...И облекитесь в нового человека, созданного по Богу

...И облекитесь в нового человека, созданного по Богу

Грехи можно загладить, кроме всеобщей благодати Крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо к вечному спасению средств много:

1. Прежде всего о покаянии говорит апостол Петр: «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3, 19), говорят Иоанн Креститель и Сам Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

2. Но и «любовь покрывает множество грехов» (1Пет. 4, 8).

3. И милостыней врачуются раны души нашей, потому что как «вода угасит пламень огня», так и «милостыня очистит грехи» (Сир. 3, 30).

4. И слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: «Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс. 6, 7), далее говорит, что он не напрасно проливал их: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего» (Пс. 6, 9).

5. Так же заглаживаются грехи исповеданием их: «Я сказал: исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31, 5); и еще: о беззакониях твоих «говори ты, чтоб оправдаться» (Ис. 43, 26).

6. Душевной и телесной скорбью приобретается отпущение грехов: «Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои» (Пс. 24, 18).

7. Особенно исправлением наших нравов уничтожаются грехи: «удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим... Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1, 16–18).

8. Иногда молитвы святых изглаживают грехи...

9. Иногда исцеляется грех делами милосердия и веры: «Милосердием и правдою очищается грех» (Притч. 16, 6).

10. Содействием спасению других: ибо «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 20).

11. Прощением обид, нанесенных нам: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 14).


Вот сколькими путями можно заслужить милосердие Создателя! Видя эти пути, никто из желающих спасения не должен отчаиваться. Ибо если ты не можешь загладить грехов твоих скорбью поста, по причине немощи телесной, если не можешь сказать: «Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (Пс. 108, 24), «я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами» (Пс. 101, 10), то искупай их милостыней. Если не имеешь, что дать нищему – хотя бедность никого не освобождает от этого дела, потому что две лепты вдовицы предпочитаются большим дарам богатых, и Господь обещает воздать награду даже за чашу холодной воды (Лк. 21, 2; Мф. 10, 42), то можно очиститься посредством исправления нравов. Если подавлением своих страстей и пороков не можешь достичь совершенства добродетелей, то приложи благочестивую заботу о пользе и спасении других. Если признаешь себя неспособным к этому служению, то можешь покрыть грехи делами любви. Если беспечность сделала тебя слабым для этого, то проси исцеления своих ран молитвой и помощью святых. Далее, кто не может покорно сказать: «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего», чтобы этим исповеданием заслужить прощение грехов, о котором сказано: «И Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31, 5). Если ты стыдишься открыть свой грех людям, то не переставай открывать его перед Тем, Кому он известен, говори непрестанно: «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс. 50, 5–6). Он, и не пристыдив обнародованием, излечивает и без укоризн прощает. Кроме этого несомненного средства получить прощение грехов благодать Божия дала нам еще более легкое – это прощение другим согрешений их: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6, 12). Итак, кто хочет получить прощение грехов, тот пусть постарается воспользоваться этим средством. И не нужно убегать от источника спасения, потому что, хотя бы мы сделали все нужное для очищения грехов, но если не покроет их Милосердный, Который один очищает от беззаконий, то они не изгладятся. Получивший прощение грехов должен удовлетворять за них постами и умерщвлением плоти и страстей, ибо по словам Священного Писания: «Без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22). Это и справедливо, потому что того, кто не допускает мечу духовному, «который есть Слово Божие» (Еф. 6, 17), проливать кровь, того поразит проклятие Иеремии: «проклят, «кто удерживает меч Его от крови!» (Иер. 48, 10). Ибо этот меч источает из нас вредную кровь, служащую пищей порокам, и отсекает в нас все земное и плотское. И нам, умершим для пороков, дает средство жить для Бога и украшаться добродетелями.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Лева Пинуфий).

Душа благочестивая когда оступишься и согрешишь – не медли в грехе твоем, чтобы не уклониться к тяжкой участи, но тотчас, признав свой грех, кайся и молись Господу: «согрешил, Господи, помилуй меня», и отпустится Согрешение твое. Но впредь берегись этого, как змеиного жала: «Жало же смерти – грех» (1Кор. 15, 56). Берегись этого жала, чтобы не погибнуть. Согрешить – дело человеческое; но оставаться в грехе – диавольское Диавол как согрешил, с того времени непрестанно в грехе и ожесточении пребывает и во веки пребудет. Берегись же прилагать грех к греху, чтобы не остаться с диаволом.

В больнице бывает, что не все исцеляются: есть болезни неисцелимые, и человек не все может, что хочет, но в святой Церкви не так. Нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной хотел этого и усердно просил у Христа. Ибо все возможно Тому, слову и повелению Которого все повинуется, слово и желание Которого есть дело, повелением Которого слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. Познай только, христианин, и признай немощь твою, и проси со смирением у этого Врача исцеления, и ожидай без сомнения – и непременно получишь. Только берегись того, что препятствует Его спасительному лечению.

Святой апостол Иоанн говорит: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1, 7).

Замечай, что кровь Христова очищает грешника от всякого греха.


Апостол Павел говорит: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим. 1, 15). И Сам Христос говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). Видишь, что нет различия между грешниками, но Христос пришел всех призвать на покаяние, всех спасти. Не сказано, что таких-то и таких грешников призвать на покаяние и спасти пришел Христос, но всяких грешников, какие бы они ни были. И еще Христос говорит: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10). Видишь, что не сказано: пришел таких или других погибших спасти, но всяких погибших, какие бы они ни были. Все согрешили, все и погибли: потому и Христос пришел взыскать и спасти всех погибших, которые покаются и примут Его за своего Спасителя. Апостол Павел говорит: «Христос за всех умер» (2, Кор. 5, 15). Видишь, что нет различия и здесь, но за всех и всякого грешника, какой бы он ни был, умер Христос. Поэтому всякий грешник, когда истинно покается, спасется смертью Христовой.
Святитель Тихон Задонский.

«Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мк. 3, 24). Пока сохраняется единомыслие лукавства греховного, – крепким бывает в нас царство тьмы и греха. Но когда благодать Божия плененную грехом часть духа привлечет к себе, освободив ее из плена, тогда происходит разделение: грех на одной стороне – добро на другой. Как только – вследствие этого пробуждения – сознанием и свободой человек сочетается с добром, грех теряет всякую опору и идет к разложению. Постоянство в добром намерении и терпение в трудах совсем расстраивают и истребляют грех. Тогда начинается царство добра и стоит, пока не вкрадется какое-либо злое помышление и, привлекая к себе волю, не произведет снова разделения. Как только сочетаешься с зародившимся греховным заблуждением, осуществишь его делом, – опять начнет добро слабеть, а зло расти, пока совсем не истребит его. Это почти непрерывная история внутренней жизни у тех, кто слабосерден и не имеет твердого нрава.

«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся» (Лк. 11,21–22).

Это иносказание объясняет, как Господь разоряет бесовскую власть над душами. Пока душа в грехе, ею владеет злой дух, хоть не всегда явно показывает это. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею безсопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верой и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет бесов и лишает их всякой власти над душою. И пока служит эта душа Господу, бесы не могут одолеть ее, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает этой бедной душе хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если бы у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами, побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревностью к добрым делам или отпадают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.
Святитель Феофан Затворник.

Однажды авва Павел шел с лошадьми. На постоялом дворе оказался ребенок, которого, по козням диавола, лошадь раздавила до смерти. Сильно опечаленный этим, авва Павел ушел от мира и стал отшельником. Он постоянно оплакивал смерть ребенка. «Я был причиной его смерти, и меня будут судить как убийцу». Поблизости находилось логовище зверя, и авва Павел ежедневно подходил к логовищу, ударял и раздражал зверя, чтобы тот, поднявшись, растерзал его. Но лев не причинял ему никакого вреда. Увидав, что ему не удается раздражить зверя, он решил лечь на пути льва. Спустя некоторое время, лев появился, но, подобно человеку, со всей осторожностью прошел, не задев старца. Тогда старец понял, что Бог простил его грех. Возвратясь в обитель, он жил в ней, принося всем пользу примерами своих подвигов.
Луг духовный.

Пресвитеру Пиаммону была дана благодать откровений. Однажды, принося бескровную жертву Господу, он увидел близ престола Ангела Господня: в руках у него была книга, в которой он записывал имена иноков, приступавших к святому престолу. Старец внимательно замечал, чьи имена пропускал Ангел. После окончания Литургии он призывал к себе порознь каждого из пропущенных Ангелом и спрашивал, нет ли у него на совести какого-нибудь тайного греха. И при этой исповеди открыл, что каждый из них был повинен в смертном грехе... Тогда он убедил их принести покаяние и, сам вместе с ними повергаясь перед Господом, день и ночь со слезами молился, как бы причастный их грехам. И пребывал он в покаянии и слезах до тех пор, пока снова не увидел Ангела, предстоявшего престолу и записывавшего имена приступавших ко Святым Тайнам. Записав имена всех, Ангел стал даже по имени называть каждого, приглашая приступить к престолу для примирения с Богом. Увидав это, старец понял, что их раскаяние принято, и с радостью допустил всех к причастию.
Жизнь пустынных отцов.

Написать комментарий