Чтобы пища служила нам во здравие, нужно принимать ее с молитвою и благодарением Богу

Чтобы пища служила нам во здравие, нужно принимать ее с молитвою и благодарением Богу

(Слово от Патерика о ядущих монасех на трапезе)

Отчего это бывает, братие, что иной вкушает роскошные и сладкие снеди, а все жалуется и на безвкусие пищи и на недостаток аппетита и здоровьем хил бывает? И отчего это, наоборот, другой только и вкушает, что хлеб да воду, а между тем и этою трапезою доволен и не желает сладких снедей и здоровьем цветет? В первом случае, оттого часто человеку и сладкие снеди не идут в прок, что он забывает, что пища есть дар Божий, что должно вкушать ее с благодарением и молитвою и быть довольным тем, что Бог посылает; а другому оттого и хлеб, и вода на пользу идут, что он с благодарностью приемлет их от руки Господней, и с благоговением и молитвою вкушает их.

Раз один прозорливый старец наблюдал над иноками, которые сидели за трапезою и все вкушали одинаковую пищу. И видел он: одни из них вкушали мед, другие хлеб, а третьи нечто весьма нечистое (матыла, – по-русски, навоз). Удивился старец такому различию во вкушении и стал молиться Богу, говоря: «Господи, открой мне эту тайну: ведь на трапезе всем предложена одинаковая пища: почему же она так изменена для некоторых и представляется, что одни едят мед, другие хлеб, а иные нечто нечистое?» И, вот, старец услышал свыше глас, говорящий: «Которых ты видел ядущими мед, – это те, которые со страхом и трепетом и радостью духовною сидят на трапезе, и непрестанно молятся, и молитва их, как кадило, восходит к Богу, потому пища и медом им кажется. Те же, которых ты видел вкушающими хлеб, – это которые довольны пищею, посылаемою им от Бога; а те, которые, казалось, едят нечто нечистое, – это которые при вкушении пищи ропщут и говорят: это хорошо, а это гнило. Поэтому не следует так помышлять, а благодарить и славить Бога, чтобы исполнилось сказанное:аще ясте, аще ли пьете,аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите» (1Кор. 10, 31).

Что же отсюда следует? То, во-первых, что мы должны быть довольными тем, что Господь посылает в пищу; во-вторых, принимать ее с благодарением и молитвою, и, в-третьих, помнить, что при таких только условиях пища будет и для вкуса приятною, и для здоровья полезною. И все это, братие, – сущая истина: посмотрите на древних подвижников: иные из них и питались-то лишь одними злаками и кореньями, а между тем жили по сто лет и более. И посмотрите на многих из нынешних христиан: постоянно меняют пищу, а при этом постоянно также лечатся и часто даже до преполовения жизни не доживают. Ясно, что первые оттого доживали до древних лет, что были неразборчивы и воздержны в пище и всегда принимали оную с молитвою; а последние и разборчивы, и невоздержны, да и забывают часто даже оградить себя крестным знамением, садясь за стол. Да не будет последнего между нами, братие! Что Бог пошлет, тем и будем довольны, а наипаче за пищу Бога не забудем благодарить. Нечего нам подражать моде:Иже боаще, говорит Господь,постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми(Мк. 8, 38). Не забудем этого. Аминь.

Пролог в поучениях на каждый день

Протоиерея Виктора Гурьева

 

Написать комментарий