Великая вещь - крещение!

Великая вещь - крещение!

Поучение предогласительное, или Предисловие к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского

Уже воня блаженства на вас, просвещаемые! Уже собираете вы духовные цветы для сплетения венцов небесных; уже благоухание Духа Святого излилось; уже вы в преддверии царских чертогов; о когда бы Сам Царь и внутрь оных ввел вас! На древах теперь цвет; о когда бы и плод на них видеть! Уже перепись имен ваших была. Также и в воинство наречение, и брачные светильники. И желание небесного общежития, и намерение благое, и надежда последующая. Ибо не лжив изрекший: любящим Бога все содействует ко благу (Рим.8:23)1. Хотя Бог и щедр в благотворении, однако же ожидает от каждого нелицемерного произволения. Потому-то апостол присовокупляет: призванным по Его изволению. Намерение нелицемерное делает тебя званым. Ибо если ты находишься здесь телом, но не находишься духом, то это бесполезно.

Приступил было некогда к купели и Симон-волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водой, но сердца не просветил Духом; тело входило в купель и вышло из нее, а душа не спогреблась Христу и не совосстала с Ним (см. Кол.2:12; Рим.6:4; 1Кор.10:2). Я упоминаю о падениях, чтобы ты не пал; ибо образовательно случилось это с ними, написано же в научение и доныне приступающих: чтобы кто-нибудь из вас не дерзнул искушать благодать, чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда (Евр.12:15), чтобы кто-нибудь из вас не взошел, говоря: посмотрим, что делают верные. Взойдя, посмотрю, чтобы узнать происходящее у них. Видеть ты чаешь, а что и тебя увидят, не думаешь? Тебе представляется, что ты происходящее ведаешь, а Бог будто сердца твоего не ведает?

Вздумал было некто узнать, что происходило на браке, в Евангелии упоминаемом, и, надев неприличную одежду, взошел, возлег и стал есть, потому что жених позволял. Увидев на всех белую одежду, должен бы и он облечься в такую же. Однако, вкушая одинаковую с другими пищу, он не одинаковую с ними имел одежду и не одинаковое намерение. Но жених хотя и щедр, впрочем, не без разборчивости. Обходя каждого из возлежащих и всех осматривая (ибо он хотел, чтобы не в рубищах у него были, но в одежде благолепной), когда увидел пришельца, не имеющего брачного одеяния, сказал ему: друг! как ты вошел сюда! (Мф.22:12). В каком виде? С какой совестью? Пусть привратник не воспрепятствовал тебе, по щедрости звавшего на пир; пусть ты не знал, в какой одежде надо было прийти на пиршество. Ты пришел, увидел блистающие одежды на возлежащих; не надлежало ли тебе научиться по крайней мере из того, что ты видел? Не надлежало ли благовременно взойти, чтобы благовременно и выйти? Теперь же ты не благовременно взошел, не благовременно и изгнан будешь. И приказывает слугам: свяжите ему ноги, отважившиеся вступить сюда, свяжите руки, не умевшие одеть его в одежду светлую, и ввергните его во тьму кромешную. Ибо он не достоин брачных светильников. Видишь, что с ним случилось? Берегись и ты этого.

Мы, служители Христовы, каждого приемлем и, состоя в звании как бы привратников, оставляем дверь незатворенной; итак, можно тебе взойти и с душой, оскверненной грехами, и с намерением нечистым. Взошел ты, удостоен, имя твое записано. Видишь ли такое важное церковное чиноположение? Созерцаешь ли порядок и благочиние? Чтение Писаний? Присутствие священнослужителей и непрерывность поучений? Возблагоговей перед местом этим и научись из созерцаемого. Выйди сегодня благовременно и взойди завтра заблаговременно. Если душа твоя облечена в одежду сребролюбия, то взойди, одевшись иначе: скинь одежду прежнюю, не закрывай; скинь одежду любострастия и нечистоты и облекись в светлую одежду целомудрия. Я возвещаю тебе прежде, нежели придет Жених душ Иисус и увидит одежды. Много тебе на это времени. Сорок дней имеешь для покаяния. Много способного времени – и раздеться и измыться, и одеться и взойти. Если же ты останешься в злом произволении своем, то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но Дух не примет. Кто видит на себе рану, тот да приложит пластырь; кто пал, да восстанет. Никто из вас да не будет Симоном, да не будет в вас ни лицемерия, ни любопытства об этом деле.

Можно прийти сюда и по другому побуждению; мужу можно прийти для угождения жене, и обратно – то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель -приятелю. Я бросаю уду и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но с благой надеждой спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь и какой сетью уловляешься. Уловлен сетями церковными; живой в плен отдайся. Не убегай, ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить, но чтобы, умертвив, оживить. Ибо надлежит тебе и умереть и восстать снова. Слышал апостола говорящего: (почитайте себя. – Прим. Ред.) мертвыми для греха, живыми же правде (ср. Рим.6:10). Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее.

Смотри, какое достоинство дарует тебе Иисус: ты назывался оглашенным, быв оглашаем извне; слушал слово об уповании и не знал его; слушал тайны и не разумевал их; слушал Божественное Писание и не постигал глубины его. Теперь уже оглашение произносится не вне, но внутри тебя. Ибо Дух вселивыйся (см. Иак.4:5) соделывает ум твой храмом Божиим. Когда услышишь писанное о таинствах, тогда уразумеешь, чего прежде не знал. Не думай, что ты получаешь вещь маловажную. Будучи жалким человеком, ты получаешь наименование Божие. Слушай, что говорит Павел: Верен Бог (1Кор.1:9). Слушай, что говорит и другое Писание: Бог верен и праведен (1Ин.1:9). Это (т.е. что люди получат наименование Божие) провидя, псалмопевец, от лица Божия, сказал: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс.81:6). Но смотри, чтобы не было имени верного, а произволения неверного. Вступил на поприще, иди; другого такого времени нет для тебя. Если бы приближались дни брака твоего, то, пренебрегший все прочее, не занялся ли бы ты приготовлением пиршества? Но, желая посвятить душу Жениху Небесному, неужели не отринешь телесного, чтобы получить духовное?

Нельзя принимать крещение дважды или трижды; иначе можно бы было сказать: в первый раз оно было для меня бесполезно, так в другой поправлю. Напротив, если в первый раз было без пользы, то не поправишь. Ибо один Господь, одна вера, одно крещение (Еф.4:5). Только еретики в другой раз крестятся, потому что первое их крещение не было крещением.

Бог ничего от нас другого не требует, как только благого произволения. Не говори: как очистятся грехи мои? Хотением и верованием, я тебе говорю. Что короче этого? Впрочем, если уста твои говорят, что ты желаешь этого, а сердце не говорит, то Сердцеведец есть Судья. С этого времени удержись от всякого злого дела; да не произносит язык твой бесчинных слов, да не согрешает око твое и да не блуждает по предметам бесполезным.

<...>

Великая вещь – предлежащее крещение. Оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское; царствия ходатайство, дар усыновления. Впрочем, змей при пути стережет мимоходящих, смотри, чтобы не уязвил тебя неверием. Он видит столь много спасаемых и ищет, кого поглотить (см. 1Пет.5:8). К Отцу духов ты входишь, но проходишь мимо этого змея. Как же тебе пройти мимо него? Обуй ноги в готовность благовествовать мир (Еф.6:15), чтобы, если и уязвит, не потерпеть вреда. Водвори в себе веру, имей твердую надежду, обувь крепкую, чтобы пройти тебе мимо врага и взойти ко Владыке. Приготовь сердце твое к принятию учения, к общению Святых Таин. Молись чаще, чтобы Бог удостоил тебя небесных и бессмертных Таин. Не будь празден ни днем, ни ночью, но лишь сон спадет с очей, ум да воспрянет на молитву. И если почувствуешь, что входит в него злой помысел, возбуди в себе спасительное воспоминание суда. Займи разум поучением, чтобы забыл он гнусное. Если кто скажет тебе: «И ты хочешь в воду погрузиться? Разве нет в городе бань?», – то знай, что змей морской тебе говорит это. Не внимай словам говорящего, но – действующему Богу. Храни душу твою, чтобы остаться не уловленным и чтобы, пребыв в надежде, соделаться наследником вечного спасения.

Мы, как люди, заповедуем и учим; вы же не созидайте строения вашего из соломы, тростника и плевы, чтобы нам не погубить труда, когда дело сгорит; но делайте дело из золота, серебра и драгоценных камней. Мое дело – говорить, твое – соглашаться, а Божие – совершать. Устремим разум наш, настроим душу, приготовим сердце: для души подвизаемся, сокровищ вечных чаем. Силен же Бог, ведущий сердца ваши и знающий, кто искренен и кто лицемерен, – искреннего сохранить, а лицемера сделать верным. Ибо может Бог и неверного сделать верным (если только сей отдаст Ему сердце свое), и изгладить осуждающее нас рукописание. Да предаст Он забвению прежние грехи ваши, да насадит вас в церковь и да изберет вас в воинство Свое, облекши в оружие правды; да исполнит небесными вещами Нового Завета и да запечатлеет печатью Святого Духа, нерушимой вовеки, во Христе Иисусе, Господе нашем. Слава Ему во веки веков. Аминь.

Написать комментарий