Духовный стержень – это основа нравственно здоровой личности

Духовный стержень – это основа нравственно здоровой личности


Воспитание и образование неотделимы друг от друга: воспитание – питание, наполнение души, сердца человека Божественным Духом, образование – это формирование в человеке Образа Божиего.

Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности – это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность – это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история. Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал.
Главное, из чего нужно исходить, говоря о нравственных ценностях, это то, что они абсолютны и на языке религии называются Божиими Заповедями.

Это - наш общий фундамент, на котором развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках именно христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека.

Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле, абсолютных нравственных ценностях. Когда это исчезает, мы становимся просто народонаселением, а не гражданами.

Задачей православного педагога является помощь в исполнении замысла Божиего о человеке и воспитание, несомненно, должно основываться на национальных традициях. «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, как опавшие листья, носимые ветром судьбы, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая», - справедливо писал философ Иван Ильин.

 Какова же цель воспитания?

«Человек в результате воспитания должен осознать свою высокую нравственную (духовную) миссию, внести лепту в укрепление общественной нравственности (духовности), понять себя как частицу духовно развитого человечества. Без этого все фактические познания - иди они даже до глубочайших математических или микроскопических исследований - не только не принесут пользы, но и окажут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве», - писал известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский).

Эту же мысль проводит и другой выдающийся педагог Николай Христианович Вессель: «Для жизни развитие воли и стремление к справедливости и нравственному (духовному) идеалу у человека имеет гораздо большую важность, чем одностороннее развитие познавательных сил. Желания и стремления человека должны получить благородную (духовную) цель. Внезапная испорченность человека так же невозможна, как и внезапное облагорожение».

Воспитание, согласно концепции Константина Дмитриевича Ушинского, невозможно без национальной компоненты. Отвлечённые идеи, не имеющие связи с национальной почвой, не обладают силой. Ушинский отзывался: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях и заимствованных у других народов».

Философ Иван Ильин: «Каждый народ по-своему вступает в брак, болеет, умирает, по-своему ленится, трудится, хозяйствует и отдыхает... по-своему сердится, отчаивается, ходит и пляшет, шутит, строит дома, принимает гостей. Хочу я или нет, но я становлюсь частью той общности людей, в которой я живу. Как же можно не формировать у ребёнка любовь к тому, частью чего он является?»

Основой воспитания, в концепции Ушинского, является народная культура, для русских детей – православие. Воспитание на основе православной традиции было свойственно и семьям высшего общества, и простого народа.

"Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера", - справедливо утверждает святитель Филарет Московский.

Императрица Александра Федоровна пишет: «Религиозное воспитание – самый богатый дар, который могут оставить родители своему ребенку. Ведь духовный стержень – это основа нравственно здоровой личности. Без этого не может быть личность полноценной, гармоничной, нравственной».

Трудно переоценить значимость для воспитания таких понятий, как язык, словесность и чтение.

Николай Михайлович Карамзин в одном из своих выступлений говорил:
«Вы знаете, милостивые государи, что язык и словесность... есть главные способы народного просвещения... Успехи наук свидетельствуют вообще о превосходстве разума человеческого. Успехи же языка и словесности свидетельствуют о превосходстве народа, являя степень его ума и чувствительность к изящному. Нужно учить языкам несомненно»!»

Николай Александрович Корф (общественный деятель, педагог) считал, что обучение грамоте служит фундаментом для самостоятельного чтения, для приобщения к книжной культуре. Подход Н. А. Корфа подготовил почву для создания сельских библиотек, для их работы как культурных центров.  Воспитание и обучение Ушинский считал одним и тем же процессом.

Успехи образования в Царской России

Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени.

Вопрос образования – одна из «главных забот» государства, его «стойкая опора в будущем», - считал последний русский император Николай Александрович Романов. Над этим вопросом царь трудится сам, возлагая на себя полноту ответственности. На помощь себе Государь призывает родителей и семью – ведь именно они «ближайшим образом» обязаны «пещись о детях». И этот союз царя (государства) и семьи родит «твердую и верную надежду Отечества».

В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году, грамотных в Империи насчитывалось не менее 85 %. Накануне войны было уже более ста вузов со 150 000 студентов. По общему их количеству Российская Империя занимала 3-е место в мире, разделяя его с Великобританией. Финансирование образования выросло за 20 лет с 25 млн. рублей до 161 млн. рублей. И это без учета земских школ, расходы на которых выросли с 70 млн. в 1894 году до 300 млн. в 1913 году. Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране действовало 130 тысяч школ. При Государе Николае II в России для обучения грамоте крестьянских детей повсеместно образовывались так называемые напольные школы.

Перед революцией был проведен закон о полной безплатности образования, причем не только обучения, но и жизни учащегося во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет – в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся.

Лариса Федченко. «Основы воспитания детей в дореволюционной России»

Написать комментарий