О пользе поношений и обид

О пользе поношений и обид

Все, что ни приключится тебе, принимай охотно (Сир. 2:4), –  говорит Писание, – ибо все пути Господни –  милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его (Пс. 24:10). Любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8:28).

Иной скажет: как же притеснения, обиды служат во благо? Неужели и их должно считать милостью Божией? Не приличнее ли их назвать гневом Господним. Не верующий в Сына не увидит жизни, – сказано в Евангелии, – но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36). Для неверующих не только лишения, но и избытки временных благ служат гневом Божиим, потому что чрез них подается более случаев ко греху. Напротив же, для верующего все служит во благо: милость и истина Господня сретают его во всех путях, при изобилии и лишении временных благ; все ему приносит благо, подает спасение души. И что еще? Для усердно ищущих Божией правды злострадания в мире сем служат наибольшим благом, направляя их на путь истины. Благо мне, что я пострадал, – взывал пред Богом и пророк Давид, – прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню (Пс. 118:71, 67).

Господь гордым противится – сказано в Писании, – а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Кто почитал себя землею и пеплом (Быт. 18:27)? Кто говорил: я же червь, а не человек (Пс. 21:7)? Кто взывал в сокрушении: окаянный и нечистый есмь аз (Ис. 6, 5)? Не те ли самые люди, которые приведены были в такое смирение многими злостраданиями и скорбями? И Сам Владыка твари, приняв образ раба (Флп. 2:7), не для того ли был на земле умаленным паче всех сынов человеческих и потерпел все, что есть в мире уничиженного, чтобы подать нам спасение и вместе пример, как мы можем войти в славу Царствия Его? Возьмите иго Мое на себя, – говорит Он, – и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Кто сделается смиренным или, что то же, сокрушенным в сердце, – войдет в кротость, эту неволнуемую пристань духовную, тот найдет великий покой и мир душе своей: и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). Итак, чтобы удостоиться Божией благодати и быть благодушным, нужно только быть кротким и смиренным. Как нет в мире никого безпокойнее и мятежнее человека гордого, так, напротив, нет спокойнее человека кроткого. Гордого тревожит все, всякое противное ему слово, всякий поступок ему неугодный выводит его из терпения; тогда как смиренный остается спокоен при всех злоключениях. И разные поношения и обиды самые сильные – ничто не выводит его из мирного состояния.

Хотя любезна нам кажется всякая добродетель, но нет любезнее кротости и смирения. Кротких мы любим даже и животных: агнец, голубь приятны нам, потому что незлобивы и кротки они, также и малые дети любезны более, потому что не имеют злобы. Потому и нас слово Божие учит злобою младенствовать. Истинно говорю вам, – говорит Господь, – если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Кроткие же и незлобивые не только наследниками Царствия Христова будут, но и в сем мире насладятся, сказано, множеством мира (Пс. 36:11). Не те из нас наслаждаются миром, спокойствием душевным, которые богаты и могущественны, или мудры более прочих. Нет! не им, но одним только кротким суждено наследовать землю (Мф. 5:5). Потому и Господь сказал: блаженны кроткие (Мф. 5:5); и, действительно, обладают такою долею, которая делает их блаженными, довольными своим состоянием.

Желающий обрести блаженную, во веки не гиблющую жизнь! Сохрани кротость и смирение в себе, и они введут тебя в пристанище вечного упокоения. Блажен, кто не только не делает зла никому, но и при нанесении ему обид не помнит зла. Если юноша оказывается таким, удостаивается немалой похвалы; если во цвете лет, то почитается как истинный мудрец; если старец, то все оказывают ему глубокое почтение. И поистине велико есть достоинство кротости! Кто кроток, тот превыше всех тревог мирских; кротость и смирение дают ему вкушать начатки вечного блаженства, окружают его безмятежием и миром. О блаженная кротость! Как счастлив тот, кто имеет общение с тобою. Пусть, если хочет кто ударит такого по щеке, плюнет в лицо, отнимет кафтан, – мало этого! – лишит всего имения, выгонит из дома, даже из отечества, он и тогда скажет с благодушием: Господня земля и исполнение ея (Пс. 32:1), и будет по чужим полям ходить, как будто по своим.

Пусть кто хочет, сделает ему и большее зло – подвергнет строжайшему суду, предаст его на смерть, и тогда лицо его всякий увидит, как лице Ангела (Деян. 6:15). Сему-то вот мирному устроению, ангельскому житию и учит всякого из нас Господь наш, когда говорит; не противься злому; но кто ударит тебя в щеку, обрати ему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5:39, 40). Пусть он отойдет от тебя, побежденный величием твоей кротости и необычайного смирения. Если же ты воспротивишься, то будь уверен, что ты дашь только силу ему, увеличишь в нем злобу, а когда решишься потерпеть все, покажешь готовность уступить ему и большее, нежели он хочет отнять, тогда, пристыженный твоим великодушием, он будет только удивляться твоему терпению. Итак, побеждай же благом всякое зло, нанесенное тебе, и побежденному, – говорил Господь, – дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Апок. 3:21). Вот на какую высоту возносит терпение зла! Вот что посаждает человека на Престоле Божием – кротость и смирение! Посему-то Писание и говорит нам: для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1Кор. 6:7)? Мы же не только не соизволяем, но и сетуем еще и весьма печалимся, когда кто обижает нас или отнимает что-нибудь, как бы не веря слову Апостола, что кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор. 4:17). А все это отчего? Оттого, что мы смотрим на одно видимое, остаемся все еще с поникшим в землю взором, и душевные очи не созерцают красоту невидимых, вечно уготованных нам благ. О, если бы мы взяли пример с нашего Господа, Который унижен был и изобижен на земле паче всех сынов человеческих и за то стал на Небесах прославлен выше всякого имени (Флп. 2:9)! Он – всеблагий Учитель наш – говорит нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Посмотрите, как бы так Он говорил: какие гонения, и лишения, и страдания претерпел Я в мире злом и с каким смирением и кротостью все это Я перенес; подражайте во всем Мне: будьте кротки вы и смиренны сердцем, и будете участниками вечной Моей на Небесах славы.

Смотря на слабость естества нашего, на испорченность нашей воли, от юности склонной на зло, также и на все бедствия, коими мы окружены со всех сторон, кажется, нельзя бы и быть такому существу как человек, не смиренным. Однако же в уничиженной природе нашей видим великую гордость. Человек, в беззаконии зачатый и во грехах рожденный, удивляется всему, что замечает в себе лучшего и возвышается всем, что отличает его от прочих: иной гордится величием своего ума, другой знатностью своего рода, тот, что он ученее многих или носит лучшую против прочих одежду, а иной еще дородностью своего тела и красотою его и даже стяжанием тленных благ. К несчастью, видим, что сбором праха земного человек еще более увлекается к высокому о себе мнению. Чтобы смирить нас, унизить надменные сердца нашего помышления, чего-то не делает Господь наш? Он – премудрый – для нашего спасения посылает для нас бедствия, притеснения от других, унижение, болезни, и все это для того, чтобы смирить нас и смиренным дать благодать Свою. О, великий в средствах милования и спасения Бог наш! Блажен, кто познает дивное о нас Твое Промышление и не чуждается бед и скорбей, посылаемых для нашего исправления; но злополучен тот, кто этих посланников Твоих и наставников смирения ничем считает и даже ненавидит еще их. Неискушенный огнем озлобления человек никак не замечает, что он есть земля и пепел; только в этой пещи смирения он приходит в такое состояние, в котором не видит в себе ничего, кроме немощи окаянства своего.

Вот видим мы – иное расположение духа бывает у здорового и иное у больного человека, иное у одетого в богатую одежду и иное у ходящего в рубище, иное у едущего на хорошем коне и иное у идущего пешком. Внимательный все это замечает и избирает себе, что поспешествует ко смирению. Однако же ищущий смирения и то знает – ничто не приводит душу в смирение как обиды и унижения от людей, которых потому и посылает Бог ищущим себе смирения или спасения. Авва Дорофей говорит: «Кто просит: «Господи! дай мне смирения», тот должен знать, что он просит, чтобы Бог послал кого оскорбить его. Потому-то ведующий сие всякие обиды и озлобления почитает Божьим о себе Промышлением и присваивает их Богу. Таков был Давид, который говорил о проклинателе своему слуге: оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида (2Цар. 16:10). Говорил ли Бог злоязычнику, чтобы он проклинал пророка Его? Однако Давид истину сказал, зная, что без Божьего попущения и ведома ничто не может быть. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария (четыре копейки)? и не одна из них не забыта у Бога, ни одна не упадет на землю без воли Его (Лк. 12:6; Мф. 10:29). Сие сказал Господь наш; и даже – что еще? – Он сказал, что и волосы на голове нашей все сочтены (Мф. 10:30). Итак, будем же знать, что ничего не бывает с нами без Воли Божьей и, что попускает Бог, то – все для нашей пользы, ибо Он знает, что полезно нам, то и делает. Только при таком образе мыслей можно, как учит апостол, благодарить Бога за все (1Сол. 5:18). Кто верит, что Бог, любя и милуя, наказывает нас, тот не разбирает, от кого он терпит огорчения: от равного себе, от высшего ли или низшего, также от доброго или злого – все принимает без различия, как от руки Господней. Таков был и тот блаженный, который потерпел от дьявола различные напасти и не сказал: какой этот дьявол! сколько он сделал зла мне! но: как угодно было Господу, так и сделалось, – взывал благодушно, – да будет имя Господне благословенно (Иов. 1:21)! А мы говорим ли, когда кто оскорбит нас, что так Богу угодно? Напротив, не во гневе ли, вооружаясь на обидчика, взываем: как он смел так делать? И когда сердимся на него, то его же во всем виним. Если бы, – говорим, – он не сказал или не сделал нам этого, то кто бы стал его ругать. Хорошо, брат твой вымолвил тебе слово, и ты рассердился, но если бы было у тебя смиренное сердце, то, хотя бы камнем размозжили твою голову, ты и тогда, подобно первомученику, стал бы за врагов молиться: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7:60). Ах, сколь далеки пути наши от путей угодников Христовых! Они молились за злейших врагов своих, а мы гневаемся и на мало чем оскорбивших нас; святые добро творили злодеям своим, а мы на своих и смотреть не хотим. Такова-то ложная кротость и мнимое смирение у нас?

Подумаем, братья, если и сетовать нам грешно, когда кто обидит нас, то, что делаем мы, которые на обидящих гневаемся и злословим их? «Неужели и сетовать на обидчиков грешно?» – скажете вы. Да, это есть признак малодушия и нетерпения; потому и апостол говорит: не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными (Иак. 5:9). Пример истинного терпения показал нам Господь наш, Который, будучи приведен на суд за грехи наши и мучен за беззакония наши, когда будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1Пет. 2:23). Он – Судья Вселенной, – будучи приведен на суд беззаконного судьи, хотя безвинно заушаем был дерзким рабом, однако же не послал его тотчас же во ад, как сделали бы мы, если бы имели такую же власть. Он – Сын Всемогущего Бога, – поставленный пред сонмищем тварей Своих грешных, хотя и не таил Божественного Своего величия, однако же, с величайшим незлобием перенес всякие унижения, заплевания и заушения. Кто представит с таким незлобием человека, с каким Господь наш перенес все нанесенные Ему озлобления? Подумаем, кто Он? От какой славы сошел к нам, сидящим во тьме смертной, и потерпел ради нас не только труды, алчбу и жажду, но и перенес от нас досады, укоризны, поругания, оплевания? Всесвятейший терпит от грешников всякого рода озлобления! Случись же кому из нас быть непричастными к какому беззаконию и терпеть мучение за это, что стал бы говорить? Тогда как величайшему злодею показалось несправедливым бы такое безчеловечное обращение, какое потерпел Богочеловек. А Он – Всесовершенный Праведник – с какою кротостью и смирением перенес самые зверские поступки Своих мучителей! Как агнец пред стрегущим его бывает безгласен, так и Он – незлобивый – не отверзал уст Своих, когда Пилат присуждал Его на смерть. Тогда как все вокруг Его волновалось, в сердцах всех дышала непримиримая злоба на Него, и всюду раздавались крики: распни, распни Его, – Он один стоял посреди всех спокойный, неподвижный, с неописанным выражением мира и кротости. И там, где было общее смятение, где на лице у всех выказывалась одна лишь ненависть на Него, там ничто не могло отуманить ясного взора Его. Хотя Он и стоял пред судейским троном, связанный, как злодей, но внутренним взором Он весь был обращен к Престолу Небесного правосудия. До крайности незлобивый Сын Божий и когда был пригвожден ко Кресту, из рук и ног Его текла неповинная кровь, и тогда даже, в часы лютейших страданий, не мщения искал врагам Своим, не погибели просил, но: Отче! – говорил Он, – прости им; ибо не знают, что делают (Лк. 23:34). И вот такому незлобию не удивляться должны мы, но и учиться: научитесь от Меня, – говорит Господь наш, – ибо я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Помыслите о Претерпевшем такое над собою поругание от грешников, – говорит нам и апостол Павел, – чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими (Евр. 12:3).

Те из нас, которые смотрят на одно видимое или, как сказано в Писании, поступают по суетности ума их (Еф. 4:17), ибо омрачилось несмысленное их сердце (Рим. 1:21), те ни от чего так не отвращаются, как от злостраданий в веке сем. Напротив же, просвещенные светом учения Христова и взирающие отверстыми очами на жизнь будущего века, те за благо себе вменяют быть в притеснениях и обидах. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, – апостол Павел говорил, – в нуждах, в гонениях, в притеснениях (2 Кор, 12:10). Злословят нас, – писал еще ап. Павел, – мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим (1 Кор, 4:12). Ибо кратковременное страдание наше, – говорил он еще, – производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое (2Кор. 4:17,18). И вот, как будто для того, чтобы в безмерном преизбытке увеличить вечную славу для апостола Христова, весь мир вооружился против него, и терпел он, как сам говорит, беды от разбойников, беды от единоплеменников, беды от язычников, беды в городе, беды и в пустыне, беды на море, беды на реках, беды встречал он между чужими, беды и между ложными братиями (2Кор. 11:26). Итак, не было ему места в целом мире, где бы он был свободен от бед: его обижали свои и чужие, на суше и на воде, в селениях и пустынях, везде, и все его притесняли, обижали, досаждали ему. И при всем том он не унывал, но всегда благодушествовал, как сам говорил: во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, в чести и безчестии, при порицаниях и похвалах (2Кор. 6:4, 8).

Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19), – говорит и нам Господь наш. Когда будут поносить и гнать вас, и всячески неправедно злословить за Меня: радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:11, 12). А мы, малодушные, унываем, когда нас притесняют за то, что стараемся исполнять Закон Господень, тогда как следовало бы радоваться. Тем более не должно бы унывать, когда, будучи преступниками закона, мы терпим озлобление, ибо наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1Кор. 11:32). Но если и, следуя учению Спасителя, мы терпим обиды, и тогда не должны ли помнить слово Его: поминайте, слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего; если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15:20)? Не думайте, – говорит Он еще, – что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч, – восстание злых на добрых и брань (Мф. 10:34). Согласно сему апостол Павел сказал: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим. 3:12). Все от века благоугодившие Богу были на земле гонимы сынами века сего, которых удел в этой жизни (Пс. 16:14). Первый на земле праведник – Авель убит был злонравным своим братом; и после не было на земле кроткого человека, который бы не имел своего Каина. Два сына у Авраама было, и рожденный, как сказано, по плоти гнал рожденного по духу, – который зачался по вере слову Господню (Гал. 4, 29). Два сына у Исаака было, и старший искал убить младшего, которого любил Господь, как сам засвидетельствовал: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Рим. 9:13). Из двенадцати Иаковлевых более любимый отцом продан был братьями в неволю, где по причине своего благочестия посажен был даже в тюрьму. Так же и Моисей – заступник обидимых по причине своего благочестивого нрава из царского дома бежал в пустыню. И кого из угодников Божиих не гнали отчужденные от жизни Божией по причине по причине их невежества (Еф. 4:18)? Самый больший праведник из рожденных женами (Мф. 11:11), и тот усечен был; самое Солнце правды – Христос Бог наш, в Котором и тени греха не могло быть, и Он вменен был в число злодеев и пригвожден ко Кресту.

Если премудрыми судьбами Божьими суждено быть гонимым в мире всем, которые стремятся к лучшему наследию, то, что же делаем мы, когда вооружаемся против гонителей своих или сетуем и жалуемся на них? Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными (1Кор. 6:7)? – говорит Слово Божие; а мы, подобно тем омраченным в разуме, кои сидят в стране и тени смертной (Мф. 4:16), сами еще обидим других, и притом еще братьев своих. О, когда мы сделаемся сынами света (Лк. 16:8) и будем друг другу повиноваться в страхе Божием (Еф. 5:21)?! Когда мы станем исполнять закон Христов, – благословлять проклинающих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих нам обиды (Мф. 5:44)? Когда, грешные, мы выйдем из-под власти сатаны и покоримся Богу (Деян. 26:18), сделаемся сынами Вышнего, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45)? Не к сему ли склоняет нас апостол Павел, который говорит: будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4, 32)? Не убеждает ли нас Писание: ни одно не стесняет близкого ему, и до века не воспротивятся они слову Его 2 (Сир. 16:28, 29)? Не сказал ли Господь, что кто из нас будет слугою и рабом для всех, тот в Царствии Небесном явится первым и большим всех (Мф. 20:26, 27)? А мы не хотим смириться под крепкую руку Божию, чтобы Он вознес нас во время (1Пет. 5:6); не хотим подчиняться судьбам Того, Кто оставил плевелы расти вместе со своей пшеницей (Мф. 13:24–30). Потому будем ли мы собраны в небесную житницу? – Будем, когда будем подобны тому, который был подобен Христу и говорил о себе, что он, будучи свободен от всех, всем поработил себя (1Кор. 9:19). Блажен, – говорит нам Писание, – который всегда пребывает в благоговении; (Притч. 28:14), – всякому повинуется, никому не противится, все терпит, как слуга и раб всякого. Сему-то Господь и учит всякого из нас, когда говорит: не противен злому; но кто ударит тебя в правую щеку, обрати ему и другую (Мф. 5:39).

«Ах, сколь я несчастен, – случается слышать то от того, то от другого из нас, – ни за что вот такой–то обижает меня».

Друг! не огорчись на то, что я скажу тебе: всякая обида бывает полезна нам, когда мы обвиняем себя и обращаемся к Богу; потому лучше молись-ка ты Богу и не обвиняй никого. Почто нам обвинять, других, кои нас огорчили? Огорчение есть следствие греха: мы оттого и негодуем, что живет в нас грех или сопротивление воле Божьей. Как для больного места на теле и малейшее прикосновение ощутительно, так и для души, уязвленной грехом, малейшая обида чувствительна. Потому не лучше ли тебе, брат мой, при всяком озлоблении говорить так: видно, я весьма немощен душою, видно, великий еще грешник, когда огорчаюсь из-за малости, скорблю и негодую от всякой неприятности?

«Но он, – скажешь, – великое озлобление причинил мне, весьма много обидел меня и жизнь мою в бедствие привел». Послушай, если ты ученик распятого за нас Господа, то чего все это стоит в сравнении с тем, что сделали Ему враги Его? Ведь обидчик твой не ко кресту пригвоздил тебя, как иудеи Господа нашего, Который при всем том ни слова не сказал, чтоб пожаловаться на них Отцу Своему, но еще просил о них: Отче! отпусти им (Лк. 23:34).

«Но Он был Господь, – скажешь, – а я непотребный раб». Что же, разве и всегда непотребным, противным Господу хочется быть тебе? Он повелел тебе не противиться злому, а ты делаешь напротив. Он велел благословлять клянущих, молиться за творящих напасти, а ты, вероятно, всего этого не исполняешь. Как же тебе винить других, когда ты сам неправ пред Богом. Если и винить хочешь кого-нибудь, то и не иного вини, как только дьявола, который любит обижать людей; он – дух злобы – только старается чрез злых людей озлоблять нас; и для него великое торжество, когда нас выводит из терпения. Выведенные из терпения при посредстве дьявола и искренние друзья ссорятся, родные братья ненавидят друг друга, сын с отцом дерутся; но это тогда только бывает, когда они не покоряются Воле Божией, не молятся друг о друге. Взаимно молящиеся бывают укреплены взаимною любовью, и если ослабевает у кого любовь к ближнему, то это верный признак, что они друг о друге не молятся. Чье имя часто поминаешь на молитве, того непременно полюбишь; и самые злейшие враги могут сделаться друзьями, когда усердно будут молиться друг о друге. Итак, молись же, обидимый, за своего обидчика, и сердечная молитва о нем скоро коснется его сердца, молитвенные твои вздохи непременно отзовутся в его душе, и сердца ваши примирятся, души облобызаются. Потому-то и говорит Господь; молитесь за обижающих вас (Мф. 5:44). Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, – говорит и Писание (Иак. 5:16). Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12:14). Слышишь ли: если ты не будешь иметь мира со всеми, даже и со врагами своими, то не увидишь Господа, не внидешь в Его царствие. Потому молись же усердно, молись о всяком, кто изобидит тебя словом или делом. А иначе, если не будешь молиться, то, хотя в мыслях и будешь как бы прощать его, но в сердце непременно будет таиться непримиримая вражда на него, будешь все еще смотреть на него с неудовольствием. Не напрасно ведь Господь велел молиться за врагов, как будто за благодетелей каких; враги действительно делаются благодетелями для тех, которые за них молятся Богу. Мать пророка Самуила – безчадная Анна, унижаемая за свое неплодство соперницею своею, получила величайшую пользу, когда пролила пред Богом горячие слезы. Хотя она и раньше молилась и плакала о своем безчадстве, но когда оскорбления еще больше увеличили ее горе, то и еще пламеннее стала ее молитва, которая и привлекла на нее Божье благословение к рождению великого пророка. Так точно и всякому, кто терпит обиды с молитвою к Богу Спасителю, обидчики не повредят, но доставят пользу, сделают более усердным к добродетели и чрез то доставят более награды ему и Славы Небесной. Ибо будет он подобен Вышнему за то, что здесь своею кротостью и незлобием уподобился Ему.

Таков был и тот дивный муж, который в псалмах своих говорил пред Богом: и с ненавидящими мира мирен был (Пс. 119:6). А мы – при этом заметим – как часто говорим так: «Как будешь мирен, где постоянно угнетают и бранят тебя?!» А как же пророк Божий был мирен и с теми, которые любили брань? Каким способом? Таким только, что все терпел великодушно, сносил без ропота, ибо принимал все себе за благо. Конечно, не один Давид, но и прочие пороки были такими же терпеливыми; потому и Писание, указывая на них, говорит нам: в пример злострадания и долготерпения возьмите пророков (Иак, 5:10). Пророки ли не были благоугодны, добры ко всем? Но и они много пострадали от злых людей, много зла потерпели на земле: они терпением и угодили Богу, терпением разных бед и спаслись от вечной муки. Терпением вашим спасайте души ваши, – говорит нам и Господь наш (Лк. 21:19). На земле многое, что безпокоит нас, приводит в негодование, которое не уменьшает нашего горя, но только прибавляет; потому лучше станем терпеть все. Терпением только можно достигнуть мира духовного, войти в пристанище вечного успокоения.




Преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец


Написать комментарий