Память преподобномученика Евфимия Нового

Память преподобномученика Евфимия Нового

Родился в 824 году в Анкире, в семье праведников: его отца звали Епифаний, а мать Анна. Служил в армии, затем женился, причем в браке родилась у него дочь Анастасия. Строго и долго подвизался сначала в монастырях [на горе] Олимп, а затем на Св[ятой] Горе [Афон]. Некоторое время жил столпником близ Солуни. Здесь, в окрестностях этого города, основал он один мужской и один женский монастырь. Упокоился в конце IX века на острове Священный близ Святой Горы. Его святые и чудотворные мощи почивают в Солуни.

Лукиан премудрый, книжник и аскет,

Шествовал Христовым путем с детских лет.

Против еретического, идольского мрака

Ратовал; сиянье Божественного зрака.

Пресвятую Троицу во главу угла

Ставя, возвестил нам Господа дела.

И Отца, и Сына, и Святого Духа

Славил он, но были нечестивцы глухи, –

И тогда он кровью слово утвердил,

Бог же через мучеников чудеса явил:

Ересь и язычество дождались низложения,

Растет Церковь Божия с каждым поколением.

Помрачилась слава градов земных;

Церковь же – Град Божий, Царство всех святых.

Даниил предрек о ней глаголом вдохновенным,

Основал Христос ее – на радость всей вселенной.

Мученики Церковь до неба вознесли –

Аду на погибель, во спасение земли.

Лукиан в сем деле много потрудился,

Как зодчий премудрый в лики Ангелов вселился.

Много претерпел он, все страданья перенес –

Бог его в небесные обители вознес.


Рассуждение:

Божии святые всячески стремились к тому (букв.: придавали огромное значение тому. – Пер.), чтобы причаститься Святых Таин перед смертью. Даже мученики и мученицы, жертвовавшие своей жизнью за Владыку Христа и страдальческой кровью омывавшие свои грехи, с великим рвением принимали Святые Тайны, где только это было возможно. Святой Лукиан томился в подземелье вместе с несколькими своими учениками и некоторыми другими христианами. Накануне Богоявления он захотел в сей великий христианский праздник причаститься Тела и Крови Христовых, ибо знал, что предлежит ему близкая смерть. Видя исходящее от сердца сие желание Своего страдальца, Всемогущий Бог устроил [так], что некие христиане тайком передали хлеб и вино в темницу. На рассвете Богоявления призвал Лукиан всех узников-христиан стать вокруг него. «Окружите меня и будьте Церковью», – сказал он. Однако не было в каземате ни стола, ни стула, ни камня, ни дерева, на котором можно было бы совершить святую Литургию. «Куда, святый отче, положим мы хлеб и вино?» – спросили Лукиана. И тогда лег он посреди них и повелел положить вино и хлеб ему на грудь: «На грудь мне положите их – пусть будет она престолом живому Богу!» Так вполне чинно и молитвенно была отслужена литургия на груди мученика, и все причастились Святых Таин. На следующий день царь послал воинов, чтобы вывели они Лукиана на истязание. Когда воины отворили темничную дверь, святой Лукиан трижды возгласил: «Я христианин! Я христианин! я христианин!» И с этими словами предал свой дух Богу.

Созерцание:


Да созерцаю чудесное освобождение Апостолов из темницы (Деян. гл. 5), а именно:

1) как иудейские старейшины заключили Апостолов в темницу;

2) как явился ночью Ангел Божий, отворил темницу, вывел Апостолов и повелел им идти в храм и проповедовать Евангелие.

"Охридский пролог" Святителя Николая Сербского

Написать комментарий