ПРАВОСЛАВНОЕ СПАСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

ПРАВОСЛАВНОЕ СПАСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

Из наставлений сщмч. Владимира (Богоявленского). Представление о Живом Боге называют теизмом, в отличие от деизма, — представления о Боге не Живом. Тому и другому противен очень распространенный в наше время пантеизм, такое направление, которое говорит: все есть — Бог и Бог есть все, Бог есть сила, которая проникает все земное, и которая в человеке даже приходит к сознанию себя самой. Этим воззрением многие увлекаются; несмотря на то, оно глубоко ложно. Двоякий вид имеет этот пантеизм. Или он предлагает бытие Бога в отдельных предметах и каждый предмет делает Богом для себя: огонь, воду, море и все творения; или делает более ударение на действующую во всем силу и делает Богом эту жизненную силу. Но это — туман и дым, при котором нельзя ничего видеть ясного и определенного.

Откровение о бытии Бога говорит: Бог есть Дух. Как наш дух невидим, и, однако же, проникает всю жизнь человека, господствует над каждым чувством, над каждым движением, так и Бог, — Он есть Личный Дух во вселенной. И как в нашем теле не может быть ни одного чувствования, которое являлось бы и исчезало бы помимо духа, так и во всем мiре ничего не происходит, чего не было бы в центре его, в Боге, в Духе Бога.

Бог есть Жизнь. Это второе изречение о Нем Св. Писания. Бог есть источник жизни для Себя и для других. Он есть Вечный и Всемогущий, Который один только сообщает жизнь тварям.

Бог есть Свет, говорит в-третьих Св. Писание. Глубокомысленное слово! Свет есть нечто чистое, не имеющее никакого пятна, светлое и всеочищающее, так свято и Существо Бога. Где проникает Он во тьму, Он все освещает, Он всеведущ, Он все истребляет, что противно воле Божией, Он праведен и справедлив.

Но любезнее всего звучит похвальная песнь Иоанна: Бог есть Любовь. Это определение веет теплом в душе и самых сомневающихся. Когда кто-нибудь из удалившихся от Живого Бога слышит это слово: Бог есть любовь, то и он очаровывается им, чувствует его притягательную силу. Нет другого более обаятельного имени для Него, как это. Он благ для всех творений, милосерд для страждущих и милостив для грешников. Он всем хочет спастись, т.е. желает, чтобы все были счастливы и блаженны.

И вот я еще раз спрошу теперь вас: почему же не хотим мы принять эту столь утешающую, возвышающую и удовлетворяющую человеческое сердце мысль о Боге? Почему нравится нам лучше жить во времени — без вечности? Мы — дети одного Отца, братья одной великой семьи, мы не то, что зубья в маховом колесе на фабрике, но существа с безсмертием и вечностию в груди, не во сто ли крат это лучше?

Но говорят:
–Я не вижу Бога, а потому не могу в него и верить.
Тогда отвечают:
– А имеете ли вы разум?
– Да, – сказал.
– Но я не вижу вашего разума.
Это в высшей степени хорошо и находчиво было сказано.

Многое, что неопровержимо существует, мы, однако, не можем видеть: любовь, верность, дружба, — и многое из самого великого в человеческом сердце и в человеческой жизни мы не можем видеть. Таковы значение и важность существа Бога, что Он царствует в невидимости; такова сила веры, что мы из этого грешного мiра, из всей этой юдоли бед и скорбей, со всеми их нравственным безобразием, чрез все туманные обманы земли поднимаемся в солнечный свет невидимости, что человек в тяжелые минуты душевной тоски может взять крылья духа и возлететь в горний мiр, где его вечная родина, где полный порядок и безмятежие.

 

Прошу вас всей силою пастырской любви к вам, не сомневайтесь <в Христианстве>, по крайней мере, злонамеренно, не затворяйте дверей вашего сердца для действия Истины, которая с такою силою стучится в них, идя к вам из сверхчувственного мiра и из откровения. Я уверен, что кто ее честно ищет, тот и находит. Иисус Христос сказал: «Кто хочет творить волю Отца Моего небесного, тот познает, от Бога ли Мое учение, или Я от Себя говорю». Он думает, что Бога нельзя познать одним разумом; Он — предмет не только одного мышления, но нашей жизнью и поведением, нашим внутренним человеком, нашими делами и страданиями должны мы стараться исполнять волю Бога, как она нам открыта, — мы должны стремиться к совершенству.

Пойдем же, други, к Тому, Который сказал: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь». Путь ведет нас к цели; истина, если мы ее простодушно, не мудрствуя лукаво, исследуем, удовлетворяет нашему внутреннему человеку; жизнь Христа не для одного только дня и не для одного века; Сын Божий есть вечная жизнь и дает ее и нам. Я живу, говорит Он, и вы также должны жить.

 «Обретение Бога (доказательства бытия Божия)»

Написать комментарий