Удобнее спасаться в монастыре

Удобнее спасаться в монастыре

Возлюбленный о Христе брате! Имея к тебе по Бозе любовь, с болезненным сердцем напоминаю тебе: взойди в свою совесть и рассмотри получше, не найдешь ли чего из вышеписанных страстей, удерживающих тебя в мире и могущих отвлечь тебя от любви Божией; отвергай оные и последуй скоро Божественному званию. Пишет бо св. Иоанн Лествичник: «аще земному царю, нас зовущу и желающему пред лицем Его нам воинствовати, мы ни мало не косним и не отрицаемся от сего подвига, но вся оставльше, поспешно к Нему притекаем, то да внимаем себе, да не како Царя царей, Господа господей и Бога богов, призывающего нас к Ангельскому сему чину, по лености и нерадению своему преслушавше, на страшном оном судищи обрящемся безответни. Может и житейскими попечениями, аки бы железными узами обложенный, туда шествовати, но с неудобством ходят бо и те, коих ноги связаны узами, однако всегда претыкаются, и от сего преткновения восприемлют язвы. Безженный, но обложенный путы мирских дел, подобен есть имеющему связанные руки свои узами; сего ради безпрепятственно может, егда токмо восхощет, тещи к житию иноческому; оженивыйся же подобен есть носящему и на руках и на ногах путы» (Степ. 1). Боюсь, да не падеть ответ сей и на тебя, преслушавшего звание Божие. Известно знай, что враг спасения нашего старается разными козньми удержать тебя в мире и благая мира сего обещает; готов и вся сокровища и приятности представить, только бы отвлечь от спасительного намерения. И злокозненный совет предложит, что и в монастырях живущие согрешают, а также и скорбями монашескими устрашить покусится. На сие тебе скажу: хотя ты и вся благая мира сего приобрящешь, но оно не прочно и скоропреходяще и бывает поводом к преступлению заповедей Божиих, по слову Господню: не удобь богатый внидет в царствие небесное (Мф. 19:23). И совесть твоя не избавится от угрызений и упреков, а что сего мучительнее, посреди благ мира не иметь душевного мира и спокойствия? Но большею частию случается, что и не попустит Господь и не даст ни в чем счастия и успеха. Это опытом на многих я видел, за презрение звания Божия пострадавших.

Что мы все не безгрешны, и в монастыре живущие, в том нельзя прекословить; никтоже чист есть от греха, аще и един день жития его будет (Иов. 14:4.5); в беззакониях бо зачинаемся и во гресех рождаемся и возрастаем (Пс. 50:7). Однако в монастыре удобнее к восстанию и покаянию; часто исповедаются пред духовником и причащаются Св. Тайн; аще же случится что на совести, то в тоже время прибегают к духовнику, каяся и зазирая себя, и тут же получают и разрешение и остаются в совести спокойны. По правилам отеческим и введенным обычаям в обителях многие даже и ежедневно очищают совесть свою кратким признанием и исповеданием и малых своих поползновений пред отцем духовным. Сокрушение сердца и соболезнование всегдашнее о грехах и для нас нужно и необходимо. А в мирском обычае едва в год единожды сходят к духовнику на исповедь, но и тогда, за множеством народа, пришедшего к нему на исповедь, весьма кратко с ним изъясняются; в прочее же время года и не подумают поговорить или посоветоваться с духовным отцом о спасении души, а некоторые два года и более остаются без сего душеспасительного врачевания.

Предложу тебе повесть от старчества, приличную к сей материи: «брат некий вопроси старца, глаголя: како в мире суще мирстии людие, пост и молитвы презирающе и всякими брашны питающеся, без воздержания ядуще и пиюще, и иже даяти и взимати, друг друга снедающе и по вожделению похотей своих всегда творяще, и в клятвопреступлении дни свои провождающе, и не глаголют, яко падохом или согрешаем, ни от причащения себя отлучают. Мы же постом и молитвами и бдении и сухоядением пригвождаеми и всякого покоя плотского лишаеми, присно плачуще и сетующе и глаголем, яко погибохом и царствия небесного отпадохом, и повинни есьмы геенне? Сия слышав старец воздохнув и глаголаше: добре рекл еси, чадо, яко мирстии не падают; падоша бо единою дивным и лютым падением и ниже встати могут, ниже к тому пасти, и кая убо печаль диаволу бороти долу лежащих и ни коли же восстающих? Иноцы же не тако: но овогда побеждающе, овогда же побеждаемы; падающе и паки восстающе; оскорбляеми и оскорбляют; борими и борют диавола. Мирстии же не к тому; первый бо падеж многого ради нечувствия приемше, ниже видят, яко пали суть, и отсюду не восстают. Обаче да увеси чадо, яко не точию аз и ты, иже мнимся иноцы быти, требуем всегда трезвитися и плакатися, но и велиции постницы требуют слез и труда многа.»

Ежели же вас устрашают монастырские скорби, то и в мире живущие не свободны суть от них. Нынешние скорби ходатайствуют нам вечное царство; писано бо есть: многи скорби праведным (Пс. 33:20), и: многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14:22), и паки: недостойны суть страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18). И еще много обращешь во св. Писании о необходимости скорбей в жизни человеческой, а паче хотящим спастися и Богу благоугодити; но все оные посылаются по воле Божией, всепремудрым Его Промыслом, к пользе нашей, по мере каждого и устроению, сколько и когда находит нужным благодать Божия искусить огнем скорбей человека: яко злато в горниле скорбей искуси их, и обрете их достойны себе (Прем. 3:5.6). То посему и скорбей устрашаться не надобно, а предать себя в руце Божии; Он управит жизнь твою, и приведет к благому концу. Любезный брате! Не подумай, что я пишу к вам из каких либо видов моих, но единственно от сострадания к тебе; сей мой совет не от моего скудоумного разума, но от священного писания, и от отеческих учений, оставляю на избрание благого твоего произволения; и молю премилосердого Господа, да даст тебе разум истинный и сподобит последовать оному, и укрепит тя, и устроит спасение души твоей. Пребываю желатель твоего здравия и спасения и недостойный богомолец И. М.

Написать комментарий