Память священномученика Аполлинария

Память священномученика Аполлинария

Ученик апостола Петра, родом из города Антиохия. Св. Пётр его взял с собой из Антиохии в Рим, и в Риме рукоположил его в епископа города Равенны. По приходу в Равенну Аполлинарий вошёл в дом воина Иринея, у которого исцелил сына от слепоты, и через то обратил всех в доме в веру Христову. Точно также исцелил от тяжёлого недуга и жену равеннского военачальника и весь опять же весь дом его крестил. По желанию военачальника Аполлинарий оставался в его доме 12 лет, проповедуя Евангелие и крестя неверных. От языческих старейшин был поставлен на мучения много раз, но всесильная десница Божия поддерживала и спасала его. Наконец, был осуждён на изгнание в Иллирик (на Балканы). Ладья, в которой Аполлинарий плыл, разбилась во время бури, и спаслись из всех путников только он, два воина и три клирика Аполлинария. Воины, спасённые таким чудесным образом, поверили в силу Бога аполлинариевого и крестились. Тогда Аполлинарий пошёл проповедовать Евангелие и крестить неверных по всему Балканскому полуострову вниз по Дунаю. Потом направился в Фракию, где также, преодолевая великие трудности, проповедовал Евангелие Господне. После трёх лет, проведённых на Балканах, был прогнан назад в Италию. Он пришёл опять в Равенну, где все верные ему очень обрадовались. Узнав об этом, языческие старейшины донесли императору Веспасиану о том, что Аполлинарий – чародей, и просили разрешения на то, чтобы предать его смерти, как неприятеля их богов. На то царь ответил, что не надо убивать, но только надо требовать, чтобы принёс жертву богам, в противном случае надо прогнать из города, так как: «Не прилично мстить кому-то за богов, ведь они сами могут отомстить неприятелям своим, если разгневаются». Но наперекор царской воле язычники напали на Аполлинария и зарезали его ножами. От тяжких ран этот слуга Божий испустил дух и переселился в Царство Божие. Мощи св. Аполлинария почивают в Равенне, в церкви его имени.

Аполлинарий ради Христа Бога

Претерпел мучений разных много,

Без гнева и без сомнения

Шёл по пути он спасения.

Знал, что и Господь в муках принял смерть,

В муках и Апостолам досталось умереть.

Знал убитых многих в страданьях за Христа,

Как ягнят, их резали за любовь Креста.

Был и он готов телом и душой

Претерпеть все муки по любви большой.

Всё готов был вынести, что ад измыслить мог,

Знал Аполлинарий, что в сердце его Бог.

Под муками старел, терпя из года в год,

И в старости желание он исполнить смог.

Принял муку лютую за любовь свою,

Не умер, а ушёл он и сейчас в Раю.

Рассуждение. Великие учителя Церкви старались научить людей великим истинам не только словами, но и очевидными примерами. Так авва Исаия, ради того, чтобы научить монахов, что не примут от Бога награду те, кто не трудился для Бога в этой жизни, привёл своих учеников на гумно, где работник собирал провеянную пшеницу. «Дай и мне пшеницы!» – сказал ему Исаия. «А ты собирал пшеницу, отче?» – «Нет», – ответил старец. «А как ты думаешь получить пшеницу, если не собирал?» На то старец спросил: «Разве не получает пшеницу тот, кто не собирал?» – «Не получает», – ответил работник. Слыша такой ответ, старец молча отправился назад. Когда ученики попросили объяснить такой поступок старца, то он сказал им: «Я это сделал с намерением показать вам, что от Бога не примет награды тот, кто не подвизался».

Созерцание. Да созерцаю страдание целого народа из-за греха одного человека (Нав. 7) и:

Как израильтянам запретил Бог брать что-либо от покорённых иерихонцев.

Как один человек взял какие-то вещи, и народ израильский был побеждён Гаем.

Как и сегодня из-за попрания Закона Божия со стороны одного страдают многие.

Беседа: о безводных источниках.

Сии суть исто́чницы безво́дни‚ облацы и мглы о ветр преноси́ми‚ имже мра́к те́мный во веки блюде́тся... (2Пет. 2:17)

Нечистых людей называет Апостол безводными источниками. Это те, которые идут за телесной нечистотой, не обращая внимания на главенство, и те, которые безобразны и самовольны, и не боятся хулить славу, но как неразумные животные ругают то, чего не понимают. О, безводные источники, украшаетесь вы со всех сторон, но воды не даёте – почему же источниками зовётесь, если не даёте ничего, кроме желчи? Облака и мгла, что вы так раздулись, будто целый свет намерены залить потопом, когда у вас нет и капли воды, когда вас в страшный час дуновение Духа Божиего разобьёт и развеет в ничто? Вам не до чистоты, поэтому валяетесь в телесных нечистотах; вам и не до порядка, из-за чего ненавидите главенство; и не до подражания Божиему образу вам, поэтому вы и самовольны; и не до познания истины вам, поэтому и противоречите тому, что и не попытались понять. Для вас приготовлен вечный мрак тьмы. То не Божия воля, то воля ваша. Тот путь не Бог определил, но вы сами его избрали. Праведен Бог и не грешит, но воздаст Он по грехам вашим и по непокаянному сердцу вашему.

Что, братья, сулят телесные желания безводных источников и безводных грозовых туч? Какой же плод будет у них, кроме терния и чертополоха, если нет им нужды в дожде? Люди с телесными желаниями равны своим телесным желаниям и не видны за ними, и будут ими осуждены.

О, Господи, Сотворителю душ и телес наших, дай нам благодать Духа Твоего Святого, чтобы и душу и тело в чистоте сохранить, и в день судный то и другое дать Тебе, Сотворителю и Богу.

Тебе слава и хвала во веки веков.

Аминь.

"Охридский пролог" Святителя Николая Сербского.

Написать комментарий