Псалом упования. Изложение псалма 90

Псалом упования. Изложение псалма 90

 Где тот счастливец, который не боится скорбей и тревог, сердце которого спокойно при всех треволнениях бурного моря житейского? Кто без страха смотрит на всякую невзгоду, твердо уверенный, что никакие опасности не могут ему повредить? Это тот, кто всего себя отдал на руки Божий, кто во всем положился на Господа, кому, за эту всецелую преданность, во всем помогает Всевышний — «живый в помощи Вышняго!...» Пусть вокруг него гневно бушует шумное море житейское, поднимая высокие волны напастей и всяческих бед; он нашел себе тихую, надежную пристань, укрылся от них под сень, под защиту неземного покрова: он «в крове Бога Небеснаго водворится».

   Чего же ему бояться, когда сам он в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает? (1 Ин. 4; 16). Нет, не страшны ему грозные бури скорбей и несчастий, не смутят его сердца тлетворные ветры помыслов грешных, веющих из самых преисподних глубин адовых; как крепкая скала несокрушимая спокойно стоит он, уповая на Господа, и в трудную годину искушения, в день тяжкой борьбы с врагами спасения он воздохнет ко Господу и из глубины сердца, Богу преданного, «речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое», не покинь меня! Он смело скажет и врагам своим: сам я — ничто; Бог мой — вот крепкая защита моя, «и уповаю на Него» Единого! О, счастлив ты, любимец Божий, дитя Божие: не напрасна надежда твоя! Уповай на Всевышнего, «яко Той избавит тя, избавит и от сети ловчи», то есть от незримых козней злохитрого ловца, диавола. и «от словесе мятежна» (от клеветы и злобы человеческой)... Восстанут ли на тебя враги твои, Бог Сам станет впереди тебя, сразится с ними вместо тебя, и прикроет тебя Своей тенью — «плещма Своима осенит тя», как орел, как кокош защищает от врага свое детище, Он покроет тебя Своей силой всемогущей, и ты, как птенец Божий, «под криле Его надеешися», то есть будешь в полной безопасности. Ты никогда не изменяешь истине Божией, ты свято хранишь заповеди Божий, зато как оружием, как щитом непроницаемым «обыдет тя» (будет со всех сторон охранять и защищать тебя сама эта) «истина Его» (Божия). И если Бог за тебя, кто против тебя? Что могут сделать все враги твои? «Не убоишися от страха нощнаго» (тайных злоумышлении), «от стрелы летящия во дни» (явных нападений вражеских). Не убоишися «от вещи во тме преходящия» (от язвы ли, ходящей во мраке или от других несчастий, в ночи бывающих, от страстей ли плотских, или страхований бесовских), «от сряща» (от заразы ли опустошительной и неожиданной встречи с другим каким-либо бедствием, или от невольных грехопадений во время непредвиденных испытаний), не убоишися ты «и беса полуденнаго», этого духа праздности и невоздержания, духа уныния и тщеславия, духа зависти и любостяжания... Градом сыплет враг на тебя ядовитые свои стрелы — и слева, и справа: не явными только грехами он искушает тебя, чаще влечет он на грех под видом дела правого — добродетели: но ты не боишься этих стрел — Бог защита твоя: «падет от шуей страны твоея тысяща» стрел, «и тма (десятки тысяч) одесную тебе, к тебе же» ни одна из них «не приближится». И не потерпишь ты никакого вреда, обаче (мало того), «очима твоими смотриши» (сам собственными очами увидишь, что и враги твои — люди ли то или демоны не останутся ненаказанными) «и воздаяние грешников узриши». И воскликнешь ты тогда из глубины сердца благодарного: сбылась надежда моя, «яко Ты, Господи, упование мое!»

   Да, любимец Божий, потому так и печется Господь о тебе, что ты всего себя предал в волю Божию, «Вышняго положил еси прибежище твое», Его Единаго избрал своим убежищем. За то и «не приидет к тебе», не повредит тебе никакое «зло, и рана» (язва или иное какое бедствие) «не приближится» не только «телеси», но и самому жилищу «твоему, яко Ангелом Своим» Господь «заповесть о тебе», даст повеление «сохранити тя во всех путех твоих», во всех твоих действиях. В трудное для тебя время искушения они поведут тебя за руку, укажут тебе правый путь; в минуту опасности, когда готов будешь споткнуться о камень соблазна и упасть, они «на руках возмут тя», поднимут, поддержат тебя, «да не когда преткнеши о камень ногу твою». Не страшны тебе будут самые страшные и сильные животные: ни аспид губительный, ни василиск, ужасный царь пресмыкающихся, ни лев, царь зверей пустынных, ни дракон — огромнейший змий (удав), глотающий не только людей, но и волов... Не страшны будут тебе и невидимые змии — губители-демоны и всякие страсти людские: «на аспида» клеветы «и василиска» ненасытной зависти ты «наступиши, и попереши», раздавишь головы льва жестокости и змия, дракона гнева и ярости. И все это сбудется, непременно совершится над тобой, человек, Богу преданный; ибо — слышишь, Сам Господь вещает о тебе: «яко на Мя упова, и избавлю и от всякой опасности, покрыю и» от всякой беды, «яко позна имя Мое» (знает Меня одного, Мне Единому покланяется, знает и исполняет благую волю Мою). «Воззовет ко Мне, и услышу его», потому что он не будет у Меня просить ничего недостойного; «с ним есмь в» искушении, во всякой «скорби» и бедствии; Я не только «изму», избавлю его от скорбей, но «и прославлю его», и самую скорбь его на радость преложу. Если будет он просить у Меня продолжение жизни, Я не откажу: «долготою дней исполню его, и явлю ему» как в сей временной жизни, так и в блаженной вечности — «спасение Мое...»

   Дивные глаголы, утешительные обетования! Не напрасно святая мать наша Церковь Православная повторяет для нас ежедневно этот псалом в полуденный (шестой) час: по замечанию святых подвижников около полудня человека особенно берет дух уныния; а в этом псалме так много утешения для унывающей души в надежде на помощь и покровительство Божие. Читается этот псалом и над гробом усопшего, по чину погребения, через что выражается утешительная уверенность, что поживший в помощи Божией в этой жизни, не лишится крова небесного в будущей: ведь в очах Божиих нет различия между живыми и мертвыми: «Бог же несть мертвых, но живых: вси бо Тому живи суть» (Лк. 20; 38). И наш русский воин Христолюбивый, выходя на поле бранное, чтобы биться с врагами за веру Православную, за Царя и Отечество, воодушевляет себя все тем же псалмом упования: так много благодатной, укрепляющей, ободряющей душу силы заключено в этой священной песне Давидовой!

   Но, братие, читатели мои! Давид был ветхозаветным праведником; а мы, хотя и грешники недостойные, но по неизреченному милосердию Божию принадлежим Новому Завету. Нам открыто превожделенное имя Бога Небесного Отца и дано дерзновение взывать к Нему с детской простотой: «Авва, Отче!» (Рим. 8; 15); Его Единородный Сын вещает нам во Святом Своем Евангелии: «Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящыму Него» (Мф. 7; 11). «Не убойтеся убо: мнозех птиц унши (лучше и дороже) есте вы» (Лк. 12; 7). «И влас главы вашея не погибнет» без воли Отца нашего Небесного (Лк. 21; 18). «Се же есть воля Пославшаго Мя, да всяк... веруяй в Него (Сына Божия) имать живот вечный» (Ин. 6; 40). Нам ли после этого унывать? Нам ли не уповать на Того, Кто, «Сам искушен быв, (конечно), может и искушаемым помощи!» (Евр. 2; 18)... Лишь бы сами мы не выходили из-под Его Небесного покрова, лишь бы не роптали мы в скорбях, не малодушествовали, и свято исполняли святую волю Его, Его святые заповеди; а Он, Милосердый, никогда не отнимет от нас этого дивного покрова Своей благости!..

Троицкие листки.

Написать комментарий