ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В какой степени родители отвечают за детей? 


Человек познается в детях своих… Дети грешников бывают дети отвратительные.

(Сир. 11, 28; 41, 8).



Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

(Мф. 7, 17).



Добрый пастырь прежде всего сознает, что стадо, которое он обязан пасти, принадлежит не ему, но что он должен дать за него ответ своему господину, он сознает также и то, какое драгоценное благо в лице этого стада вручил ему господин. Так и вам, христианские родители, особенно часто нужно приводить себе на память, что вы обязаны за ваших детей дать отчет Господу Богу. Бог вверил вам их не как собственность, которою вы свободно можете распоряжаться по своей воле и произволу, но только как приставникам, как ответственным стражам. И какое высокое и драгоценное сокровище вверено вам в лице детей ваших! Вам вверено попечение не о безсловесных и неразумных животных, но о безсмертных человеческих душах, которые суть образы и подобия Бога; о душах, которые Спаситель купил безконечно дорогою ценою Своей Крови и которые освящены Духом Святым во Святом Крещении и призваны к вечному блаженству.

Свщмч. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1848-1918).



Умел ты детей своих родить, умей же и воспитать их, как должно, чтобы достойно носить имя отца.

Мы видим, что малое деревцо ко всякой стороне удобно преклоняется; и если наклонится оно в одну какую-либо сторону и его не выправить, то таким и вырастет кривобоким. Так бывает и с юным дитем: чему научился, того и навыкнет, и чего навыкнет, то и в прочее время творить будет.

"Горе человеку, имже соблазн приходит (Мф. 18, 7), – говорит Христос Господь. Родители же, не только не научающие, но и соблазняющие детей своих, окаяннейшие убийц. Потому что убийцы убивают тело тленное, а они душу безсмертную убивают, когда их соблазняют и ко греху путь показуют.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).



Представляй, что у тебя в доме золотые статуи – дети; каждый день исправляй и осматривай их тщательно, и всеми мерами украшай и устрояй их душу; подражай блаженному Иову, который, опасаясь даже за мысленные грехи их, приносил за них жертвы, и великое имел о них попечение (Иов. 1, 5); подражай Аврааму, который заботился не о богатстве и приобретениях, но о божественных законах, чтобы внушить потомкам тщательное их соблюдение.

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь геенский.

Хотя бы у нас все наше было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.

Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.

Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет.

Чем ты в конце концов оправдаешься? Не предоставил ли Я, сказано будет тебе, дитяти жить с тобою с самого начала? Я поставил тебя над ним в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника – всю власть над ним не отдал ли Я в твои руки? Не повелел ли Я его, такого нежного, обрабатывать и упорядочивать? Какое же ты получишь оправдание, если с безпечностью смотрел на его прыжки? Что ты скажешь? Что он разнуздан и неукротим? Но тебе нужно было глядеть на все это сначала – обуздывать его, когда он был молод и доступен узде; тщательно его приучать, направлять к должному, укрощать его душевные порывы, когда он был восприимчивее к воздействию; сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть можно было легче, – вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).



Когда дети видят, что их родители посещают храмы Божии, в домах совершают благоговейные молитвы, все свои занятия и все слова срастворяют богобоязненностью, тогда мало-помалу их юные сердца наполняются любовью к благочестию и чистоте нравов. Посмотрите в домы, где родители богобоязненны, благочестивы, богомольны, сострадательны, правдивы. Там и дети послушны, почтительны и подают отрадную надежду Святой Церкви и обществу. Напротив, взгляните на те семейства, где родители не исполняют правил религии и Церкви. Там дети большей частью самолюбивы, своевольны и безпечны.

Иаков (Вечерков), архиепископ Нижегородский (1792-1850).



Очень помогает воспитанию детей, когда родители считают себя ответственными за все проступки детей, поскольку находят свою собственную жизнь не такой, какой она должна бы быть рядом с Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители так смиряются и так искренне каются, тогда сподвигается и Всемогущий Христос и бросает сокрушенным родителям «спасательный круг»...

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).



Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень нечестия.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).



Отношения ребенка с отцом формируют его отношение к Богу. Если отец был холодным, отстраненным, отчужденным, не занимался воспитанием малыша, то таким же подсознательно будет восприниматься и Бог для ребенка. Строгий отец, сам того не осознавая, заложит в душу младенца основание для восприятия Бога как строгого, карающего, наказывающего. Добрый, ласковый, общающийся и обнимающий отец самим фактом такого отношения заложит в душу основание для добрых, близких, доверительных отношений ребенка к Господу.

Игумен Евмений (Перистый) (XX-XXI вв.).



Один и тот же Адам каких разнообразных рождает детей – Каина, Авеля, Сифа! Где же тут один общий закон рождения? Будьте внимательны и примечайте. Адам свежим, так сказать, ядом недавно сделанного греха напоенный и недавним обетованием избавления поставивший себя в некую еще незрело обдуманную дерзость надежды, рождает Каина, дерзкого грешника. Адам, в несчастном рождении Каина испытавший тягость проклятия, привлеченного грехом, обманутый надеждой, уничиженный суетой, рождает Авеля, кроткого, но непрочного. Наконец, Адам, продолжением скорбей глубже укоренившийся в смирении, терпением утвержденный в надежде и надеждой в терпении, рождает Сифа, надежное основание своего потомства…

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).


По материалам православных сайтов

Написать комментарий