Вопросы о послушании

Вопросы о послушании

Святитель Василий Великий
Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах
Вопросы о послушании
  
Вопрос 38. Что, если брат, получив приказание, сперва будет противоречить, а в последствии сам собою приступит к делу?

Ответ. Пусть знает, что за свое противоречие, как человек спорливый и других возбуждающий к спорам, подлежит он следующему суду: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Притч.17, 11). А вместе да уверится несомненно, что противоречит, или оказывает непослушание, не человеку, но самому уже Господу, Который сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лук. 10, 16). И пусть сперва с сокрушением принесет извинение, а потом, если дозволят, делает уже дело.

Вопрос 39. А если кто, послушавшись, станет роптать?

Ответ. поелику Апостол сказал: «Всё делайте без ропота и сомнения» (Флп.2, 14); то и сам ропщущий отчуждается от единения с братиею, и дело его изъемлется из их употребленья. Явно же, что такой человек страждет и неверием, и колебанием в уповании.

Вопрос 114. поелику Господь заповедал: «кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Матф.5, 41), и Апостол учит повиноваться «друг другу в страхе» Христовом (Ефес.5, 21); то должно ли оказывать послушание всякому, и приказывающему что бы то ни было?

Ответ. Различие между теми, которые дают приказание, не должно препятствовать послушанию тех, кому дается приказание, потому что Моисей не преслушал Иофора, посоветовавшего ему доброе. Но поелику есть не малая разность в самых приказаниях (потому что иные противны заповеди Господней, или нарушают ее, или разным образом искажают примесью запрещенного; а другие согласны с заповедью, иные же, хотя по видимому и не согласны, но содействуют ей и служат как бы пособием для заповеди): то необходимо помнить сказанное Апостолом: «Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Сол.5, 20–22). И еще: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор. 10, 4–5). Итак, если нам приказывают что либо согласное с заповедью Господнею, или содействующее ей: то надобно принимать сие усерднее и тщательнее, как волю Божию, исполняя сказанное: «долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» Христовою (Ефес. 4, 2). Когда же приказывает нам кто-нибудь нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее оную; тогда благовременно сказать: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29), помня Господа, Который говорит: «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Иоан.10, 5), и Апостола, который для нашей безопасности осмелился коснуться и самих Ангелов, сказав: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галат.1, 8). Из сего научаемся, что хотя бы и весьма был известен или чрезмерно славен препятствующий исполнять заповеданное Господом, или советующий делать запрещенное им, всякий любящий Господа должен такового бегать и гнушаться им.

Вопрос 115. Как должны мы оказывать послушание друг другу?

Ответ. Как рабы владыкам, по заповеданному Господом, «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Мк.10 43), к чему Господь присовокупляет еще более убедительные слова: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мк.10 45); и по сказанному Апостолом; «любовью служите друг другу» (Галат. 5, 13).

Вопрос 116. До чего должно оказывать послушание по правилу благоугождения Богу?

Ответ. Апостол показал сие, представив в пример послушание Господа, Который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2 8), и сказав предварительно: «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2 5).

Вопрос 118. Кто ревнует об исполнении заповеди, и делает не то, что приказывают, но чего сам хочет, тот какую получает награду?

Ответ. Какая следует за самоугодие. поелику же Апостол говорит: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Римл. 15, 2), и сильнее в том убеждает, присовокупив: «Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим.15 3); то угождающий себе должен знать свою опасность. Но поступающий таким образом обличает себя и в том, что он непокорен.

Вопрос 119. Всякому ли позволительно отказываться от порученного ему дела и просить себе другого?

Ответ. Поскольку, по сказанному выше, такова мера послушания, что оно должно простираться до смерти: то отказывающийся от порученного дела и домогающийся другого, во-первых, нарушает послушание и явно показывает, что не отвергся себя самого; а потом делается и для себя, и для прочих виновником других многих зол; при чем многим отверзает дверь к прекословию, и себя приучает к тому же. И поелику не всякий способен дознать, что полезно, то часто избирает вредное для себя дело, а в братьях производит худое подозрение, что он более привержен к делу, которого домогается, нежели к тем, с которыми необходимо ему трудиться. Посему непослушание вообще есть корень многих и великих зол. Если же думает, что есть у него некоторое основание отказываться от дела, то пусть откроет сие настоятелям и предоставит их усмотрению.

Написать комментарий