ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ЕЕ ГЕРОЕВ

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ЕЕ ГЕРОЕВ

Залп вражеской зенитки был точным – прямо в мотор водяного охлаждения. Поэтому сразу же за истребителем потянулся шлейф пара и дыма. Но прыгать нельзя – внизу немцы. Хотя до линии фронта рукой подать, и она приближалась с каждой секундой. Эх, дотянуть бы… И только когда машина резко пошла вниз, он отстегнул ремни, но застрял в развороченной кабине.

 

Земля неумолимо приближалась, а перед глазами, словно вспышки кинокадров, мелькали эпизоды жизни. До обидного короткой, но по-своему счастливой.

 

Утопающее в зелени село на Полтавщине, где родился. Отец – лучший кузнец на всю округу. Неуклюжие школьные парты. И сразу аэроклуб в Горловке, после которого закончил Ворошиловградскую летную школу, стал бомбардировщиком. Затем – Сталинградское летное училище, стал истребителем. С первой получки, это уже когда проходил службу на Кавказе, купил мечту всех деревенских парней – баян. А 22 июня в общежитие вошел комиссар полка, растолкал сонного сержанта Кибкалова: «Вставай, Миша, бери гармонь. Идем на митинг. Война…»

 

Потом – Крым. Прикрывал с воздуха действия кораблей Черноморского флота. Именно там, в районе Феодосии, в декабре 1941 года на своем И-16 сбил первый вражеский самолет. Тогда он проводил взглядом немецкий «Хейнкель-111» до самой земли. До родной советской. Стоп-стоп – ведь она, родная, может стать и твоей могилой! Вывалился летчик рывком из кабины и почти сразу дернул кольцо парашюта. И почти мгновенно – удар о землю. Когда очнулся, увидел рядом раскрывшийся парашют, пошевелился – вроде бы ничего не сломал. Но сразу же в голове мелькнуло: на чьей территории? Услышав голоса, достал пистолет и затих. И с какой же радостью он узнал трехэтажный русский мат!

 

Солдаты привели его в землянку. Медсестра смыла кровь с лица, задетого парашютными стропами. А к вечеру, на выделенном «виллисе», его привезли в расположение летного полка. Когда Михаил Кибкалов открыл дверь во временное жилье летчиков, то все сидящие за столом онемели. А он, увидев стакан со спиртом, накрытый кусочком хлеба, все понял и только улыбнулся, как человек, вернувшийся с того света. Летчики, летавшие с ним на задание, видели только, как его самолет подбили, и он стал быстро терять высоту, а купола парашюта, который раскрылся почти перед землей, уже никто не мог заметить: у краснозвездных машин после боя горючее было на исходе, и пилоты, считая друга погибшим, уже держали курс на свой аэродром. «А мы уже за твой упокой выпили – значит, будешь долго жить

 

Что ж, эти слова оказались пророческими. Но впереди еще были десятки вылетов на воздушную разведку, сопровождение наших бомбардировщиков, неизбежные бои с вражескими асами. Впереди – путь от Курска до Варшавы. А когда была освобождена столица Польши, и в воздухе уже запахло близкой победой, то, лежа на летном поле под плоскостями самолетов, сколько раз Михаил Кибкалов вместе с боевыми товарищами восклицал: «Какая же будет прекрасная жизнь после войны

 

После Варшавы – перелет в Восточную Пруссию. И здесь, за 9 дней до Победы, его самолет снова яростно обстреливают немецкие зенитки. И снова Михаил дергает кольцо, и в небе раскрывается спасительный купол парашюта. Вот ведь какая судьба: за четыре года войны в его самолеты попадали только зенитные снаряды, а всех немецких летчиков он умудрялся перехитрить. Это – и талант, и мастерство, и интуиция… А вот строки из наградного листа, подтверждающие геройскую воздушную хватку летчика :

 

«Высокое летное мастерство еще раз продемонстрировал товарищ Кибкалов 6.05.45 г. при выполнении разведки в районах Скрунда-Скаудас-Любава. Обнаружив на встречных курсах четыре “ФВ-190”, он со своим напарником стремительно атаковал противника и, не давая опомниться врагу, следующей атакой сбил один “ФВ-190”. Его напарник связал боем один вражеский самолет, а остальные два “Фоккера” наседали на Кибкалова, стараясь сбить его. Но безукоризненная техника пилотирования помогла ему занять такое выгодное положение в бою, что, когда самолеты противника старались зажать его в “клещи”, он искусным маневром ушел от них и вызвал столкновение врагов, и оба горящих самолет врезались в землю. Его ведомый также сбил один “ФВ-190”. Так в одном воздушном бою старший лейтенант Кибкалов лично сбил 3 самолета “ФВ-190”, еще больше стяжал славу летчика-героя». Кстати, за этим боем наблюдал командующий фронтом маршал И.Баграмян.

 

Всего за годы войны М.Кибкалов совершил 306 боевых вылетов и лично сбил 17 самолетов противника, из них: 10 «Фоккеров», 3 «Мессершмитта», 2 «Юнкерса», 1 «Хейнкель» и 1 «Физлер-Шторх». А вот скупые строчки в документе, датированном 14 мая 1945 года: «За отвагу и геройство, проявленные в 38 воздушных боях, и лично сбитые 17 самолетов противника, достоин представления к высшей правительственной награде – званию “Герой Советского Союза».

 

Золотая Звезда заблестела на его груди уже после войны. Да и много чего уже прошло после тех дней: Рига, Высшие тактические курсы в Липецке, военная академия, служба в Хабаровске, на Сахалине, в Приморье, выполнение правительственного задания на Кубе.

 

В запас ушел в 1971 году и с того времени жил в Зеленограде. Почти четверть века отдал работе в ДОСААФ (РОСТО).

 

Михаил Моисеевич Кибкалов долгое время был заместителем председателя Совета ветеранов войны нашего города. Правда, в последнее время все реже выступал перед школьниками и допризывниками с воспоминаниями. Все-таки сказывался возраст. А на вопрос правнука, сколько же у него наград, отвечает: «Орденов – 11, а медали – посчитай сам. И вообще, мы воевали не за награды…»

 

В. Курячий

 

М.М. Кибкалов покинул наш мiр, прожив 87 лет. В день его похорон, 23 января 2007 г., ветер разносил в воздухе крупные снежинки. Они, словно замерзшие слезы, покрывали могилу Героя и Настоящего человека…

 

Сборник очерков и воспоминаний «Трудный путь к победе»

Издательский дом «41», Москва, 2009

Написать комментарий