Каким образом преуспеть в нерассеянности?

Каким образом преуспеть в нерассеянности?

27) Откуда рассеянность и помыслы? И как их приводить в порядок? – Рассеянность происходит от праздности ума, незанимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы. Ибо если кто поверит сему, то, без сомнения, сделает сказанное:«Предзрех Господа предо мною... яко одесную мене есть, да не подвижуся»(Пс. 15:8). А кто достиг сего и подобного сему, тот никогда не осмелится и не будет иметь досуга помыслить что-либо не клонящееся к созиданию веры, хотя бы казалось это и хорошим, а не только что-нибудь запрещенное и неугодное Богу.

28) Каким образом преуспеть в нерассеянности? – Если кто усвоит себе мысли избранного Давида, который говорил – иногда:«Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся»(Пс. 15:8), – иногда же:«Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои»(Пс. 24:15), – а иногда:«Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему»(Пс. 122:2). И чтобы малым примером озаботить нам себя к тщательнейшему приобретению важнейшего, пусть каждый размыслит сам с собою, как он ведет себя в присутствии других, хотя бы и равных себе, как старается достигнуть того, чтобы не осудили чего в уменье его держать себя, в походке, в движении каждого члена и в выговоре. Но как пред людьми стараемся соблюдать видимое для людей, так и гораздо еще более кто несомненно уверен, что имеет зрителями -Бога, по написанному, «испытующаго сердца и утробы»(Пс. 7:10), – и единородного Сына Божия, исполняющего обетование:«идеже... еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде ихь»(Мф. 18:20), – и Святаго Духа, Который управляет нами, разделяет дарования и действует в нас, – и Ангелов-хранителей каждого из нас, по сказанному Господом:«Блюдите, да не презрите единаго [от] малых сих: глаголю бо вам, яко ангелы их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго»(Мф. 18:10); тот возлагает на себя важнейший и труднейший подвиг, как благочестие свое сделать богоугодным; и таким образом сильнее и совершеннее утверждается в нем нерассеянность, особенно же если постарается исполнить сказанное:«Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих»(Пс. 33:2), чтобы, при неослабном и непрестанном созерцании славы Божией, ум не находил и времени к рассеянию.

29) От чего бывает, что в уме как бы оскудевают благие помыслы и попечения угодные Богу? и как предохранить себя от этого? –поелику Давид говорит:«Воздрема душа моя от уныния»(Пс. 118:28), то видно из сего, что бывает это от душевной дремоты и от бесчувствия. Ибо в душе бодрственной и трезвящейся не оскудевают и попечение угодное Богу и помысл благий, а напротив того видит она, что сама для них недостаточна; потому что если око телесное недостаточно к рассмотрению каких-либо немногих Божиих созданий, и не насыщается, посмотрев на что-либо однажды, но и непрестанно рассматривая одно и тоже, не перестает однако же смотреть: то тем паче душевное око, если оно бодрственно и трезвенно, недостаточно к созерцанию Божиих чудес и судеб. Ибо сказано:«судьбы Твоя бездна многа»(Пс. 35:7), – и в другом месте:«Удивися разум Твой от Мене, утвердися, не возмогу к нему»(Пс. 138:6), – и многое подобное сему. Если же оскудевает в душе благий помысл, то явно, что оскудевает в ней также и просвещение, не по оскудению просвещающего, но от дремоты того, что должно быть просвещено.

Святитель Василий Великий

Написать комментарий