О говении

О говении

Церковь православная в течение года неоднократно призывает нас к исповеди и причащению тела и крови Христовых. Избранные для этого дни обыкновенно называются временем говения, словом, которое собственно принадлежит отечественному языку и отечественной Церкви и которое нельзя переложить с точностью на язык иностранный. Иностранцы переводят его – благоговение. Но благоговение, хотя не отделимо от говения, однако, не тожественно с ним. Говение выражает такую деятельность христианина, которая служит к очищению тела и души и к примирению с Богом.

Началом поведения говеющих можно принять изречение апостольское: «испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5)? Это самоиспытание и самопознание, необходимое для духовно-нравственного настроения и усовершенствования, составляет существо говения и приготовления к таинствам покаяния и причащения. Говеть, значит, поставить себя пред судом своей совести и Бога; войти в себя, встать на духовную бдительную стражу для наблюдения за собой, своими склонностями, помыслами, желаниями и движениями сердца и для упорядочения их; заняться единственно своим поведением для его познания, оценки, исправления, облагорожения и обновления, чтобы чрез то придти в единение с Богом.

Как при обращении с лицом, достойным особенного уважения, обыкновенно и наше слово, и наши взоры, и наш слух, и наша услужливость – все наше внимание и вся заботливость бывают устремлены к этому лицу; так в св. дни говения мы вступаем в ближайшее общение, и с кем же? с Самим Богом! Какое же тогда благоговение к Нему и бодрствование над собой должно быть у нас? Какое тщательное наблюдение за собой необходимо, чтобы поведение наше свидетельствовало о нашей жизни в Боге? В дни говения устремим к Нему ум и сердце, прострем слух к священным Его вещаниям в церковном пении и чтении. Принудим себя к обузданию греховных своих наклонностей, как требует того долг истины и святости.

В самом старании услужить уважаемому лицу особенным вниманием и усердием люди обыкновенно находят для себя приятную награду; тем более в усилии благоугождения Богу во дни говения заключается высокая мзда для христианина. Восполнить, приумножить свое благоговение к Богу, среди житейских сует слабеющее, очистить и укрепить свою совесть, внести себя в вожделенный порядок, ощутить в глубине души своей лучший, несравненный мир – не значит ли приобрести драгоценное сокровище?

Ближний, которому вы оказываете все свое внимание и уважение, располагается к вам своей любовью и готовностью на помощь и услугу вам; так Бог, с Которыми вы во время говения вступаете в ближайшее общение, особенно приближается к вам своей благодатью. «Приближьтесь к Богу, и приближится к вам» (Иак.4:8).

Достойное говение необходимо обязывает нас к посту, уединению, молитве, чтению слова Божия, примирению с ближними, самоиспытанию и собиранию, духовных сокровищ.

Пост едва ли не более всего порождает возражений и мудрований в разуме плотского человека против этого божественного, древнейшего и всемирного установления. Но едва ли не более всего он приличен и необходим говеющему. Разум, слуга плоти, особенно нападает на пост, потому что он прямо разоряет гнездо плотских страстей, от преобладания которых человеку очень тяжело освободиться, и потому, что пост есть установление теплого сердца, а не холодного рассудка, которому он и тяжел и непонятен. Впрочем, и здравый разум, уважающий требования веры и сердца, не может не одобрить нужды поста для говеющего. Сама забота о пище не прилична ему, потому что отвлекает от лучших занятий (Лк.10:42). Притом всякий по опыту знает лень и тяжесть упитанной своей плоти; ибо лень и тяжесть увеличиваются в человеке по той мере, как он нагружает себя пищей и питьем. «Ел Иаков, пишет Моисей, и утучнел Израиль, отолстел и разжирел» (Втор.32:15). Ап. Павел о сластолюбивом говорит, что он заживо умер (1Тим.5:6). Если бы и на сих только следствиях обыкновенного откармливания и утучнения плоти остановились мы, то и того было бы довольно, чтобы видеть, как необходим говеющему пост для ободрения и оживления духа. Но следствия непощения гораздо безнравственнее. от невоздержания происходят блуд (Втор.5:18), упорство, забвение Бога (Втор.32:15) и многие иные пороки (2Тим.3:3–4). Воздержание же и особенно священное, т. е. пост, самым верным образом предохраняет говеющего от излишних плотских забот, усмиряет страсти, окрыляет дух, приводит в лучшее соотношение душу и тело; делает говеющего подражателем Господу, Который постился именно для примера нам, и деятельным исполнителем заповеди Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвернись себя» (Мф.16:24), и заповеди апостола: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). Пост христианина есть свидетель самоотвержения и власти над собой, как непощение есть выражение плотоугодия и бессилия над своими похотями.

Поститься обязан каждый христианин. Пост заповедан всем христианам собственным примером и учением Христа Спасителя. Как Евангелие назначено для всех народов (Мк.16:5; Лк.24:27), так заповедь Божия о посте, неотдельная от евангельского учения, дана всем христианам без изъятия. Господь узаконил пост не для некоторых мест и лиц, не для жителей некоторых стран, но для верующих во всех концах вселенной. Установления Господни всемирны, потому что нравственны и духовны. И пост, как учреждение нравственное и религиозное, есть повсеместное, для всех обязательное и благотворное. Воздержание и пост необходимы и в жарком, и в умеренном, и в холодном поясе земли.




Протоиерей Григорий Дебольский

Написать комментарий