Наше идолопоклонство

Наше идолопоклонство

Прот. Григорий Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года.
Поучение в день памяти святителя Михаила, первого митрополита Киевского

Уже более 900 лет прошло с тех пор, как предки наши приняли христианскую веру при св. равноапостольном князе Владимире и его великом сотруднике в деле распространения св. веры — первом митрополите киевском, св. Михаиле, память коего совершается ныне.

Слава и благодарение Богу: времена язычества кончились, но кончилось ли идолопоклонство? Свободны ли от идолослужения мы, принявшие закон Христов? – Нет. Кончилось поклонение истуканам, вещественным идолам, но не кончилось поклонение духовным идолам, служение диаволу. Духовные идолы — это страсти греховныя: кто служит, угождает им, тот служит диаволу. Три таких главных идола, которым, к несчастию, и мы, христиане, нередко поклоняемся и служим: это — наше честолюбие, миролюбие и плотоугодие. Все, еже в мире, говорит св. ап. Иоанн, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская (1 Иоан. 2, 16).

Первый духовный идол есть честолюбие и гордость. Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лук. 16, 15), говорит Господь. И этому идолу, диаволом измышленному, первым поклонником и служителем сделался сам же диавол, когда отрекся от повиновения Творцу и возмечтал быть богом. Этому идолу, по обольщению диавола, поклонились и прародители наши, когда возмечтали быть яко бози. Этому идолу поклоняются и служат все, кто мечтает о своих достоинствах, кто любит честь и славу, кто ищет отличий и преимуществ пред другими. И чего они не приносят в жертву этому идолу! Вот один добивается высокаго звания и места, чтобы величаться пред другими и любоваться мыслию: несмь якоже прочии человецы (Лук. 18, 11). Такое гордое расположение есть служение духу гордыни. Вот другой служит именно для почестей и наград, несет труды и подвиги, нещадя ни времени, ни сил, ни здоровья своего — для чего? Чтобы получить то или другое отличие. Такое честолюбивое служение есть жертва бесу тщеславия. Вот третий благотворит, жертвует на богоугодныя заведения, строит или украшает даже храмы Божии — да для чего? Для славы своей, для получения похвалы от общества и от начальства. Что же это, как не жертва бесу славолюбия? Вот еще иной роскошествует, ведет знакомство с большими и знатными людьми, и все для чего? Для своего тщеславия... Такая тщеславная расточительность своего достояния есть жертва бесу самоугодия. Все эти и подобныя им жертвы со стороны человека суть именно жертвы идольския. Ведь разсудите сами: кому в таких случаях служит человек, для кого трудится, кому делает угождение и честь? Богу ли? Нет, а своим порочным желаниям и страстям. Стало быть и служит им, и в них, и чрез них начальнику пороков и страстей — диаволу с его клевретами.

Второй идол духовный есть миролюбие. Этому идолу поклоняются и служат преимущественно любостяжатели и сребролюбцы. Ап. Павел любостяжание именно называет идолослужением (Кол. 3, 5). Любостяжатели, как известно, все внимание, все заботы, все труды обращают на то, чтобы приобресть земныя сокровища, а приобретенныя умножать всякими, какими возможно, способами, а сребролюбцы берегут свои сокровища, считая их дороже своей души, и ежели когда одолжают других, то только для своей корысти, чтобы потом взять свое с лихвою. Скажите же: кому они посвящают свои труды и свою жизнь, ежели не имеют в виду ни Бога, ни души своей, ежели только насыщают свою страсть к земным сокровищам и благам? Кому?... Мамоне. Тому же идолу поклоняются и служат и любители щегольства и нарядов, которые приносят этой безумной страсти непрестанныя, безчисленныя и самыя ценныя жертвы... И уж именно служат, как рабы своему господину, как твари своему богу! Имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть, говорит ап. Петр (2 Петр. 2, 19).

Третий духовный идол есть плотоугодие. Св. ап. Павел служение плоти и чреву именно считает идолослужением, и говорит, что чрево для чревоугодников есть бог. Таковии, говорит он, Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву (Рим. 16, 18), имже бог чрево (Фил. 3, 19). О, какой в самом деле великий бог у нас — чрево! Целую жизнь мы служим ему, все достояние свое отдаем в жертву ему, все труды несем, все заботы употребляем, все неприятности переносим для него, как бы только угодить ему. Мало того, что непрестанно заботимся о том, что ямы или что пием (Мѳ. 6, 31), но еще стараемся наслаждаться пищею, хотим ясти, пити и веселитися (Дук. 12, 19). Как же поэтому не бог — чрево наше, ежели мы так усердно служим ему, так заботливо угождаем ему и так много жертвуем ему?

Немало и других похотей плоти и даже страстей безчестия (Рим. 1, 26), которым иные из носящих имя христиан не отказываются служить и жертвовать всем, не оставляя ничего для пользы души, как будто жизнь их только и есть, что на земле... Так вот видите, братия, — и христиане не все свободны от идолослужения. Значит, и мы должны чаще напоминать себе заповедь Божию: не сотвори себе кумира. А таких духовных кумиров много, так много, что едва не равняется числу бесов, лукавых и нечистых духов. Св. Ефрем Сирин в молитве своей показал, конечно, только часть наших страстей, когда упомянул о духах праздности, уныния, любоначалия и празднословия. И ежели каждая страсть, великая ли или малая, для человека есть идол, которому он поклоняется и служит, то какое же должно быть множество этих идолов и у христиан, как скоро они живут в пороках и страстях? Ах, братия! Страшно и подумать о таком идолослужении! А оно действительно есть. Действительно, многие, очень многие и христиане боготворят свои страсти, а чрез то совершают духовное идолослужение. И какое богопротивное, душепагубное идолослужение! Ведь христиане вступили в завет с Богом, отреклись сатаны и всех дел его, и сочетались Христу; ведь они должны служить и поклоняться единому Богу, а не врагам своим, — исполнять волю Творца своего, а не волю лукавых демонов, — ведь душа христианская должна быть храмом Божиим, а не вместилищем страстей... О, возлюбленные! Позаботимся внести свет христианства в наши умы и сердца, в наши дела и поступки, во всю жизнь нашу. Как отвергнуты нами все кумиры вещественные, идолы языческие, так отвергнем и все плотския и душевныя страсти; поставим в душах наших на место их — христианские, божественные образы: смирение, веру, повиновение Богу, любовь, благотворение к ближнему, воздержание от страстей греховных, с соблюдением себя в чистоте души и тела. Так будем служить Богу живу и истинну (Евр. 9, 14), и поклоняться Ему духом и истиною (Иоан. 4, 23), и тогда, только тогда мы будем истинными христианами, людьми действительно призванными из тьмы в чудный Божий свет (1 Петр. 2, 9), и наследниками по упованию жизни вечныя (Тит. 3, 7). Боже наш, слава Тебе!

(Сост. по «Сеятелю благочестия» прот. Нордова).
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Составил свящ. Григорий Дьяченко. В 2-х томах: Том второй. (375 поучений). 2-ое издание. М., 1897 г. 

Написать комментарий