силу своей расслабленности противостоять им не сможем. Будет один испуг, паника и отчаяние.
Посему Православие веками воспитывало человека в суровом отношении к плоти, чтобы дух владел умом и телом, владел душой, одним словом, чтобы человек был настоящим человеком.
Что сделать нужно, чтобы выйти из этого расслабления, о котором говорит нам сегодняшнее Евангелие? Чтобы собранность духа иметь в себе, необходимо исполнять то, что написано в Евангелии почти у каждого Евангелиста: что постоянно нужно помнить о пришествии Господнем. Т.е. чтобы организовать в себе подтянутость духовную, организовать дисциплину, надо все время помнить об исходе, о конце своем, т.е. о пришествии Христовом.
Без этого человек не может отделить одно от другого, временное от вечного, и не сможет преодолеть некоторые скорбные состояния, если он не будет думать о том, что это все пройдет.
Режим ожидания пришествия Христова, о котором нам говорит Евангелие, необходим для того, чтобы человек духовно чувствовал себя бодрым, чтобы иметь силу преодолеть различные искушения, сохранить свободу своей души и духа. Посему, если человек исключает эти вещи, считает, что это не необходимо, то он приходит в расслабление духа, и ввергает себя в такое расслабление, которое не дает возможности дисциплинировать свою жизнь и направить ее в русло евангельского благовестия.
Покаяние – это самое существенное средство для того, чтобы разбудить свою душу и начать трудную работу над ее воспитанием. И таким образом нужно трудиться постоянно, трудиться умственно, к чему мы не привыкли, т.е. постоянно ответственно мыслить, ответственно поступать, ответственно следить за своими словами – очень внимательно следить: с них начинаются все различные искушения. Когда человек не следит за своими словами, он отдает себя во власть всяких неразумных страстей своих. Поэтому есть такое замечательное правило: сначала надо подумать – потом говорить. Но у нас под давлением страстей это происходит в обратном порядке.
Очень много правил таких, которые понуждают нас трудиться над тем, чтобы сохранить бодрость своей души, что очень важно для духовной жизни человека.
Поэтому, вспоминая евангельского расслабленного, и с этой точки зрения смотря на свою расслабленную жизнь, мы должны понимать, что умирание духовное происходит постепенно и постоянно от расслабленности человека, от его поощрения своим страстям, своим желаниям, своим помышлениям. И, таким образом, утрата бодрости духа, собранности души приводят нас к полному закабалению греховными страстями и делают нашу жизнь духовно никчемной, пустой, несостоятельной.
В покаянии человек обращает внимание на эту расслабленность свою и ищет способы организовать свою жизнь так, чтобы это расслабление убрать, потому что это уже не человеческая жизнь. А как говорил преподобный Паисий Святогорец? Если человек поступается совестью своей – это уже не человек. Расслабленность духа – это духовная смерть. И она тем страшна, что человек живой, а для Бога и вечности он умер.
Покаяние – это таинство воскрешения из мертвых. Вот человек обратил внимание на свою расслабленность; понял, что так жить трудно, и в общем-то не спасительно, и начинает молиться, каяться, и Божественная благодать помогает ему восстановить свои духовные и душевные силы, подготовиться к искушениям. Вообще жизнь нормальная, ровная, как мы ее привыкли представлять, – такой почти никогда не бывает. Мы все время преодолеваем трудности, а они преодолеваются только бодростью и силой духа, который нужно воспитывать в себе, постоянно следить за собой и таким образом трудиться над вечным своим спасением.
Вот сейчас будем каяться в грехах своих, что мы всегда и во всем себе потакаем, везде и всюду сеем расслабление своей души, и потому, естественно, дух наш, разбросанный по всяким желаниям и мечтам, суете и пустоте наших пожеланий, является руководящим в нашей жизни.
Будем просить Бога, чтобы помог нам поставить во главу угла заботу о бодрости своей души, потому что в ней жизнь. Настоящая жизнь. Насколько ты бодр, настолько ты жив, настолько и радостен, потому что настоящая вера предполагает обязательно компоненту радости. Помолимся Господу! Да поможет Господь восстановить права нашего ума и духа, в чем и состоит главное достоинство человека. 

+++
Приведем еще один фрагмент проповеди на ту же тему «Невидимая сеть для души. Захотим ли выбраться?» (2017 год): 
«Для чего сейчас в мире происходит секуляризация Церкви и на западе, и на востоке?
Само слово «секуляризация» означает светскость. То есть сейчас, например, будет выходить новый катехизис. Главная его цель в том, чтобы адаптировать высокие истины Православия до современного человеческого восприятия. То есть «опустить» его до того, чтобы люди могли его принять, потому что оно в сути своей глубоко аскетично. Дескать, для современного человека это все сейчас не нужно, нужно, чтобы жизнь была благополучная и сытая. 
Но что происходит на самом деле? Когда человек начинает порабощаться плотскими увлечениями, когда для него хорошая еда становится крайней необходимостью, хорошая одежда тоже очень желательна, и вообще весь этот комфорт, в который мы сейчас погружаемся, он делает человека плотским – то есть управляемым. Сегодняшним демоническим силам, управляющим миром, необходимо поработить душу, потому что плоть временна, а душа вечная, и через временное накинуть сети на душу. 
Отсюда следует: чтобы человека легко уловить, чтобы он не смог улететь, когда сети расставят, надо, чтоб он был круто зависим от хлеба, от внешнего всего. И его сейчас приучают к этому как к наркотикам, и мы уже не можем без того и не можем без этого. И в результате мы уже зависимы и от того, и от этого.
Но придет время спросить: «како веруешь?» Да как верую? Люблю сытую жизнь и ее предпочитаю, вот и вся наша вера. А чтобы нас, так сказать, не спугнуть в этом процессе секуляризации, нам оставляют молиться и все прочее. Мы изображаем из себя, как будто мы что-то, а на самом деле сами себя обманываем. Эти процессы секуляризации сейчас входят в Православие огромным потоком. 
А мы в сердце склонны ко всему этому. Мы тоже любим и поспать, и поесть, и красиво одеться, и порисоваться, и все прочее, что не чуждо миру, все это нравится и нам. И на этой почве нас все ближе подвигают к той зависимости, когда мы уже ничего сделать не сможем. Помните Евангелие? «Многие захотят войти… да не смогут». Многие поймут, что это сети, а вот попробуй преодолеть свои привычки хорошо есть каждый день! 
А Святая Церковь нам установила пост, чтобы мы упражнялись в полетах своих, как учит птица своих птенцов летать… А Церковь нас учит летать в духе, учит нас независимости от плотских влечений, порабощать свои влечения духу, чтобы мы всегда летали, всегда в форме были! И какие бы сети нам ни расставляли, мы все равно улетим, это значит – спасемся, несмотря ни на что!

Источник: канал на YouTube
«Протоиерей Иоанн Гончаров
(г. Самара)» 

Написать комментарий