Цель добродетели – приближение к Богу

Цель добродетели – приближение к Богу

Награда добродетели – стать богом, озариться чистейшим светом, созерцаемым в Троичной Единице, от Которой имеем теперь едва несколько лучей. К этому и стремись и в этом преуспевай, окрыляйся этой мыслью, уповая на Вечную Жизнь. Ни на чем не останавливай своих надежд, пока не достигнешь вожделенной вершины.
Святитель Василий Великий.

Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней.
Преподобный авва Исаия.

Добродетель возводит нас к той дивной первоначальной красоте, какою человек обладал, будучи создан по образу Божию и подобию.

Будем же упражняться в добродетели, в ней великое богатство и великое чудо – она доставляет истинную свободу.
Святитель Иоанн Златоуст.

Тот, кто хочет достичь истинного усыновления Богу, должен творить благое из любви к самому благу.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Херемон).

Когда же ум забудет цели благочестия, тогда и явная добродетель становится бесполезной.
Преподобный Марк Подвижник.

Кто приобрел силы к совершению добрых дел, тот делается достойным Божиего благословения.

Всякое время нужно считать удобным к исполнению угодного Богу.

Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам.
Святитель Василий Великий.

Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра елею, любовь – фитиль, на котором почивает, как свет, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати... гаснет, потому что добродетель и любовь, исчезая, уносят с собой и благодатные дарования. Когда же Бог отвращает лицо Свое, наступает полный мрак.
Святитель Григорий Палама.

Не допусти сердцу твоему сделаться непотребным, питая в нем злые помышления, постарайся сделать его благим. Взыщи благости и мира, стремись совершать все святые добродетели.
Преподобный Антоний Великий.

Тому, кто начинает служение Богу, открывается лишь образ добродетелей – поверхностное понимание их. Если он не вступит в подвиг самим делом, то не сможет приблизиться к Богу посредством деятельного и существенного понимания добродетелей.

Три добродетели, когда ум увидит их в себе, служат для него признаком, что он достиг бессмертия: рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях, благовременное предусмотрение и добра и зла, свобода от внешнего влияния.
Авва Исаия.

Телесные добродетели должны соответствовать душевным, душевные – духовным, а духовные – богопознанию.

Даже тот, кто начал с детства и на протяжении всей жизни до поздней старости употреблял неослабевающую заботу, едва отпечатлеет в себе первообразную добродетель; какое же усилие требуется тем, кто не радел об этом в прошедшие годы?
Преподобный Нил Синайский.

Христиане – чада Божии, которые преобразуются в образ Божий по мере, дарованной человеку.

Христиане – члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или даровании Святого Духа – совершенны, в соответствии с достоинством Главы, Которая есть Христос.
Святитель Василий Великий.

Господь награждает нас великими дарованиями, только бы мы искренне верили и никогда не колебались в помыслах.

Не станем делать небрежно то, от чего зависит наше спасение. От нас требуется тем высшая добродетель, чем высшие мы получили дары.

Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах, ни священная трапеза, ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха.
Святитель Иоанн Златоуст.

Перечислив добродетели, о которых надлежит иметь все тщание по приятии благодатных сил, апостол в побуждение к этому сказал: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без, успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2Пет. 1, 8). Прибавим только, что добродетели эти требуют не только неоднократного проявления, они должны всегда пребывать в нас, быть присущими нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном уровне, но все более и более умножаться и возрастать в силе и плодотворности. Только в этом случае, говорит Спаситель, ты будешь иметь успех и не останешься бесплодным в познании Господа нашего Иисуса Христа. Входит в познание Господа тот, кто верует в Него и исповедует Его. Ты веруешь? – говорит Он.– Смотри же, не оставляй этой веры праздной и бесплодной.– Что же надо делать, чтобы моя вера не была такой?– Преуспевай во всякой добродетели.– Где утверждающие, что «веруй и довольно», ничего больше не нужно?! – Кто так думает – слеп (2Пет. 1, 8–9).

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, – а все ни к чему, если собрано было не с Господом. Что же значит – собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, – жить так, чтобы духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области – добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, что кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, – не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным. Если же, кроме этого, ничего нельзя назвать прочным и ценным, то что бы кто ни собирал, все не впрок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени.

«Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43). У кого есть трудолюбивая Марфа – всестороннее доброделание, и Мария, сидящая у ног Иисуса, – внимательное и теплое обращение к Господу всем сердцем, к тому Сам Господь придет и воскресит Лазаря – его дух, и разрешит его от всех уз душевных и телесных. Тогда начнется у него поистине новая жизнь – бестелесная в теле и неземная на земле. И это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения с телом!

В Сретение Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасения не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верой, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные состояния в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, воспримешь Его в объятия сердца и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех Ангелов и святых.
Святитель Феофан Затворник.

Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим.

Добродетель – плоды духовной мудрости.

Добродетель – признак духовно живущего человека.

Истинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим злое, побеждать смирением гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21).

Служащий Иисусу и здесь имеет награду. Ибо истинная добродетель – награда сама по себе. Где истинная добродетель, там и любовь; где любовь, там добрая и спокойная совесть, где спокойная совесть, там мир и покой, где мир и покой, там утешение и радость.

Христианин должен подражать Христу в добродетелях.
Святитель Тихон Задонский.

Душа, благодаря евангельским добродетелям, глубже и глубже погружается в смирение и в глубинах этого моря находит драгоценные жемчужины: дары Духа.

Все евангельские добродетели несвойственны падшему естеству, во всем подвижник должен принуждать себя, все должен испросить у Бога смиренной, соединенной с сердечным плачем молитвой (108, 475). Добродетели падшего человеческого естества имели свою цену, подобно постановлениям ветхозаветным, до пришествия Христова, они приводили человека в состояние, способное принять Спасителя.

Совершенство христианской, а потому и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в Крещении и возделанной заповедями.

Ни одна добродетель не может состояться без терпения; добродетель, чтобы пребыть добродетелью, нуждается в терпении.

Здешняя жизнь похожа на поле с различными посевами хлеба и овощей.., люди подобны делателям: один способен ухаживать за виноградными лозами, другой за овощами, иной сеять хлеб.., иной лишь исторгать терние. Каждый пусть трудится на том участке добродетелей, к которым он способен, к которым призван Богом, являющим Свое призвание разумному созданию теми душевными способностями, которые Он даровал этому созданию.

Чтение отеческих писаний – родитель и царь всех добродетелей.

Страсти – злые навыки. Добродетели – навыки благие.

Надо сперва усмотреть грех свой, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести.

Упражнения в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делают жизнь бесплодной.

Тогда только приемлет Бог добродетели наши, когда они – свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога. Богоугодные добродетели истекают из повиновения Богу, сопровождаются смирением, а не разгорячением, не порывами, не самомнением и тщеславием.

Евангельское учение есть единственный источник всех истинных христианских богоугодных добродетелей.

Пост есть начальное орудие всех добродетелей.

Все благие помыслы и добродетели имеют сходство между собой; точно так же все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сходство между собой.

Одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели.

Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели.

Без добродетели смирения не могут быть истинными и богоугодными все прочие добродетели.

Сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели.

Уединением вашим да будет ваша душа, умерщвленная для мира, святой обителью вашей – да будет ваша душа, да будет она обителью всех евангельских добродетелей.
Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Написать комментарий