ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ

ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ

О том, как православные христиане должны относиться к своим детям. «Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ воскресения»[30].

«Слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностью Божией: “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева” (Пс. 126: 3). Какая мать могла когда-либо сказать: буду иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына?.. Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар»[31].

Но этот дар налагает серьезную ответственность на родителей, о чем хорошо говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание… Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду за их воспитание»[32]. Напротив, как свидетельствует преподобный Симеон Новый Богослов, «если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их»[33]. «Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию. Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей»[34].

«Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах»[35]. «Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков»[36].

Более же всего, как советует святитель Тихон Задонский, нужно учить собственным примером, «ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова»[37].

«Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: “аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное”. А святой апостол Павел протолковал это так: “Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте”»[38].

«Для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания… Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может… слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце»[39].

Стоит ли наказывать детей? Священное Писание говорит вполне определенно: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19: 18). А вот что говорят об этом святые отцы: «Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением»; «надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?»[40]

 

 [30] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 4. С. 162.

[31] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 269.

[32] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 4. С. 781, 783.

[33] Преподобного Симеона Нового Богослова слова. М., 1892. Вып. 1. С. 93.

[34] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 1. С. 82–83.

[35] Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1859. Т. 3. С. 139.

[36] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 1. С. 118.

[37] Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Загорск, 1981. С. 377–378.

[38] См.: Амвросий Оптинский, преподобный. Советы супругам и родителям.

[39] Там же.

[40] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 474, 475.

[41] Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб., б.г. С. 327–328.

[42] Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. М., 2002. Кн. 1. С. 532–533.

[43] Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. С. 605–606.

[44] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 114.

Написать комментарий