«ГОСПОДИ, НЕ ПРОСЛАВЛЯЙ МЕНЯ НА ЗЕМЛЕ»

«ГОСПОДИ, НЕ ПРОСЛАВЛЯЙ МЕНЯ НА ЗЕМЛЕ»

Подвижническое житие преп. Памвы Пустынника. Прп. Памва прожил до старости постником в пустыне у горы Нитрийской, в Египте. О его добродетельной, богоугодной и святой жизни рассказывают многие великие отцы.

Прежде всего прп. Антоний Великий сказал о нем, что страхом Божиим (которого был преисполнен Памва) он вселил в себя Духа Божия.

Прп. Пимен сказал: «Три дела мы видели у отца Памвы: голод всякий день, молчание и рукоделие».

Прп. Феодор Студит о том же блаженном отце дает такое свидетельство: Памва и деланием и словом да ублажится достойно, яко высокий.

Сократ Схоластик пишет о нем, что и в начале своего иночества он, будучи неграмотным, пришел к одному из братий, чтоб научиться у него псалмам Давидовым. Услышав в самом начале 1-й стих 38-го псалма, а именно: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим, но ушел со словами: «Довольно мне этого одного стиха, если я научусь исполнять его на деле».
И после уже не приходил к учителю. Спустя шесть месяцев его увидал где-то учитель и спросил его:
— Почему ты до сих пор не приходил ко мне?
Памва ответил:
— Не научился еще исполнять на деле того стиха.
Потом, по прошествии многих лет один из знакомых отцов спросил его:
— Научился ли ты уже, брат, тому стиху?
Памва ответил:
— Девятнадцать лет не переставая учился и едва привык на деле исполнять то, чему он учит.

Хотя сначала св. Памва был неграмотен, но впоследствии он был умудрен Богом и хорошо знал Священное Писание, даже для других он был умелым учителем (как пишет о нем Палладий); следующие четыре брата, славные в Египте, были его учениками: Диоскор, Аммоний, Евсевий и Евфимий, называемые великими и упоминаемые в житии св. Иоанна Златоустого. Кроме того и Драконтий честной, упоминаемый в житии прп. Илариона Великого, епископ и исповедник Христов, претерпевший изгнание от ариан, был также учеником блж. Памвы в юности своей. Учителем сих-то учеников был Памва.

Этот преподобный между многими иными великими добродетелями отличался еще совершенным презрением к золоту и серебру. Когда святая Мелания римлянка, повсюду раздавая все свое богатое имущество нуждающимся Христа ради, прибыла в Александрию, то, услышав о святом Памве, пришла к нему вместе со странноприимцем пресвитером Исидором Александрийским; она принесла с собою триста литр серебра и просила Памву взять себе, сколько хочет, из принесенного ею серебра. Но он даже не взглянул на него и не перестал рукодельничать — он плел рогожку, — а только ответил ей:
— Да вознаградит тебя Господь за твое усердие, которое ты имеешь к Нему.
Когда же она продолжала настойчиво просить его взять сколько-нибудь, преподобный сказал служащему ему брату:
— Возьми, что дают с осторожностию и снеси и раздай братьям в Ливии и на островах: они очень бедствуют, так как земля у них безплодна, а братьям египетских монастырей ничего не давай, потому что их земля плодородна, и они могут иметь достаток от своего труда.
Тогда блаженная Мелания отдала все принесенное серебро тому брату для раздачи бедным и сказала преподобному Памве:
— Отче, заметь, сколько я даю серебра: триста литр.
Он же ответил ей:
— Бог, Которому ты принесла серебро, дочь моя, не спрашивает тебя, сколько ты принесла: неужели Кто вместил в меру прах земли и взвесил на весах горы (Ис.40:12) не знает о количестве твоего серебра? Если б ты мне давала серебро, то, разумеется, ты сказала бы мне, сколько даешь, а ты даешь его Богу, Который не презрел и двух лепт вдовицы, но принял их охотнее многих богатств (Мф.6:2); так молчи, не труби перед собой!

К преподобному Памве пришел однажды отец Пиор и принес с собою небольшой кусок черствого хлеба. На вопрос Памвы:
— Зачем, отец, ты принес с собой хлеба?
Пиор отвечал:
— Чтоб не стеснить тебя (т.е. чтоб не обидеть тебя хлебом, а есть свой).
Через несколько дней преподобный Памва отправился к отцу Пиору, захватив с собою кусок своего черствого хлеба, обмакнув его в воде. Увидев это, Пиор спросил:
— Зачем ты, отец, принес намоченный хлеб?
Он отвечал:
— Чтоб не только в хлебе, но и в воде не стеснить тебя.

Однажды святой Афанасий Александрийский попросил отца Памву прийти к нему в Александрию. На пути старец с несколькими братьями увидел сидящих мiрян, которые не обращали внимания на проходивших иноков; Памва сказал этим мiрянам:
Встаньте и приветствуйте монахов с почтением, чтоб получить от них благословение: они часто беседуют с Богом и уста их священны.

Потом, придя в город, он увидел публичную женщину, разодетую на соблазн людской; и заплакал старец. Тогда братья спросили его:
— Что ты плачешь, отец?
Он отвечал:
— Я плачу по двум причинам: о погибели души этой женщины и о том, что у меня нет такого усердия к своей душе, какое она имеет к своему телу. Она разукрасилась так, чтоб угодить людям, а я не забочусь украсить свою душу, чтоб она угодна была Богу.

Будучи всегда преисполнен умиления, преп. Памва никогда не смеялся, никогда на лице его не было даже улыбки. Однажды бесы захотели заставить его засмеяться; они привязали веревку к перу и потащили у него перед глазами словно какую тяжелую кладь, говоря и крича друг другу:
— Помогите! Помогите!
Увидев это, отец Памва рассмеялся. Тогда бесы, обрадовавшись, закричали:
— Вот, наконец, Памва засмеялся!
А он возразил им:
— Я не смеялся, а посмеялся над вашей немощью: одного пера поднять не можете!
Бесы убежали пристыженные.

Ученики его рассказывают о нем еще, что он был очень осторожен в разговоре и рассудителен в ответах. Когда его спрашивали о чем-нибудь из Божественного Писания или о каком-либо деле, он не тотчас отвечал, но сначала долго молчал и раздумывал сам с собой, а потом часто говаривал: «Я не знаю, что ответить на этот вопрос». И только через три дня или три недели, а иногда и через три месяца он давал ответ на вопрос. Ответы его бывали справедливы и весьма полезны, так как влагались в его разум Божией благодатью. Поэтому все принимали слова из его уст со страхом, как из уст Божиих: Бог говорил его устами.

Прп. Памва удостоился до смерти увидеть райское блаженство; и он сам был подобен райским жителям вследствие того, что видел их, а еще больше вследствие изобильной благодати Божией, обитавшей в нем. Еще в тленном теле живя среди людей, он носил уже на лице своем печать райского нетления, был светел не только душою, но и телом, и сияло лицо его славой как некогда лицо святого пророка Моисея. Об этом в житиях святых отцов рассказывается так.

Три года прп. Памва молился Богу: «Господи, молю Тебя, не прославляй меня на земле!» Бог же, прославляющий угодников Своих, так прославил его, что братья не смели смотреть на его лицо от той славы, которую имел он: так святой был прославлен на земле в своем теле прежде прославления своего на небе.

Когда же наступило время его блаженной кончины, после семидесяти лет его жизни, он сказал стоявшим около него братьям: «С тех пор как я поселился в этой пустыне, построил келью и обитаю в ней, не проходило ни одного дня, чтоб я не делал чего-нибудь своими руками до утомления; я не помню также, чтоб я ел когда-либо хлеб, данный мне кем-нибудь, но всегда — заработанный трудами моих рук; и из уст моих не выходило такого слова, в котором бы мне приходилось теперь со стыдом раскаиваться; однако я отхожу к Господу так, как будто и не начинал богоугодно и по-иночески жить». С этими словами он предал честную и святую свою душу в руки Божии, не пострадав никакой телесной болезнью.

По материалам Жития святых свт. Димитрия Ростовского

Написать комментарий