Не должно давать душе времени быть праздною от помышления о Боге

Не должно давать душе времени быть праздною от помышления о Боге

5) Не должно пренебрегать установленные времена молитв, потому что каждое из них особенным образом напоминает о благах, подаваемых от Бога. Так не должно пренебрегать утра, чтобы первыя движения души и ума посвящаемы были Богу, чтоб мы ничем другим не озабочивались, пока не возвеселены мыслию о Боге, по написанному:«Помянух Бога и возвеселихся»(Пс.76:4), чтоб и тело не приводили в движение для делания, пока не исполним сказаннаго:«Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя»(Пс. 5:4). И в третий час должно вставать на молитву, воспоминая дар Духа, данный в третий час Апостолам, чтобы и нам сделаться достойными принятия святыни, и испросить у Духа руководства и учения на пользу, подражая сказавшему:«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычным утверди мя»(Пс. 50:12–14). Потом опять приниматься за дела. В шестой же час признали мы необходимым в подражание святым молиться, говоря:«Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой»(Пс. 54:18), а чтоб избавиться и беса полуденного, читая вместе и девяностый псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими Апостолами в книге Деяний, где повествуется, что«Петр и Иоанн восхождасте во святилище на молитву в час девятый»(Деян. 3:1). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам, или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, что, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение, или непроизвольно, или даже тайно, состояло ли оно в словах, или в делах, или заключалось в самом сердце; за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтоб снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано:«яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся»(Пс. 4:5). Но опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний, читая и в этот час девяностый псалом. А что и полночь нужна нам на молитву, это передал Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря:«В полунощи же Павел и Сила молящеся, пояху Бога"(Деян. 16:25). И Псалмопевец говоря: «вполунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды твоея»(Пс. 118:62). Опять надобно вставать на молитву и предваряя утро, дабы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказавшего:«Предваристе очи мои ко утру, поучатися словесем твоим»(Пс. 118:148). Тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надобно пренебрегать ни одного из сих времен.

6) Как достигнуть нерассеянности в молитве? – Несомненно убедившись, что Бог пред очами. Если тот, кто видит пред собою начальника, или настоятеля, и беседует с ним, не отвращает от него взора: то кольми паче молящийся Богу (с показанным убеждением) будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующего сердца и утробы, исполняя написанное:«воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления»(1Тим. 2:8).

7) Можно ли достигнуть нерассеянности во всем и во всякое время, – и как сего достигают? – Что сие возможно, показал тот, кто сказал:«Очи мои выну ко Господу»(Пс. 24:15), и:«Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся»(Пс. 15:8). А как сие возможно, о том сказано выше. – именно же, – для сего не должно давать душе времени быть праздною от помышления о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все. (Там же).

8) Какая это"клеть",в которую Господь повелевает войти молящемуся (Мф. 6:6)? – «Клетию» обыкновенно называется пустая и отдельная храмина, в которую кладем, что хотим сохранить, или в которой можно скрыться. А силу заповеди объясняет самый предмет речи, потому что она обращена к страждущим недугом человекоугодия. Почему, если кого беспокоит сей недуг, то прекрасно он делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего:«Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему»(Пс. 122:2). – Но если кто по благодати Божией чист от недуга сего, то нет ему надобности скрывать прекрасное; чему научая, сам Господь говорит:«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрыя дела ваша и прославят Отца вашего, иже на небесех»(Мф. 5:16). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте, о которых говорится в томже месте, и вообще о всяком деле благочестия.

Святитель Василий Великий

Написать комментарий