Классификация учебных заведений в Российской империи до 1917 года

Классификация учебных заведений в Российской империи до 1917 года

Военно-учебные заведения — военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т. д. Первое военно-учебное заведение в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте.
Волостные училища — начальные учебные заведения в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
Воскресные школы — частные или общественные начальные, профессиональные или религиозные учебные заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В Российской Империи во второй половине XIX — начале XX века подобные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков. По положению 14 июля 1864 г. о начальных народных училищах причислялись к разновидности начального училища.
Городские училища — занимали промежуточное положение между начальным и средним образованием. Сначала назывались уездными училищами, с 1872 года — городскими училищами. Городские училища были призваны дать более полное образование малоимущим слоям населения, чем начальные народные училища, однако имели платное обучение. Имели от двух до четырёх классов, но в особых случаях разрешались к устроению пяти и шестиклассные училища. С 1912 года были переименованы в высшие начальные училища.
Высшие женские курсы — высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
Гимназии — среднее учебное заведение. Плата за обучение была доступной не всем слоям населения. Существовали как государственные, так и частные гимназии. Обучение было раздельным, существовали как женские, так и мужские гимназии. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). Для поступления в гимназии необходимо было состоять в податном сословии. В соответствии с уставом, утверждённым в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии (позднее — прогимназии). Классические гимназии в 1912 году имели восьмилетний срок обучения и давали право поступления в университет, так как в них изучался латинский язык. При гимназиях существовали подготовительные классы предназначенные дать начальное обучение и подготавливающие к вступительным экзаменам в гимназию. Прогимназии имели четырёхлетний срок обучения аналогичный первым четырём годам гимназии, латынь в них не изучалась.
Православные духовные академии — высшие учебные заведения для подготовки священнослужителей. Московская духовная академия — первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия»), закрыта в 1919 году, возрождена в 1943 году.
Духовная семинария — среднее учебное заведение для подготовки священнослужителей Православной церкви.
Духовное училище — начальное учебное заведение для подготовки священнослужителей Православной церкви.
Начальные народные училища — начальные учебные заведения в один или два класса, предназначенные для обучения лиц сословий с низким заработком, так как обучение в них было бесплатным. По предварительным правилам 1803 года — приходские училища (приход — единица земства). Каждый церковный приход должен был иметь не менее одного училища. По положению 14 июля 1864 года утверждено Положение о новых народных училищах, и в том же году Земское положение, что давало возможность открывать училища самим земствам. Также могли находиться как в управлении Министерства Народного просвещения, так и в ведении духовного ведомства (церковно-приходские школы), прочих министерств и в общественном ведении. Начальные училища открывались преимущественно в сельских местностях, городских предместьях и рабочих районах. В сёлах часто находились в ведении Земской управы (т. н. Земские школы).
Институты — светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Существовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802—1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском университете.
Институты благородных девиц — средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянских семей.
Кадетские корпуса — среднее военно-учебное заведение с полным пансионом.
Коммерческие училища — средние специальные учебные заведения, дающие коммерческое образование. По положению 15 апреля 1896, дополненному 10 июня 1900 коммерческие училища были семиклассные с полным курсом обучения и трёхклассные дающие исключительно коммерческое образование для лиц окончивших четыре класса реальных училищ.
Народные училища — средние учебные заведения, готовившие в конце XVIII века учителей для начальных учебных заведений, Первое заведение данного типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г. Впоследствии название стало обозначать заведение дающее начальное образование, а преподавателей стали готовить в учительских семинариях.
Курсы — учебные заведения дающие специальное образование (в основном устраивались коммерческие учебные заведения).
Реальное училище (до 1871 года — Реальная гимназия) — среднее учебное заведение, уделявшее в отличие от университета большее внимание изучению прикладных предметов, а именно естественно-математического цикла. Первоначально имело целью дать техническое образование, с 1864 года была семиклассной и имела целью подготовку слушателей к вступлению в высшие специальные заведения, также назывались реальными прогимназиями и имели похожий курс, но без изучения латыни, что делало невозможным поступление в университет. Устав от 15 мая 1872 реальные училища кардинально изменили назначение и в дальнейшем служили для обретения образования пригодного для торговли и промышленности. Имели шесть классов[19]
Университеты — высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).
Учительские семинарии и школы — учебные заведения готовившие педагогов (учителей) для городских, уездных и начальных училищ.
Учительские институты — мужские педагогические учебные заведения для подготовки учителей уездных, городских и высших начальных училищ.
Церковно-приходские школы — начальные училища, состоящие в ведении духовного ведомства. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века. В соответствии с утверждённым в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет. Предназначались для обучения слоёв населения с низшим доходом.
Школы — собирательное название в Древней Руси учебных заведений. В Российской империи — учебные заведения вне классификации либо начальные училища (Земские, церковно-приходские, коммерческие и пр. школы), школы грамоты. Первая государственная школа возникла при князе Владимире в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде, Переяславе, Чернигове, Суздале.


Написать комментарий