О ВЕРЕ И ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА ВАШЕГО ВО ХРИСТЕ

О ВЕРЕ И ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА ВАШЕГО ВО ХРИСТЕ

Совет равно и о стоянии за Христа и отечество, и порицание мыслящим в пользу нечестивых. Все обитающие в сем христолюбивом граде Фессалоники, вернейшие рабы Христовы, возлюбленные чада в Господе нашей мерности, да будет благодать вам, мир и благословение, свобода от всякого искушения и избавление от всякой скорби и нужды и обстояния; и подаяние всякого блага вам да умножится от единосущной и нераздельной и неслиянной Троицы, единого Бога нашего, Отца и Сына и Святого Духа.

Благодарю за вас, братья, Самого единого в Троице Бога, видя ваше усердие и чистую веру во Христа Бога нашего и стойкость и терпение во многих обстояниях. Итак, радуйтесь и вы в Господе, радуйтесь и веселитесь, что все терпите и переносите за Христа и многое воздаяние приобретете за сие. И пусть никто в этом не подловит, ни обманывает вас кто-нибудь, что вы, остающиеся, не имеете воздаяния. Ибо я уверяю вас, что вы будете иметь то же воздаяние, что и мученики. Ведь как те боролись и неповиновались, чтобы не похулить Христа, так и вы свидетельствуете совестью и терпением скорбей, чтобы в граде сем вашем не хулилось имя Христово. И как многие из святых терпели бедствия, боролись, уча благочестию и многих из неверных сделали благочестивыми, так и вы боритесь, чтобы никто из благочестивых мужей или жен или детей не погиб и подвергся опасности из-за веры. И как многие из святых души свои за братьев положили и не выдали скрывающихся, другие же себя самих предали вместо преследуемых или подвергающихся опасности, так и вы за укрывающихся в граде сем христиан души полагайте, [ведь] многие из пленных освобождаются и многие получают ослабление, так как вы страдаете и скорбите. И многие из святых разрушали идольские храмы и тиранствующие не пожелали восстановить [их], ни потребовать на это обола, и неповиновались в этом и суть мученики; вы же сохранили и отечество ваше не разрушенным врагами Христа и Бога нашего и священные храмы и святые монастыри и всю святыню их храните неоскверненными от безбожных. И равное воздаяние вам и борцам, и с теми будете причтены; и блаженны вы, страдая за Христа.

А не так мыслящий жалок. Если кто-нибудь жизнь нечестивых и питание плоти почитает благом, отпадает от благ небесных. Нет наследия нам в настоящей жизни, братья, нет. Владыка наш распялся и был презираем за нас и невыразимые испытания перенес, поругания и скорби и неповинную смерть. И о нас говорит: «в мире сем скорбни будете» и «если Меня гонят, и вас гнать будут» и «будете ненавидимы всеми за имя Мое» и «терпением вашим спасайте души ваши». Итак, страдая, мы не удивляемся, ведь мы христиане, и как Христос пострадал, [так] и нам нужно страдать, чтобы мы сопрославились с Ним; как пишет божественный Павел, «понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся» и «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» и «радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех», – сказал Господь.

И кто достоин сих? ибо мы большую часть терпим грехов ради наших и ещё более из-за малодушия, так как и из-за нерадения нашего терпим все сии скорби. Или не знаете, что из-за нерадения град сей едва не подвергся опасности нападения нечестивого Мусы и когда пришла нужда, из-за нерадения послали к безбожным послов, что и было ещё большей виной, почему мы теперь и злостраждем? Поэтому нерадение, малодушие и беспечные языки не останавливаются умножением печалей и дерзкими действиями наших врагов и отнимают от нас всякую надежду и препятствуют благу мира. Посмотрим же и таким образом. Ведь если малодушие или нерадение было бы в благочестивом Константинополе в тех величайших долговременных опасностях, где бы был [оплот] нашего благочестия? Не повреждена ли, не умалилась ли, не оставлена ли [крепость] нашего Православия? Не покорится ли [оплот] Церкви, как в Египте и Иерусалиме, и Антиохии и иных местах? Сколько теперь там христиан, сколько архиереев и иереев и монашествующих? Не умалились ли весьма и презираемы безбожными? Видим же и все восточные города, которые стали опустошенными и полностью христианами необитаемыми; и где некоторые христиане, осмеиваемые, презираемые каждый день и умалившиеся. И на Западе видим мало-по-малу исчезающие города. Ведь преследование продолжается, и нечестивый сей народ – воистину есть предтеча Антихриста и изображает змея того, Адама обманувшего. Он с одной стороны, прикидывается другом и ложно сладость и свободу обещает; с другой стороны, порабощает, умерщвляет и совершенно растлевает и, наконец, Бога хулить понуждает.

Поэтому благородно да встанем за Христа. Град сей от начала есть глава благочестия после первого и царствующего: он сохраняет христиан здесь, сохраняет их на Западе – ибо из-за некоторого ослабления они радуются – сохраняет их на островах, защищает и царицу городов, и есть рука Православия и добрый помощник. Поэтому будем беречь его всеми силами и положим за него души; и будем сражаться за себя самих и окружающих нас братьев.

Итак, теперь я уверен во Христе, как все вы в высшей степени правые, в том, чтобы пребывать вокруг отечества и блага непоколебимого и ни один из вас не пожелает, даже если бы кто-нибудь и по страсти,. предать сей богоспасаемый и христолюбивый град ваш нечестивым и врагам Христовым. И так прекрасно стоящим я обещаю от преблагого Владыки земные и небесные блага. Если же кто злобой лживого и лукавого демона другое что о сем помыслит и пожелает или будет стараться град сей благочестивый и великий предать нечестивым, чуждый сей Богу и с нечестивыми да причтется. И мерность наша подвергает сего, кто бы он ни был, страшному и непроходимому отлучению от Святой Троицы, и участь его с предателем Иудой и распявшими Христа. И так говорю и объявляю, как от Христа поставленный милостью Его пастырь сего стада Его и имея нужду заботиться о нем и терпя ради него многие злострадания и скорби и не желая никому и малейшим из него повредиться каким-нибудь образом совершенно и никому другому из всяких и кажущихся ничтожнейшими или от вне сего [града] христиан – ибо что? – где бы только ни был. Ведь одной души весь мир не достоин. Поэтому все вы, братья, стойте в вере и защите отечества вашего благочестивого во Христе. Мужайтесь, укрепляйтесь, да придет на вас благословение Божие и милость, разрешение страхов и совершенное спасение.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь и мир и богатая милость ради пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и защитника нашего и охранителя града, в мучении мироточивого и во святых избранного и великого в чудесах Димитрия, да будет со всеми вами. Аминь.

Cимеон Солунский «О защите отечества»

Написать комментарий