О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ И МИРЕ ДУШЕВНОМ

О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ И МИРЕ ДУШЕВНОМ

Поучения святых отцов и подвижников благочестия. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа - смирение, самоукорение и терпение, разумеется, при испрашивании помощи свыше.

Надо всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями, но переносить их равнодушно, так, как если бы они не касались нас. Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и сделать его обителью Св. Духа.

Преподобный Серафим Саровский

Бог не попускает нам искушение выше силы нашей. В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение.

Святитель Тихон Задонский

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: «не ведят бо, что творят» . Делай и ты то же и получишь милость и помощь Божию и успокоишься...
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)

Как кротко Господь отвечал хулителям Своим, не укорял их в ответ, но с любовью обличал их и устрашал судом Божиим, чтобы покаялись, как видно из святого Его доказательства и учения. Отсюда учимся мы врагам нашим, которые хулят нас, кротко отвечать или молчать, а не хулить хулящих нас. Если Он, Господь наш и Бог наш, так кротко поступал с хулящими Его, то тем более мы должны делать то же. Мы, говорю, которые достойны всякой хулы, будучи грешниками.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Враг ли злословит и проклинает тебя, - знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения: сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься?

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский († 1715)

Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, чтоб другой какой человек был многим ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам бесчестия никогда не приведут нас в раздражение.

Святитель Василий Великий (330-379)

Если мы захотим, нас никто не может обидеть; самые даже враги величайшую доставляют нам пользу… Итак, обрати внимание на пользу, какую ты можешь получить, перенося безропотно обиды от врагов: первая и важнейшая - отпущение грехов, вторая - терпение и великодушие, третья - кротость и человеколюбие: ибо тот, что не гневается на оскорбляющих его, бывает очень приятен любящим его; четвертая - совершенное истребление гнева, с чем никакое благо не может сравняться: ибо свободный от гнева без сомнения свободен и от неприятностей с ним соединенных, и не проводит жизни в пустых попечениях и заботах.

Скажем самим себе: это происходит не от вражды, а от немощи; когда нет мысли о вражде или злонамеренности, тогда оскорбляемый хотя бы претерпел тысячи оскорблений, может удержаться.

Святитель Иоанн Златоуст (IV-V век).

Не уклоняйся от обид, не лишай себя венцов, не беги от исцеления души! Кто оправдывается и старается доказать свою правоту (невиновность), тот, может быть, и наведет справедливость, но только тем разрушит планы Божии об исцелении души.

Все обиды терпи сначала молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обижающих.

Схиигумен Савва из Псково-Печерского монастыря (XX век).

Не очень раздражайся против оскорбляющего тебя, но раздражайся скорее против своего греха, который возбуждает твое сердце против оскорбителя.

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).

Те, которые на нас негодуют, они нас научают любомудрствовать в испытании себя: точно ли мы христиане? Любим ли врагов наших? – и познанию в сем нашей немощи.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860)

Брат! ты чувствуешь в сердце убийственное зло на ближнего, тебя мучат злые думы об обидах, причиненных от него тебе, - вот тебе средство избавиться от внутренней тесноты: представь множество своих грехов, неисчислимых по множеству, и живо вообрази, как на тебе терпит их Владыка живота твоего, как Он ежедневно и без числа отпускает тебе, если ты искренно молишь Его о том, согрешения твои; ты между тем не хочешь простить ближнему нескольких вспышек страсти, возбужденных в нем дьяволом.

Праведный Иоанн Кронштадтский. (1829-1908)

По материалам православных сайтов

Написать комментарий