Почувствовать себя дома

Почувствовать себя дома

В юности я много путешествовала с родителями по России и за границей. Поначалу это были поездки с целью отдыха и развлечений, а когда мама пришла к Богу, они стали больше паломническими. 
Мы побывали на Кипре и в Палестине, увидели древние храмы и руины, сокровенные уголки Святой Земли, которые посещал Господь наш Иисус Христос, своими глазами увидели само воплощение библейской истории. Позднее это помогло мне лучше воспринимать прочитанное в священных текстах. И в тех поездках начало зарождаться неведомое ранее чувство дома – чувство привязанности к новому месту, где даже незнакомые люди становятся родными и близкими.
Прошло много времени, прежде чем я поняла, что где Господь – там и дом, там и любовь, там и хочется остаться. Но это открывалось постепенно, ибо все в нашей жизни совершается промыслительно, по воле Божией и в определенные сроки.
Так, вскоре после поездки на Святую Землю я обрела это место – свой дом. Несмотря на то, что выросла в большом городе, и у меня были все возможности для познания мира, по-настоящему я нашла себя в древней монашеской обители – Оптиной пустыни.
Пригласил нас туда один монах, с которым мы случайно познакомились. Поехала на три дня, а осталась навсегда. Маленький уютный домик, который я купила недалеко от монастыря, стал моей домашней крепостью, куда я с трепетом возвращаюсь снова и снова.
Отчетливо помню то необыкновенное чувство, когда впервые вошла в Святые врата Оптиной пустыни. Казалось, что вернулась в отчий дом после долгой разлуки, и меня здесь ждали, хотя я была там впервые и никого не знала. Со временем я обнаружила, что все важные события моей жизни: дни рождения, крещения, свадьбы и даже скорбная дата развода родителей – связаны с престольными праздниками этой обители. Самым настоящим чудом показалось мне то, что я живу теперь рядом со святым местом, что обрела здесь новых друзей.
Однажды июльским вечером мне довелось принять неожиданных гостей, в Оптиной это обычное дело. Несколько дней пролетели как один миг, мы даже не заметили, как сблизились друг с другом. Особенно дружны мы стали с моей ровесницей – Ольгой, которая предложила приехать с ответным визитом к ней на день рождения в Казань. 
Родилась она 8 октября, в день преподобного Сергия, и у нее традиция – обязательно быть на праздничной службе в Троице-Сергиевой Лавре. Получив благословение духовника, я поехала в Лавру, а оттуда на машине с Ольгой – в Казань. В дороге меня охватывало чувство радости и тихого восторга: ведь эта земля имеет особую всенародную святыню – чудотворную Казанскую икону Божией Матери. 
Когда мы ехали по шоссе, мне снова все казалось знакомым: и дорога, и деревья в золотой листве, и нескошенные поля, и улицы, и скверы, будто я возвращаюсь домой. Это необъяснимое чувство дома сохранялось до конца поездки. 
Ольга оказалась не только первоклассным водителем, но и человеком всесторонне образованным и чутким, с потрясающей, живой верой. Вниманием и любовью она согревала и своих детей, и всех окружающих. Каждый день она дарила мне маленькое паломничество по Казани и ее окрестностям.
В первый день мы поехали в Иоанно-Предтеченский монастырь, с ограды которого открывается замечательный вид на Волгу и Услонские горы, на Ивановскую площадь с памятником Александру II. Некоторое время в этой обители подвизался преподобный старец Варсонофий Оптинский. С этого места началась для меня тоненькая связующая ниточка между Казанью и Оптиной пустынью. 
Как же я была довольна, когда  Господь сподобил меня поливать цветы в монастырском садике! Казалось бы, это такая незначительная мелочь, но в тот день не было никого счастливее меня. Я готова была трудиться там с утра до вечера, и во время этого занятия передо мной всплывали яркие образы и исторические события эпохи XVI века. Ведь именно тогда, во времена правления Царя Иоанна Грозного, Казанское ханство было присоединено к Русской державе, именно тогда пришло в этот край Святое Православие. 
В числе первых четырех возникших монастырей был Иоанно-Предтеченский, основанный святителем Германом около 1564 года, как подворье Свияжского Богородицкого монастыря. Освящен он в честь покровителя Царя Иоанна Грозного – пророка Иоанна Предтечи.
Монастырские постройки дважды подвергались пожарам: в 1649  и в 1815 годах, потом восстанавливались и снова разрушались, а после революции долгие годы использовались под жилье и госучреждения. В 1918 году обитель стала местом пребывания епархиального управления, здесь жил священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), претерпевший аресты, тюрьмы и погибший в ссылке. В 1929 году монастырь был закрыт и лишь в 1992-м возвращен Казанской епархии. 

+++
На другой день мы с Ольгой отправились на остров-град Свияжск, о котором ходит легенда, что он стал прототипом сказочного острова Буяна, описанного Пушкиным в «Сказке о царе Салтане». По дороге туда, в разговоре с мамой, я упомянула об этом, и она, припомнив сюжет, сказала в шутку: «Без богатырей оттуда не возвращайся». Не поверите, но богатырей, да еще каких, по матушкиному наказу, я действительно нашла. 
В храме Успенского мужского монастыря я встретила икону с дорогими моему сердцу Оптинскими старцами – нашими истинными защитниками и духовными богатырями. Находясь на острове, мы зашли в уникальную Троицкую церковь, построенную в XVI веке. В ней чудом сохранился трехъярусный иконостас XVIII века. Благодарю тех реставраторов, которые разрешили нам полюбоваться архитектурным чудом и краешком души соприкоснуться с духом того времени. 
Именно в этой церкви молился перед штурмом Казани Царь Иоанн IV Грозный. Именно эти бревна были срублены под Угличем зимой 1551 года, привезены по Волге на судах и собраны за один день без единого гвоздя...
+++
А самым ярким впечатлением стала поездка в Седмиозерскую Богородицкую пустынь, расположенную к северу от Казани. Главная святыня ее – чудотворный Смоленско-Седмиезерный образ Божией Матери. Летом 1654 года в России свирепствовала моровая язва. Она опустошала целые селения, трупы оставались непогребенными, их пожирали собаки. Чтобы избавиться от мора, жители Казани решили принести в город Седмиезерную икону и 24 июня прибыли в пустынь. На другой день после литургии взяли икону и отправились в Казань. 


В ночь инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился святитель Николай в архиерейском облачении и сказал: «Встань скорее и скажи дьяку Михаилу Патрикееву, а он скажет городским воеводам и градоначальникам, чтобы они заповедали жителям пост на неделю, раскаялись в своих грехах и призвали в помощь Бога и Его Пречистую Матерь».
Мавра, пробудившись, ужаснулась и не могла никому сказать о сновидении. На другую ночь опять явился ей тот же старец и с гневом сказал: «Спать ли следовало тебе, Мавра? Или не знаешь, что град может погибнуть от лютой язвы? Царица всех идет на избавление города из Седмиезерной пустыни. Пусть изыдут все жители Казани на сретение Ее образа. Ибо Господь ради молитв Пречистой Матери Своей хочет показать милость над городом сим».
После рассказа Мавры все жители Казани взяли чудотворную Казанскую икону Богородицы, крестным ходом вышли из города и встретили Смоленскую икону за окраиной. Преклонив колена, со слезами молились: «Владычице мира, спаси нас, погибаем от множества грехов наших; прогневали мы Сына Твоего, Христа Бога нашего, множеством неправд наших».
Трогательное было зрелище, когда духовенство и народ, преклонив колена, вместе плакали и молились! В тот же день там устроена была часовня и водружен крест, а впоследствии основан Кизический монастырь. Святую икону Богоматери обнесли вокруг города. Народ прикладывался к Ней, приклонял головы, по всей Казани звучал колокольный звон. После крестного хода смертоносная болезнь утихла, и жители принесли сердечное благодарение Царице Небесной – Избавительнице своей…
26 июня/9 июля совершается празднование Седмиезерной иконе Божией Матери – в память об избавлении Казани от чумы. Как и в прежние времена, сегодня верующие прибегают к Ее чудотворному образу и в сугубых молитвах просят у милосердной Владычицы помощи и избавления от поветрий и моров XXI века. 
Пресвятая Богородице, спаси нас!

Александра Веснушкина

Написать комментарий