Минску альтернативы нет
Президент Белоруссии на вчерашней пресс-конференции довольно нелестно отозвался о своём украинском коллеге и дал ему несколько рекомендаций. Сказанное Александром Лукашенко позволяет сделать вывод, что его отношение к Владимиру Зеленскому, событиям на Украине в целом претерпело радикальную трансформацию. Раньше он воздерживался от резких оценок происходящего в соседней стране, но вчера он бил с размаху, отбросив все церемонии.
Видимо, главным советом Владимиру Зеленскому следует считать очень эмоциональный призыв Лукашенко к Зеленскому начать прямые переговоры с ДНР и ЛНР. «Ушёл тот президент [Пётр Порошенко], пришёл новый [Владимир Зеленский], многое обещал — войны не будет и прочее, и прочее — вы знаете, что он обещал», — сказал белорусский лидер. А обещал Зеленский, будучи кандидатом, остановить войну, что, как показывали соцопросы, и стало главным фактором, обеспечившим ему победу на выборах.
Глава белорусского государства рассказал, что Владимир Путин поначалу очень позитивно оценивал потенциал нового украинского лидера, считая, что тот сможет добиться мира в Донбассе: «Зеленский — зря, у него был шанс, он мог стать миротворцем. Путин очень хорошо воспринял выборы нового президента. Путин хорошо воспринимал этого человека и готов был с ним разговаривать… Что произошло потом, почему, декларируя до сих пор переговоры, он делал в обратном направлении шаги… Поэтому не надо кивать на Путина».
Если хочешь сохранить территориальную целостность страны, то прямые переговоры — единственная возможность это сделать. «Сядь в вертолёт и лети в Донецк, лети в Луганск — лети, это твоя территория», — сказал Лукашенко. Надо отметить, что это первое заявление белорусского президента на эту тему. Раньше он ничего подобного не говорил, предпочитая оценивать конфликт в Донбассе крайне нейтрально и отстранённо. Теперь же его отношение к конфликту неотличимо от позиции Владимира Путина, считающего, что только выход украинского руководства на прямые контакты с руководством двух народных республик позволит остановить боевые действия.
Переговоры, по мнению Лукашенко, — это единственная возможность действительно изменить ситуацию к лучшему и вновь войти в семью славянских народов. «Ползти надо туда, искать людей, и если бы Володя Зеленский туда прилетел — и на Украине бы аплодировали, и в Донбассе, и в Луганске, и этим самым он бы поставил и меня, и президента России — кого угодно! — в такое положение, что нельзя было бы отказаться от встречи и двигаться навстречу, потому что это был бы шанс», — отметил глава белорусского государства.
Что же мешает мирному урегулированию? Белорусский лидер отчётливо дал понять, что США и в целом Запад препятствуют любым шагам в этом направлении: «Вам не дают это сделать, мне кажется, и не дадут». Любопытная деталь. Лукашенко объяснил, почему он даже не пытается поговорить с Зеленским по телефону. Потому что уверен, что тот не снимет трубку, поскольку «его не поймут в Соединённых Штатах». «Путин бы меня не понял», — добавил белорусский президент.
Ещё одна тема, которую Лукашенко раньше обходил стороной, — это Минские соглашения. Их необходимо выполнить, но Запад этому противодействует.
«Договорились, определились, а потом вы кинули Путина. И вы что, хотите сейчас обвинить Путина? Надо было проводить, как он, жёсткую прямую линию в межгосударственных отношениях», — заявил Лукашенко.
Было сказано ещё много всего, но главные моменты именно эти — мир в Донбассе и способы его установления. Можно констатировать, что Минск максимально сблизился с Москвой в трактовке конфликта в Донбассе, хотя раньше он придерживался куда более осторожного подхода. Является ли это вынужденным шагом, рассчитанным на получение различных преференций от России, или это просто трезвый взгляд на вещи — покажет время. Но в любом случае отказать Лукашенко в умении удивить публику неожиданным и глобальным поворотом всей внешней политики никаких причин нет. Санкции явно пошли на пользу.

