Иракские выборы – матч должен состояться при любой погоде
Скоротечный визит иракского премьера М. аль-Кязыми в Вашингтон закончился очередной неопределенностью. Джо Байден по окончании переговоров 26 июля объявил, что Пентагон завершит свою боевую миссию в Ираке к концу года, но ВС США продолжат обучение и помощь иракской армии в борьбе с ИГ* (запрещена в РФ). Глава багдадского правительства подчеркнул, что Ирак по-прежнему нуждается в американском военном присутствии, «чтобы помочь иракским войскам в борьбе с террористической группировкой».
The Washington Times сообщила, что Байден потребовал от аль-Кязыми большей решительности в пресечении атак проиранских вооруженных группировок на силы США в Ираке. Однако возможности Багдада в этом плане ограничены, и все попытки давления на «народное ополчение» оканчивались для властей конфузом. Если же действительно применить силу, это повлечет гораздо худшие последствия, вплоть до всеобщего хаоса и возобновления гражданской войны. Так что Вашингтон оставляет для себя возможность сохранить американское военное присутствие, исходя из «оценок оперативной обстановки».
The Wall Street Journal утверждает, что США и Ирак нацелены согласовать вывод американских войск. Однако смущает витиеватость формулировок: «Стороны согласовали заявление, содержащее призыв к выводу американских вооруженных сил из Ирака до конца текущего года». Белый дом более прямолинеен: в Ираке сохранится персонал для выполнения консультативных и учебных функций.
Строго говоря, решения о выводе войск нет — есть протокол о намерениях, реализация которого будет зависеть от многих факторов, в том числе от результатов намеченных на 10 октября выборов в парламент Ирака. Иракский шиитский религиозный лидер Муктада ас-Садр призвал шиитское ополчение прекратить нападения на американские силы в Ираке. То, с какой скоростью меняет свою позицию этот политик, в Ираке все знают, и ему сразу напомнили, что его группировка неоднократно выступала на стороне оккупационных войск с оружием в руках.
На обратном пути из Вашингтона премьер-министр Ирака сделал остановку в Саудовской Аравии, где встретился с наследным принцем Мухаммадом бин Салманом. Об успехе переговоров можно судить по результатам: стороны договорились сотрудничать в области энергетики (солнце, ветер, биоресурсы) и развития частного сектора, урегулировать вопросы двойного налогообложения; подписали два меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере СМИ и архивного дела. Багдад поддержал инициативу Мухаммада бин Салмана «Зеленый Ближний Восток». В рамках этой программы предполагается, что Саудовская Аравия высадит 10 млрд деревьев у себя и еще 40 млрд по всему Ближнему Востоку (любопытно: одновременно с саудитами о такой же тяге к лесоводству заявил украинский президент Зеленский).
И всё же главной целью заезда М. аль-Кязыми в Эр-Рияд было получение финансовой помощи. Частично это удалось — саудовская сторона согласилась направить три миллиарда долларов в некий «совместный ирако-саудовский фонд». Однако эта сумма смехотворна в масштабах потребностей восстановления Ирака, а главное — это вовсе не альтруизм. По мнению экспертов, заключенные с Багдадом экономические соглашения являются дополнением к согласию Мустафы аль-Кязыми «координировать» свою дипломатию с Саудовской Аравией в регионе. Иначе говоря, Багдад встал на сторону Эр-Рияда в йеменском вопросе, где идет прокси-война с участием многих стран и сталкиваются интересы Саудовской Аравии и Ирана. С учетом того, что аравийская монархия является одним из главных стратегических союзников США в регионе, а М. аль-Кязыми считается политиком проамериканским, такое его решение не останется не замеченным ни в Тегеране, ни в самом Ираке.
В Багдаде главу федерального правительства также не ждали хорошие новости. 28 июля политическая фракция «Иракский форум» стала четвертой партией, которая заявила о том, что не будет участвовать в выборах 10 октября. По словам лидера движения, бывшего премьер-министра Айяда Аллави, ситуация не подходит для честных выборов. Ранее о своем отказе от участии в выборах объявили блок «Саирун» Муктады ас-Садра, компартия Ирака, коалиция «Фронт национального диалога» и несколько независимых кандидатов. Они призвали бойкотировать выборы и всех остальных.
Даже глава миссии ООН в Ираке Жанин Хеннис-Пласшерт робко предположила, что можно бы рассмотреть возможность переноса выборов на более позднюю дату. Однако её немедленно раскритиковал лидер «народного ополчения» Фалех Файяд: «Представитель Генерального секретаря ООН в Ираке г-жа Пласшерт вышла за рамки профессиональной роли и стала визитной карточкой на иракской политической арене». Лидер коалиции «Правовое государство», бывший премьер Нури аль-Малики высказался еще более резко: «Г-жа Пласшерт должна знать свою роль в качестве главы миссии ООН в Ираке, которая действует по запросу иракского правительства и не имеет полномочий вмешиваться в дела выборов. Мы отклоняем ее предложение перенести выборы».
Нервная реакция Н. аль-Малики понятна — он был в числе «избранных» как раз благодаря «выборам» 30 января 2005 года и приложил немало усилий к тому, чтобы некогда ведущая региональная держава дошла до катастрофы. О тех «выборах» стоит сказать подробнее: они — яркий пример глумления над демократической процедурой.
Списки избирателей составлялись в Женеве, в закрытом для посторонних зале выставочного центра Palexpo. Подрядчиком выступало американское агентство по временной занятости Menpower, которое наняло более 800 арабоязычных эмигрантов. Эта публика вносила в списки тех граждан Ирака, которые имели продовольственные карточки, выдававшиеся ООН по программе «Нефть в обмен на продовольствие» (отсканированные изображения этих карточек поступали из Дубаи).
Выборы проходили в оккупированной стране под дулами автоматов иностранных военнослужащих: к январю 2005 г. США нарастили свою группировку в Ираке до 150 тыс. человек и одной из поставленных задач было «обеспечить проведение выборов». Из-за опасности сухопутных путей бюллетени, урны для них и кабины для голосования доставлялись американскими военными вертолётами и таким же путем возвращались в «Зеленую зону» в Багдаде, куда иракцу так просто не пройти. Там же под контролем американцев происходил подсчет голосов, а международные наблюдатели следили за происходящим из столицы Иордании Аммана. Центризбирком Ирака заверял, что в выборах приняли участие свыше 72% избирателей. На самом деле явка была очень низкой, на ряде избирательных участков она не превысила 30%, а в провинциях Анбар и Нейнава на голосование не пришёл ни один человек.
Спецпредставитель генсека ООН сориентировалась быстро: «Позвольте мне подчеркнуть: по просьбе Ирака ООН в полной мере участвует в оказании властям помощи в организации заслуживающих доверия и прозрачных октябрьских выборов». Попутно она приветствовала вклад Франции в размере 500.000 евро в проект ООН по наблюдению за иракскими выборами. Багдад подтвердил, что голосование не будет перенесено. Высшая независимая избирательная комиссия Ирака (IHEC) заявила: «Мы заняты подготовкой. Процесс продолжается, и выборы состоятся в назначенный день. Комиссия утвердила 3249 кандидатов, имена которых уже внесены в бюллетени».
И ещё один момент. Накануне визита иракского премьера в США сообщалось, что на переговорах в Вашингтоне будет обсуждаться тема здравоохранения. После переговоров информации на этот счёт не поступало. Между тем, по данным Минздрава Ирака, новый штамм COVID-19 разбушевался, вызывая не менее 9 тысяч заражений в сутки. Вакцинировано всего 1,8% населения (численность населения 40 миллионов). 19 июля власти сообщили о рекордном количестве новых случаев заболевания — 9 883 при 62 летальных исходах за сутки.
Система здравоохранения, которая при Саддаме Хусейне считалась лучшей на Ближнем Востоке, сейчас в плачевном состоянии. Медицинские сотрудники называют медучреждения «бомбами замедленного действия»; больницы переполнены, препаратов не хватает, медперсонал работает на пределе возможностей. 24 апреля и 13 июля в ковидных больницах Ирака произошли пожары, погибло не менее 140 человек, более 200 получили ожоги и ранения. Глава Минздрава Хасан ат-Тамими подал в отставку. В марте власти ввели карантин, потом продлили его в апреле, в июле Минздрав призвал закрыть границы государства. Однако матч (выборы) должен состояться при любой погоде. А потом займутся борьбой с ковидом: что-то же иракскому премьеру в Вашингтоне объяснили.

