«Бойся Господа, и почитай священника» (Сир.7,33)

«Бойся Господа, и почитай священника» (Сир.7,33)

Во всяком деле, чадо мое, ради Господа смиренно поступай. Если ты будешь Господа Бога всеми силами своими держаться, если не будешь забывать повелений Его и нарушать благочестия, в котором ты родился, а будешь неослабно хранить все древние апостольские и преемников их предания и постараешься всегда их исполнять, то и тебя Господь не оставит. Особенное почтение оказывай рабам Божиим — архиереям и иереям. Ибо издревле Священное Писание повелевает почитать их. У Иисуса, премудрого сына Сирахова, написано: «Всею душею твоею благоговей Господеви, и иереи Его чти» (Сир. 7; 31). Бог почтил их неизмеримо высокой честью: как же осмелимся мы унижать их? Иерей — слуга Бога Вышняго; Сам Святый Дух им действует и никогда, кроме запрещения архиерейского, дар Святаго Духа не отъемлется от него. И поэтому великой честью надлежит почитать нам священников и за почтение к ним благословляет Господь свыше. Многие богатые люди, считая себя великими, священный чин принижают, от чего Боже тебя сохрани. Почитай священника как апостола Христова, за отца его себе вменяй и ни в какую обиду его не вдавай. Берегись в чем-либо осудить его или посмеяться над ним, чтобы не принять тебе за непочтение к нему какой-либо от Бога казни. Отца же своего духовного более своего родного отца почитай и все повеления его исполняй, ибо насколько душа честнее тела, настолько и отец духовный честнее родного отца. Плотский отец родил только тело твое и питает тебя пищей тленной, духовный же отец твой питает тебя пищей бессмертной. Отец родной если и свяжет в чем-либо твое рождение, то отец духовный всячески развязать может; если же отец духовный сына своего духовного правильно свяжет, то Сам Бог не развяжет его, ибо Сам Он дал иереям власть; и кого они свяжут на земле, тот связан будет и на небе, и кого они разрешат на земле, тот разрешен будет и на небе (Мф. 18; 18). И по этому дару Божию велика власть духовного отца. И еще сказал Господь: «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Ин. 20; 23). И по этому Господню слову, и по данному им от Него, Господа Бога, дару, без их отеческого прощения никому грехи не могут быть прощены. Если и в пустыню кто пойдет без благословения отеческого, мало и в том пути бывает, ибо Господь всю власть спасения нашего вручил им, пастырям нашим. И на том не остановился, но и ключи Царствия Небесного им же вручил (Мф. 16; 18-19). Поэтому тем более их надо почитать и во всем слушать. Ты же, сын мой, без благословения отца своего духовного ничего не делай. Как бы богат и знатен ты ни был, а перед отцом своим духовным будь покорен, как сын перед отцом своим родным. И какую бы он ни дал тебе заповедь, храни ее как зеницу ока, и не смей ни единой черты повеления его изменить. И если будешь все его повеления исполнять, то диавол ничем повредить тебе не сможет, ибо исполняющим заповеди отцов своих духовных диавол никакой пакости сделать не может. Диавол, хотя и весьма естеством тонок и проницателен, но человеку, если он сам не откроет к себе доступа, повредить не может. А вот если кто заповедь Божию или приказание отца своего духовного нарушит и вскоре не покается в том, то к таковому человеку диавол дерзко приступает и вредит ему. Ибо кто заповедь духовного отца преступит и начнет хотя и доброе что, но от своего изволения творить, не без беды ему бывает то. В "Прологе" говорится об одном иноке, который, не послушав своего пастыря, оставил обитель и пошел в пустыню, будто бы для лучшего угождения Богу; но за самовольное его хотение дело это обратилось ему во вред и диавол чуть не погубил его. И если бы Бог за молитвы пастыря, которого он преслушал, не помиловал его, то отшельник этот погиб бы и душой и телом. Ибо диавол, преобразившись в ангела светлого, сказал ему, что молитвы его услышаны Богом и Бог повелел его взять с плотью на небо. Обрадованный отшельник возвестил об этом отцу своему. Отец же, познав прелесть бесовскую, сейчас же отправился к нему, и когда пришли бесы, чтобы взять отшельника, отец, обхватив его руками, держал крепко. Бесы, не имея возможности исхитить инока из рук пастыря, похитили его мантию и, изорвав ее, бросили на землю. После этого тот отшельник снова вернулся в монастырь, и молитвами отца своего спасся.

   Итак, чадо мое, ты как заповеди Божии, так и заповеди отца своего духовного держи твердо, чтобы тебе нимало чем их не нарушить. Поступая так, ты всегда с Господом будешь, и Бог в тебе обиталище сотворит. А когда будешь в Боге, и Бог в тебе будет, то диавол и приблизиться к тебе не посмеет. За презрение же повелений Божиих и отцов духовных великие беды бывают людям. И в ереси ни от чего так не впадают, как от высокоумия своего и презрения повелений отеческих. Когда человек возомнит себя более других разумным, он и отцу своему духовному бывает непослушен, ибо от высокомнения он впадает в безумие; за преслушание же отца духовного отнимается благодать Божия от людей. А когда благодать Божия отнимется от человека, то диавол всеконечную власть над ним возымеет, и куда захочет, туда и поведет его. Поэтому, чадо мое, если не допустишь до себя самоумничества, то будешь Божий раб и Евангельский ученик. Господь, пресекая в нас гордость, повелел нами с посторонними людьми советоваться. Совета у людей просить надо не с гордостью, ибо дар Божий и в самом простом человеке находится. Те люди, которые, презрев слово Христово, только на свой ум полагаются, потому-то и погибают, что не хотят ни с кем советоваться. Впрочем, советоваться надо не с худыми людьми, а с благочестивыми, чтобы от дурного совета людей богопротивных и безумных не получить себе вреда.

   Еще, сын мой, не пропускай ни одного года без того, чтобы не причаститься пречистого Тела Христова и животворящей Его Крови, ибо жизнь человеческая неизвестна. Исповедуйся же два и три раза в год, и если с намерением или без намерения впадешь в какой-либо тяжкий грех, то хотя бы это было и в мясоед, иди к отцу своему духовному и новосодеянныи грех исповедуй перед ним, а долго во грехе не оставайся, дабы он не укоренился в тебе. И если будешь часто каяться, то никакой грех не одолеет тебя, ибо ты не дашь ему укорениться в себе. Некоторые люди, безумнейшие из безумных, диаволом наученные, говорят, будто нет прощения тому, кто, покаявшись, опять в прежний грех впадет, и потому будто бы лучше жить без покаяния, нежели покаявшись опять грешить. Ты такового безумия совершенно и в мысли не допускай, ибо через подобное рассуждение диавол многих себе уловил и ныне уловляет. Рассуждая подобным образом, многие люди покаяние до старости отлагают; диавол же, овладев ими, при смерти их до покаяния уже не допускает. "Какое это покаяние, — говорят иные, — в одном грехе десять раз каяться, а после покаяния опять то же творить?" И я говорю, что это нехорошо; но по немощи своей, хотя бы ты и сто раз согрешил, все же кайся и проси Бога, чтобы Он, имиже Сам весть судьбами, помог тебе удержаться от греха; покаяния же своего не отлагай; хотя и стыдно, — но всегда кайся. Ибо это совершенно диавольское рассуждение — отлагать покаяние до смерти или старости. Это петля, уготованная человеку диаволом; и людям, отлагающим покаяние до старости, при смерти редко удается покаяться; ибо Бог за удаление от покаяния и исповеди благодать Свою отнимает от них и диавол низводит их во ад. А иных людей диавол, отведя от покаяния, ввергает в отчаяние и погубляет. Ты же, сын мой, думай только об одном: с чем бы тебе на том свете на суд Божий предстать, и всегда Господа Бога моли, чтобы диавол никакой власти над тобой не имел и на грех тебя не приводил, и чтобы Господь сподобил тебя при кончине своей вкусить пречистого Тела Христова, ибо кто сподобится перед смертью достойно святых Христовых Таин приобщиться, того демоны на воздушных мытарствах удержать не могут и души тех, по глаголу Господню, пойдут в Царство Небесное. Сам Господь сказал: «Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6; 54). И еще повторял: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6; 56). И по этому Господню слову, как могут прикоснуться демоны к той душе, в которой Сам Господь пребывать будет?

   (Из "Завещания Отеческого" крестьянина И. Посошкова)

Написать комментарий