ДВЕРЬ ОГРАЖДЕНИЯ УСТАМ

ДВЕРЬ ОГРАЖДЕНИЯ УСТАМ

Слово архим. Кирилла (Павлова) о терпении и молчании. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры! …Преподобный Сергий имел обычай каждую ночь ходить дозором мимо келий и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что у монаха есть лучшее занятие для того, чтобы проводить в нем свободное время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, тихой и кроткой речью вызывал в них раскаяние без досады. Благодаря своей кроткой речи Преподобный вызывал из глубины людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Под благодатным влиянием его слов не устоял суровейший рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный Сергий ходил в Рязань; тихие и кроткие слова святого старца смягчили сердце князя, и он примирился с московским князем Димитрием Иоанновичем.

Слово, как дар Божий, имеет большое значение в жизни человеческого рода, и потому обращаться с ним надо осторожно.

Наше слово есть отпечаток Божия Слова. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово есть отпечатленный образ существа Его, Единородный Сын Божий. Но и наше слово не есть пустой звук, а также есть отпечаток и образ нашего духа. Если бы собрать все наши слова воедино, то в них мы увидели бы свое собственное изображение.

Слово есть дар Божий, которым наделен человек и которым он отличается от прочих тварей. Слово – это проводник наших чувств, мыслей, желаний, радостей, печалей, которые мы выражаем друг перед другом посредством речи. Через слово мы поддерживаем взаимное общение, так что словом держится сила и союз человеческого рода. Если отнять у людей слово, то все приостановится в жизни их. Господь, когда захотел наказать горделивый помысл древних людей, намеревавшихся построить башню до небес, то прибег к простому средству: смешал языки, и вследствие этого тщеславная попытка их потерпела неудачу. Такова сила и значение языка.

Словом можно убить человека и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу и, напротив, словом можно и воскресить человека, и сохранить целые города и государства.

К нашему несчастью, мы ничем так часто и так много не грешим, как языком. Язык наш слишком удобоподвижен, уста наши всегда готовы высказать все наши чувства, мысли, желания прежде, нежели все это обнаружится каким-либо иным образом. Оттого-то не умеющие владеть как должно своим языком и грешат часто словами против ближних, самих себя и против Бога. И потому крайняя умеренность и осторожность в словах есть не только высокая христианская добродетель, но и лучшее средство к мирной и счастливой жизни в обществе.

Слово наше никогда не пропадает даром, не уносится безследно, не возвращается назад, но переходит в умы и уста других людей и рождает безчисленное множество чувствований, мыслей, желаний, деяний, поступков, и, разросшись в великое дерево с плодами по роду их, оно непременно встретится с нами на Страшном Суде Божием. Наше невоздержное и необдуманное слово гордого человека может привести в раздражение, немощного – навести на соблазн, болтливого – на пересуды и клеветы.

У невоздержного в слове при гневе из уст сыплются укоризны, поношения на ближних, часто вовсе не заслуженные ими; в несчастии – льются безконечные жалобы и ропот на всех и на всё; в довольстве – напротив, безчисленное количество слов самохвальства и превозношения. И сколько причин для раскаяния, иногда очень горького и очень часто позднего, доставляет нам необузданность нашего языка!

Многословие всегда унижает нас в глазах людей; хотя они иногда и терпят празднословие ради развлечения, но все равно в душе у них остается неуважение к нам.

Много, много согрешаем мы языком своим. Святой апостол Иаков пишет: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак.3:2). Язык – небольшой член, но много делает. Он исполнен смертоносного яда, это неудержимое зло. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Не должно, братия мои, сему так быть (3,5,8-10).

Удержи язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало твою душу, и ты предотвратишь ссору, быть может жестокую и опасную; угасишь вражду, быть может продолжительную и нескончаемую. Удержи язык твой, когда дело касается ближнего, и ты избежишь осуждения, пересудов, оклеветания и не будешь потом раскаиваться. «Слово – серебро, а молчание – золото», – гласит народная пословица. Особенно удержи язык твой, когда находишься в храме на молитве, убойся оскорбить святыню или соблазнить чью-либо душу.

Многословие, пустословие, празднословие – все эти виды невоздержания языка не оставляют без последствий и нашу душу. Душа обычно после празднословия пустеет, а ум мельчает, и человек празднословный бывает не способен ни к какому важному и истинно полезному делу. Как сосуд, в котором хранится благовонное вещество, если часто открывать его, теряет крепость и благоухание этого вещества, так и душа теряет все доброе при частом открытии уст. Как сорняки мешают на доброй почве произрастать добрым злакам, так и многословие мешает рождению добрых мыслей, чувствований и слов.

Древние мудрецы никогда не принимали к себе человека в ученики, не испытав его предварительно в продолжительном молчании.

Во дни святого Льва Великого, папы Римского, на Европу напали гунны, дикий и воинственный народ, под предводительством жестокого Аттилы. На своем пути они все разрушали, сожигали, без сожаления убивали население и, разорив таким образом множество городов Европы, они подошли к столице империи. Население в страхе и смятении оставляло Рим и, бросая оружие, бежало из него, не находя в себе силы сопротивляться. Не устрашился один только святой папа Лев. Он по просьбе императора вышел навстречу грозному завоевателю, взяв с собою не воинские доспехи, а оружие кроткого, доброго слова. «Аттила, ты победил всю вселенную, – сказал святитель Лев, – теперь просим тебя, победи самого себя, не разрушай нашего города, пощади нас». Речь его была столь убедительна и кротка, что смягчила жестокого варвара, и Аттила ответил папе: «Твои слова тронули мое сердце. Кто бы ты ни был, человек или Ангел, но Рим обязан тебе своим спасением. Старец, ты в одну минуту несколькими словами сделал более, нежели все многочисленные воины, воевавшие со мною, я признаю себя побежденным». Так кроткое слово сделало более, чем могло сделать сильное войско, и Рим был спасен.

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере (Еф.4:29). Словом своим можешь осудиться, а можешь и оправдаться. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1Пет.3:10). Особенно надо молиться Богу, чтобы избавил Он нас от этого растлевающего духа: Господи и Владыко живота моего, духа празднословия не даждь ми (молитва прп. Ефрема Сирина). Помолимся Господу: «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Пс.140:3), яко Ты благословен еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Аминь.

(в сокращении)

Написать комментарий