МЕНЯТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО

МЕНЯТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО

Из беседы с о. Георгием Правдолюбовым, клириком Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. От избытка сердца глаголют уста (Мф.12:34), и сердце, болеющее о происходящем в нашей Церкви, подвигло о. Георгия на разговор о ее судьбе, о том, что должно быть самым главным и самым дорогим в жизни каждого христианина и, конечно, пастыря, – чистоте Православной веры.

Порой меня поражала простота и безкомпромиссная убежденность ответов батюшки. Так, рассуждая о том, что с введением в церковную жизнь различных новшеств мы потеряем благодать Святаго Духа, он заключил: «Зачем тогда все? Зачем тогда жить, я не понимаю?!» Действительно, как все просто, и как порой не хватает всем нам этого небесного, евангельского максимализма: какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душе своей повредит? (Мф.16:26)...

Батюшка, расскажите, пожалуйста, о себе. Как и почему Вы стали священником?

– Я не стремился к священству, это произошло по Промыслу Божию. Старцы говорили мне: «Будешь священником». А я не хотел священства. Жил на Украине, имел хорошую работу, занимался большим бизнесом. Помогал батюшкам: кому крышу покрыть на храме, кому что-то купить, кому помочь в каких-то бытовых делах… И я увидел их «закулисную» жизнь и сказал: «Нет! Я никогда не буду священником!» Но как говорится, никогда не говори «никогда». Но я просто ежедневно молился вечером, исполняя правило: «Господи, кем я должен быть, – не знаю. Хочу Тебе послужить, но не знаю, как. Помоги мне, управь Сам». И Господь все управил. Я оставил все, приехал в Россию, чтобы только служить Господу.

– Батюшка, сегодня в нашей стране после десятилетий безбожия и гонений на веру восстанавливается и строится много храмов. Но ведь помимо внешнего нужно восстанавливать и внутреннее – духовность народа. Какая роль здесь принадлежит пастырям?

Духовная жизнь пастыря – возьмем пастыря – это что? Это жить в заповедях Христовых, по канонам святых Отцов, быть грамотным в догматических вопросах, соблюдать Устав Церковный – служить так, как положено служить по Уставу. Это должно быть правилом для каждого священника, потому что если он будет жить как-то по-другому, он не может иметь Духа Святаго.

Священник должен следить за собой, смотреть за своим сердечком, чтобы там не было гнева, раздражения, злобы, корысти, сребролюбия… И когда так потихоньку батюшка будет жить и служить, служить как положено, то Господь даст ему Духа Святаго, и потом он и народ научит.

В наше время людей спрашиваешь, не своих прихожан, а других, с кем беседуешь: «Вы Евангелие читаете?» – «Нет, не читаю, батюшка». – «Почему?» – «Как-то некогда…» – «А Псалтирь?» – «Да нет, не читаем…» Но ведь на этих книгах – Евангелии и Псалтири – воспитывались наши Святые. Вот мы совершаем службу св. Александру Невскому, прочитываем его житие и видим: он воспитывался на чем? – На Евангелии и на Псалтири, и имел такой дух, понимаете? А сейчас люди читают современных богословов, например, «Флавиана» – первый том, второй, третий... Кураева, Осипова… И они заражаются этой ересью, заражаются духом неправославным, в их умы и сердца входит нечистота, и люди начинают воспринимать духовность неправильно, в извращенном виде. Поэтому наряду с возрождением храмов нужно возрождать и сохранять духовность. Тогда все будет в гармонии.

– Батюшка, еще есть такая проблема: сегодня поколение старых священников, которые рукополагались еще при советской власти, уходит, на их место приходят молодые, порой даже совсем юные пастыри…

– Молодежь, которая рукоположена сегодня, стала на духовный путь. Но им надо перерождаться – из душевного состояния в духовное. А некоторые остаются душевными, у них нет ревности по Бозе. Они делают большие уступки народу. Получается, не народ идет за Церковью, как должно быть, а Церковь идет за народом. «Это можно, это тоже можно». – «Батюшка, а можно это?» – «И это можно». Но нельзя же так – нарушать все.

Я думаю, что если священник сам любит Бога – а как Бога любить? В исполнении заповедей, канонов, – то люди это все равно почувствуют, поймут, что за пастырь, как он служит. Бывает, что вечерняя служба совершается полтора-два часа – все, и батюшка уходит. А если разобраться: вечерняя и утренняя служба – это минимум три с половиной часа, бывает и больше.

Батюшки должны понимать, что мы – служители Божии. Бог живой, Он все видит и слышит. Раньше я читал Евангелие о том, что когда Господь придет, обрящет ли Он веру на земле, и думал: как это? Как это, когда Господь придет, веры не будет? А теперь вижу, как все это сбывается.

– Как Вы относитесь к инициативе Межсобороного присутствия Русской Православной Церкви относительно нового перевода богослужебных книг?

– Наш церковно-славянский богослужебный язык – это жемчужина, это драгоценность, его ни в коем случае нельзя терять. Вот мы говорим: «Вонмем, премудрость, вонмем». А если переводить, будет примерно так: «Внимание, слушаем Бога, внимание».

Даже мои прихожане говорят: «Как же так, батюшка? Ведь тысячу лет понимали церковно-славянский язык, а теперь перестали понимать? Как такое может быть? Батюшка, так они <реформаторы>, получается, неверующие». Простые люди об этом говорят. Действительно, если бы человек был верующий, он никогда не захотел бы перевести службу на русский язык, перевести Церковь на новый стиль, упразднить посты

Поэтому хочется сказать нашим пастырям, батюшкам, Божиим слугам и народу православному: не слушайте тех, кто будет заявлять: «Мы вводим русский язык, вводим новый стиль, мы решили упразднить посты, что-то переиначить…» Нельзя этого делать. Пускай даже ангел с неба это скажет – нельзя слушать. Говорят: «Нам сказал Предстоятель». Подождите, но он не может такого сказать, потому что он сам в таком случае попадает под анафему.

Сейчас нам – верующим архиереям, священству, мiрянам – приходит время исповедничества. Этого не надо бояться. Мы будем служить, как и служили. Если скажут: «Вон из храмов, убирайтесь!», тогда уйдем, будем служить по домам. И Господь будет с нами, Господь нас никогда не оставит. Мы должны проявлять верность Богу и любовь к Богу. Если у нас есть вера, мы не отойдем от заветов святых Отцов. Менять ничего не надо, ничего нельзя убирать, ни на йоту. Как есть, так мы должны служить. Это будет залог нашего спасения и спасения наших прихожан. И тогда благодать Божия не отступит.

Источник: «Православный Крест», № 39

Написать комментарий