Русь-Фронт

Опрос

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

[voteresult]

Результаты опроса

Как Вы относитесь к прошедшему на Крите в июне 2016 года Всеправославному собору?


Отрицательно
Не согласен с его решениями и документами
Не считаю этот собор собором всей Православной Церкви
Не знаю о таком соборе

Всего проголосовало: {votes}
[/voteresult]
(7-10-2011, 00:04)

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО НИКАНДРА ПСКОВСКОГО

Русь-фронт информационно-православный вестник"Призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои". В дни великого князя Московского Василия Иоанновича в селе Виделебье, Псковской области, жил человек по имени Филипп. Он вел богоугодную жизнь; благочестива была и супруга его Анастасия; старший сын их Арсений, постоянно видя пред собой добрый пример своих родителей, оставил мирскую суету и принял монашеское пострижение. В этой благочестивой семье и родился преподобный Никандр Пустынножитель, в мире Никон.


Никон родился в 1507 году, и с детского возраста обнаруживал стремление к великим подвигам. Отец Никона вскоре скончался, и отрок остался на попечении матери. Он стремился научиться грамоте, чтобы читать Божественное Писание. Часто посещал он свою сельскую церковь во имя угодника Божьего Николая, архиепископа Мирликийского, и, слыша о чудесах великого святителя и чудотворца, желал уподобиться ему в житии своем. Не любил он детских игр; не прельщался красивыми одеждами, довольствуясь худым рубищем, и только размышлял о том, как ему спастись. Сильно нравилась Никону тихая иноческая жизнь, посвященная труду и молитве. К подвижнической жизни привлекали благочестивого отрока примеры преподобных Евфросина и Саввы, незадолго перед тем просиявших своими подвигами и чудесами в Псковской земле. Когда Никону исполнилось семнадцать лет, он начал молить свою мать, чтобы она удалилась от суетного мира. Анастасия послушала совета сына; часть своего имения раздала нищим, часть пожертвовала в церкви Божии и приняла пострижение в одном женском монастыре. Скоро она скончалась. Никон хотел поклониться нетленным мощам псковских чудотворцев и побывать в тех местах, где они подвизались. Тогда он отправился в город Псков. Посетил все церкви и монастыри там бывшие, обошел также окрестные обители и наконец исполнил свое желание - достиг мест, ознаменованных подвигами святых Евфросина и Саввы и поклонился мощам угодников Божиих. Еще сильнее возгорелось в нем стремление подражать их подвигам.
Когда Никон возвратился в Псков, его принял к себе в дом торговый человек Филипп, возлюбивший юношу за его необычайное смирение и терпение.
Видя великое желание Никона разуметь грамоту, Филипп отдал его в учение к некому диакону. Господь просветил разум юного подвижника. Скоро Никон изучил грамоту и читал Божественные книги, так что все дивились его быстрым успехам. Но помыслы его заняты были одним - стремлением угодить Господу, спасти свою душу.


Давно слышал он об одном каком-то пустынном месте, удаленном от сел и деревень, между Псковом и Порховом, среди диких лесов и непроходимых болот, заросших мхом; но не знал Никон человека, который бы указал ему то место. Помня слова святого пророка и царя Давида: "далеко удалился бы я, и остался бы в пустыне; поспешил вы укрыться от вихря, от бури" (Пс 54:8-9), смиренный подвижник усердно молил Господа, чтобы удостоил его видеть пустыню, послал человека который бы мог указать ему то уединенное место. Молитва святого была услышана, и Господь послал ему человека, знающего пустынное место, по имени Феодора, по прозванию Ситника. Придя к Феодору, преподобный стал просить его:      - С юного возраста слышал я о пустынном месте, но не было человека, который бы указал мне его. Тебе известно оно; умоляю тебя, укажи мне его; за это и сам ты получишь награду от Господа, и моей грешной душе будешь наставником ко спасенью.


Видя такое сильное желание Никона, благочестивый Феодор тайно от других отвел его в пустыню. Построив небольшую хижину, оба они поселились здесь и стали подвизаться в трудах и молениях. Спустя некоторое время, когда преподобный пришел в Псков, чтобы, по обычаю своему, выслушать Божественную литургию в церкви святого и славного Богоявления, в этом храме был глас к Никону из алтаря:
- Никон, Никон, раб Мой, иди в пустыню, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя распространится место то, и многие на нем спасутся.


Преподобный тотчас же в духовной радости вышел из храма и отправился на место, указанное ему Самим Господом. На пути Никону встретился блаженный Николай Псковский; он предрек, что в пустыне ожидают подвижника разные искушения от бесов и нападения от злых людей; но ничто не могло удержать Никона; с ликованием преподобный возвратился в свою пустыню и подвизался здесь 15 лет в трудах, молитве, посте, чтении Божественного Писания, постоянном бдении. Много напастей терпел он от бесов и злых людей, но о всем благодарил Бога.
Между тем распространился слух о подвигах пустынника, и окрестные жители стали стекаться к нему, прося молитв и наставлений. Тяжела была смиренному подвижнику слава от людей; он не хотел и боялся ее. Поэтому убегая от людского прославления, Никон оставил свое уединение и отправился снова в Псков. Здесь его принял к себе в дом тот Филипп, у которого преподобный жил во время своего учения. Узнав, что Никон твердо решился посвятить себя Богу, он отвел блаженного в Крыпецкий монастырь святого Иоанна Богослова, основанный преподобным Саввой. Узрев образ подвижника и припав к раке его мощей, Никон молился: "Преподобный угодник Божий Савва, помолись Владыке Христу, да сподобит Он меня последовать житию твоему, и сопричисли меня к стаду, тобою избранному".


Со смирением и слезами Никон умолял игумена Крыпецкой обители, чтобы удостоил его иноческого пострижения и принял в число братии. Игумен же удерживал его:      - Монастырь наш беден и скуден. Не вытерпишь ты скорбей и тесноты на месте этом.
Но Никон только повторял свою просьбу. Видя неудержимое желание подвижника принять иноческий образ, игумен уступил его просьбам и приказал одному из священных иноков постричь Никона, причем ему наречено было имя Никандр.
Тогда преподобный с новой силой устремился на подвиги, - всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и подчинился во всем воле игумена и братии. Постоянно укреплял он себя такими благочестивыми размышлениями: "пшеничному полю подобно иноческое житие, оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежения". Питая такими спасительными размышлениями свою душу, он доставлял ей духовное услаждение молитвами: в молитвенном бдении проводил ночи, отгоняя сонную тяжесть. Плоть свою удручал воздержанием и постом, памятуя всегда слова Давида: "призри на страдание мое и на изнеможение мое, и прости все грехи мои" (Пс 24:18). Время свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в рукоделии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению, и покорности, бодрости и крепости в подвигах, и прославляли Бога. Оба вышеупомянутые мужа - Филипп и Феодор Ситник последовали примеру святого и приняли пострижение в той же обители; первый наречен был Филаретом, а второй Феодосием. В монастыре преподобного Саввы Крыпецкого оба они окончили и житие свое.
Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшельнической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там несколько лет, причем питался одним только растением, именуемым уж. В дикой пустыне сама жизнь подвижника нередко подвергалась опасности. Так, однажды разбойники напали на убогую хижину святого, отобрали скудные пожитки отшельника, отняли у него и последнее утешение - святые иконы и книги, а самого его сильно ранили в ребра копьем и оставили еле живым. Не разгневался святой, а стал молиться за злодеев, взирая на образ Спасителя: "Господи Боже мой! Ты, Безгрешный, принял вольное страдание от иудеев нашего ради спасения; я же, многогрешный, потерпел все это вполне справедливо за бесчисленные грехи мои".
А об обидчиках своих он так просил: "Не поставь им греха этого, ибо они не знают, что творят".
Скорый на помощь Господь даровал чудесным образом исцеление смиренному рабу Своему; но разбойники были наказаны. На расстоянии полутора верст от келии святого находилось озеро Демьяново, куда впадает река Демьянка; Божиим попущением, на берегах этого озера разбойники сбились с пути. Три дня они блуждали, тщетно стараясь найти дорогу и сильно страдая от голода. Двое из них впали в совершенное отчаяние и стали хулить святого: "И себя-то самого он не мог защитить".


Господь наказал нераскаянных: переходя реку Демьянку, они сорвались с помоста и утонули. Оставшиеся двое устрашились и раскаялись. Они отыскали дорогу к хижине Никандра и возвратили преподобному все взятое. С горьким плачем и слезами они просили его простить их и помолиться о них Господу. С отеческою любовью принял раскаявшихся преподобный Никандр, простил, накормил и умолял их оставить свой злой промысел, - татьбу, разбой и обиды людям, и с миром отпустил их. Вернувшись домой, разбойники всем рассказывали о происшедшем и прославляли угодника Божьего преподобного Никандра. Узнав о нападении разбойников на подвижника, окрестные жители с усердием приносили ему иконы, хлеб и одежду.
Но преподобный не столько боялся разбойников, сколько похвалы людской. Поэтому снова оставил он пустыню и во второй раз отправился в Крыпецкий монастырь, где ранее принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь; питался он ржаным хлебом и водою; не вкушал ни вина, ни рыбы; лишь только в субботу и воскресение иногда разрешал себе немного сочива, сварив его из одного растения. Подвижник превосходил всех в обители своей добродетельной и строгой жизнью, трудолюбием, смирением и послушанием. Он всем служил: носил воду, рубил в лесу дрова и приносил в монастырь. Ночи преподобный проводил в постоянном бдении, иногда выходил в лес и, обнажив свое тело, давал жалить его комарам и оводам, так что оно покрывалось струями крови, причем он неподвижно сидел, прядя волну и воспевая псалмы Давида. С наступлением же утра, преподобный возвращался в монастырь, первым спешил в церковь, где выстаивал всю службу, не сходя со своего места, и последним себя как самый младший, раньше всех выходя на работы. Но недолго святой Никандр был келарем: несносна была ему суета, с которой соединялось келарство, тяжело было постоянное обращение с людьми; он стремился к прежней отшельнической жизни, к безмолвию, потому и решился снова, уже навсегда, покинуть обитель. Выйдя из Крыпецкого монастыря, он поселился на одном острове, находящемся верстах в четырех от него; здесь святой построил хижину, опять предался своим обычным подвигам и провел таким образом три с половиной года. Слава отшельника привлекла к нему многих посетителей, которые искали у преподобного слова назидания. Между тем враг и завистник людей внушил игумену и братии Крыпецкого монастыря мысль, что, привлекая к себе народ, Никандр уменьшает монастырские доходы. Поэтому они пришли к преподобному и требовали, чтобы он удалился с этого места. С величайшим смирением исполнил святой их требование: он снова отправился в свою пустыню, на место, указанное ему Богом.


Во время своего путешествия преподобный Никандр прибыл в одно село - Локоты; день уже клонился к вечеру, и святой зашел переночевать к одному поселянину. Случилось это в понедельник Сырной недели, когда святой по своему обычаю соблюдал пост. Крестьянин стал предлагать Никандру пищу, но блаженный отказался принять ее. Враг же спасения человеческого задумал поругаться святому: незадолго до пришествия святого в селение, диавол внушил некоторым злым людям мысль разграбить дом одного из крестьян того селения; так они и сделали: напали на его дом, разграбили и сожгли его. Поэтому и крестьянин, принявший святого, обидевшись отказом преподобного, стал говорить соседям:
- Вероятно, и этот человек задумал на нас недоброе, - потому и не хочет ничего ни пить, ни есть у нас.
Крестьяне поверили этим безрассудным словам, собрались и стали немилосердно бить дрекольем святого по всему телу и по голове. Но Господь не попустил долго мучиться святому и погибнуть от навета бесовского, и скоро избавил его от мучителей: стенания святого Никандра и крики бивших его были услышаны проходящими мимо людьми, и они стали уговаривать безумных:
- Старец этот не причинил вам никакого зла; за что же хотите предать смерти неповинного человека?
Бившие устыдились и молили святого, чтобы он простил их; предложили ему хлеба. Святой не отказался вкусить его и стал молиться за своих мучителей: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не вмени им этого во грех: не ведают они, что творят".
Простив от всего сердца поселян, причинивших ему в неведении побои, преподобный Никандр отправился в путь.
Однажды во время своего дальнейшего путешествия святой, утомившись, прилег и стал забываться в дремоте; вдруг видит он, что готовы на него броситься два огромных волка. Встав, святой осенил себя крестным знамением и, ударив своим посохом по земле, сказал:
- Удалитесь от Меня все, делающие беззаконие (Пс 6:9).
И звери тотчас же исчезли.
Прибыв в свою пустыню, святой с

нова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет и 2 месяцев. И 5 лет из них он провел, не видя лица человеческого, так что и люди не знали о месте его подвигов. Чудесным образом Господь открыл миру Своего угодника. Некто Петр, по прозванию Есюков, живший в двенадцати верстах от хижины святого, сильно скорбел, что нету него детей. И вот однажды подбежал лось к самому двору Петра. И не случайно произошло это, но Божиим изволением: как в древности через оленя Господь привел к крещению святого Евстафия, так и преподобного Никандра Господь указал через лося. Сев на коня, Петр вместе со своими людьми погнался за зверем; спутники его мало-помалу стали отставать от него, так что, наконец, он остался один. Долго Петр преследовал зверя; заехав в темный лес, в глухие, непроходимые дебри, Петр потерял из вида лося; тогда он заметил небольшую хижину, огороженную частоколом, - жилище преподобного Никандра. Петр постучался в дверь с молитвой, но ответа не было; он сотворил молитву второй и третий раз и никто ему не отозвался. Но Петр не отходил от келии подвижника. Наконец дверь отворилась, и отшельник встретил посетителя, которого ранее никогда не видал, словами:


- Сын мой, Петр, ступай в странноприимницу у дуба, я сейчас приду туда.
Когда преподобный подошел к Петру, тот поклонился ему и просил благословения.
- Чадо Петр, - отвечал на его просьбу старец, - благословение Господне да будет над тобой и над супругою твоею.
Петр же подумал:      - Поистине вижу, что это - святой человек и исполнен Духа Святого, ибо, ни разу не видя меня, он знает и мое имя и то, что я женат.


Петр спросил, как зовут его и сколько времени живет он в пустыне.
- Грешный Никандр - мое имя, а о летах моего пребывания здесь - ты не спрашивай: о семь знает Один только Бог, - смиренно ответствовал старец.
Тогда Петр, упав перед святым на колена, стал горько жаловаться на свое несчастье:
- Вот я уже стар, а нет детей у меня.
Преподобный Никандр отвечал ему: - Встань, чадо, и возвратись в дом свой: по молитвам Пресвятой Богородицы, родится у вас сын.
И действительно, предсказание святого исполнилось. С тех пор Петр часто приходил к преподобному и насыщался его душеполезными наставлениями.


Однажды угодник Божий сказал ему: "По отшествии моем от мира этого суетного распространится место это; над гробом моим воздвигнется церковь в честь славного Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы".
Господь удостоил Своего угодника дара прозорливости. Раз к Никандру пришел один из окрестных жителей Симеон, желая получить от святого благословение и наставление. Преподобный же, прозрев, что Симеону скоро предстоит кончина, сказал: "Сын мой Симеон, время жизни твоей сокращается, - и, подав ему ножницы, продолжал: - ступай в монастырь, какой укажет тебе Господь, и постригись этими ножницами, ибо приближается конец жизни твоей".
Симеон отправился в один из монастырей, принял там пострижение и вскоре, причастившись Христовых Тайн, с миром отошел ко Господу.
Между тем люди, услышав о подвижнической жизни преподобного Никандра, стали все чаще и чаще приходить к нему; когда они тихо приближались к его келии, то слышали, как молится святой, как он плачет и часто кладет земные поклоны. Лишь только святой замечал их приход, он делал вид, что спит. Когда приходящий стучался к нему в двери со словами: "благослови отче", Никандр молчал; не отвечал он и на второй раз; лишь только после третьего раза, как будто встав от сна, святой ответствовал: "Господь наш Иисус Христос да благословит тебя, чадо".      В таких подвигах проводил святой все дни и ночи; никогда не ложился блаженный спать, но если его одолевал сон, то он забывался дремотой сидя и лишь на короткое время, а потом опять начинал молиться; свое пренебрежение к плоти Никандр простер до того, что умывал водой только руки и лицо; питался он, по большей части, растениями; когда же благочестивые люди приносили ему хлеб, то преподобный принимал приношение с благодарением, давал хлебу высохнуть и в таком виде вкушал его; пил он одну воду. Хотя он и вел столь суровую жизнь, однако никогда нельзя было видеть лицо его хмурым, но всегда оно светилось радостью и спокойствием; в течение всей великой Четыредесятницы святой вкушал только раз в неделю, а в пяток Вербной седмицы он шел в Демьянский монастырь и, приобщившись там страшных и животворящих Тайн Христовых, снова уходил к себе в пустыню. Не на Страстной неделе, когда братия приобщалась Святых Тайн, приходил подвижник в монастырь, чтобы приобщиться вместе с ними, а раньше, чтобы приступать к святым Тайнам отдельно от иноков, так как считал себя недостойным, не достигшим предела трудов их.


Но Одному лишь Богу ведомы труды и подвиги, какие святой Никандр перенес в пустыне. Часто злые духи являлись смущать преподобного и даже наносили ему раны, как то было и со святым Антонием Египетским. Подкрепляя подвижника Своего, Господь послал ему в видении преподобного Александра Свирского; этот угодник Божий ободрил Никандра на брань с невидимыми врагами. В Евангелии сказано, что род этот изгоняется только молитвой и постом, - этим оружием и преподобный Никандр одержал победу над князем тьмы. Но долго пришлось ему бороться с духами злобы: всякий раз, как Никандр хотел отдохнуть от своих трудов, вокруг его келии поднимался такой шум, что казалось, будто проезжает множество колесниц, или же слышалась игра на тимпанах и свирелях. Тогда преподобный начинал читать псалмы Давидовы, и шум прекращался. Так, злые духи долгое время днем и ночью не позволяли отдохнуть святому до тех пор, пока Божьей благодатью он не одолел их в конец. Однажды большой медведь пришел к келии святого и начал чесаться о нее с такой силой, что она стала дрожать и была готова рухнуть. Перекрестив оконце своей келии и осенив себя самого крестным знамением, святой выглянул, - и видит большого зверя, стоящего у его жилища. Тогда преподобный, еще раз ознаменовав себя крестом, вышел из келии и перекрестил зверя. Будто пораженной какой-то невидимой силой, медведь упал перед святым, стал кротко лизать его честные ноги, а потом удалился в лес. И в другой раз ему явился преподобный Александр Свирский в сенях келии; укрепляя его на подвиги, он сказал: "Не бойся, брат мой Никандр: с этого времени избавит тебя Господь от всех сетей вражьих".


С тех пор святой приобрел такую власть над бесами, что они даже не осмеливались приступить близко к его келии.
Один человек по имени Назарий, живший недалеко от пустыни преподобного Никандра, впал в тяжкий недуг: все тело его покрыли черви, особенно же большая язва у него открылась на груди, так что можно было видеть внутренности; больной не мог пошевельнуться без страшной боли; и таким недугом Назарий страдал год и шесть месяцев. Домашние его, видя, что Назарий впал в неисцелимую болезнь, и лежит без движения, плакали, не зная, чем облегчить мучения болящего. Назарий же, призывал мысленно на помощь себе святого Никандра, наконец повелел домашним отнести себя к преподобному. Они принесли его и положили пред келией отшельника. Когда Никандр вышел из своего жилища, Назарий, собрав все свои силы, стал обнимать и орошать слезами ноги святого и просить блаженного, чтобы он помолился о нем Господу. Преподобный же отвечал: - Назарий, отпусти мои ноги.


Больной удивился тому, что преподобный знает его имя, хотя прежде никогда не видал его, и потому еще усерднее стал просить святого.
- Если же ты, отче, - говорил Назарий, - оставишь меня, то я не уйду с этого места и умру перед тобой. Посмотри уже заживо я съеден червями!
Тогда преподобный приказал отнести Назария в келию для странников и сказал ему, чтобы он постарался заснуть. Но больной отвечал: - Отче святой, во время всей болезни моей я ни разу не мог сомкнуть глаз моих, - как же ты теперь советуешь мне заснуть?
Никандр сказал:      - Я истопил келию, ожидая твоего прихода. Засни в теплой келии, а прежде покажи твои раны.
Назарий хотел было сейчас же открыть свою язву, но не мог, ибо рубашка пристала к телу, и ее нельзя было оторвать. Святой перекрестил рану и отпустил Назария в странноприимницу, где тот вскоре и заснул крепким сном. А сам преподобный, заключившись у себя в келии, всю ночь усердно молил Господа, да подаст Он, Единый Целитель всех страждущих, здравие болящему. Скорый на помощь всем, с верой призывающим святое имя Его, Господь услышал молитву раба Своего: наутро Назарий, проснувшись, почувствовал себя совершенно здоровым; тотчас встал он на ноги; струп вместе с рубашкой отстал, как чешуя; тогда он горячо начал благодарить Бога, даровавшего ему исцеление, и прославлять Его угодника святого Никандра; преподобный же, не желая себе славы от людей, запретил ему рассказывать об этом, - "чтобы не было с тобой еще хуже", - добавил он.
В другой раз один крестьянин Симеон Васильев, человек князя Кострова, пришел к преподобному и горько жаловался, что у него украли лошадь, и что с того времени прошло уже пять дней. Тогда Никандр с кротостью стал говорить: - Не о том, сын мой, я скорблю, что у тебя украли лошадь, что она пропала. Скорблю я о том человеке, который украл, ибо он сделал это по внушению диавола.


Симеон же заметил святому: - Удивляюсь, отче, что ты скорбишь о воре.      Подвижник ответил со смирением:


- Кто много грешит, тот исполнен и воровства греховного.


И прибавил:      - Сын мой Симеон, отправляйся в дом свой, украденное скоро найдешь.
Слова святого сбылись: в ту же ночь лошадь сама прибежала домой. Симеон вторично пришел к преподобному, благодарил его и рассказал о том, что случилось.


- А человек, похитивший мою лошадь, - добавил он, - ехал через реку и потонул.
Услышав это, Никандр опечалился и стал так поучать Симеона: - Сын мой, должно скорбеть о христианах, умерших без покаяния в грехах своих.
Тогда Симеон пал на колени и начал просить прощения в своих грехах. Долго поучал его преподобный и своими назиданиями, исполненными любви, просветил душевные очи Симеона; он возвратился в дом свой, благодаря Бога и прославляя Его угодника.
Между тем, видя, что приближается конец земной его жизни, преподобный Никандр решился возложить на себя великую схиму. Он отправился в Демьянский монастырь и здесь принял от руки игумена великое пострижение; это произошло за восемь лет до его кончины.
В то время к преподобному часто приходил один диакон из города Порхова, по имени Петр, для душеспасительных бесед. Во время одного посещения Никандр поведал Петру:


- Брат Петр! Много времени прежде страдал я ногами, теперь чувствую облегчение.
Петр взглянул на ноги святого, увидел одни кости обнаженные от своего телесного покрова, - и сильно был поражен тем.
В другой раз Никандр сказал Петру:     - Брат Петр, скоро Господь призовет к Себе мою душу; и ты погреби тогда мое грешное тело.
- Когда известишь меня о своем отшествии к Богу, - сказал Петр, - я многогрешный все исполню по твоему слову.
Подвижник снова начал просить Петра прийти тогда в пустыню и честно похоронить его тело. А тот спросил, когда последует его кончина.
Преподобный ответил: - Не знаю, как извещу тебя, ибо в то время будет брань: тогда придут сюда польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде; ты же, когда услышишь о моей кончине, безбоязненно погреби тело мое, и над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь великого и славного Благовещения.      Так Никандр мирно готовился оставить этот временный мир. По прошествии 32 лет и 2 месяцев с тех пор, как преподобный в последний раз поселился в своем уединении, он впал в телесный недуг; вскоре святой почувствовал приближение смерти и со слезами стал просить Господа даровать ему отпущение всех прегрешений, призывал в молитвах всех святых и вручал пустынное свое местопребывание попечению Пресвятой Владычицы Богородицы. Затем преподобный Никандр возлег на одре, крестообразно сложил руки и со словами: "Благословен Бог, тако изволивый, слава Тебе", - предал Господу дух свой.


Так с миром почил о Господе досточудный отец наш преподобный Никандр Пустынножитель 24 сентября 1581 года.


По его предсказанию, польский король Стефан Баторий навел в то время свои полки на землю русскую; враги осадили города Псков и Порхов, и по всей той области во множестве рассеялись польские и литовские люди, так что нельзя было горожанам выходить за городские стены. В пустыню, где жил преподобный, пришел тогда, чтобы получить благословение от святого, крестьянин села Боровичей Иоанн, по прозвищу Долгий. Постучав раз, другой, третий в двери келии Никандра, Иоанн все-таки не получал ответного возгласа подвижника; тогда, войдя в келию, он увидел, что святой Никандр отошел к Господу, а вся хижина была наполнена необычайным благоуханием. Иоанн благоговейно взял честное тело святого, и зарыл его в землю близ дуба; потом, незамеченный по молитвам святого польскими войсками, он пришел в город Порхов и рассказал жителям о кончине преподобного и о том, что он похоронил его тело. При этом известии граждане Порхова стали рыдать и скорбеть, что лишились такого усердного заступника и молитвенника перед Богом; сильно желали они идти на погребение святого, но боялись врагов. Тогда диакон Петр, видя колебание своих сограждан, обратился к ним с такой речью: "Мужи братия, послушайте, что скажу вам о новопреставленном отце Никандре. Сам преподобный предрек мне о своем преставлении к Богу; он предсказал, что его кончина последует во время нашествия литовских людей; вы же не страшитесь и не бойтесь, но смело идите и предайте погребению честное тело подвижника, ибо сам преподобный сказал, что Господь Бог не предаст вас в руки врагов".


Своей речью Петр убедил сограждан безбоязненно идти в пустыню, где так ревностно подвизался угодник Божий в течение своей земной жизни. Никем не задерживаемые, все граждане - игумены, священники, диаконы и множество народа в день Покрова Пресвятой Богородицы пришли в пустыню, на место подвигов и кончины преподобного Никандра, принесли много свечей, фимиама и с торжеством погребли тело его.

 

В дни своей долголетней жизни преподобный Никандр верно и нелицемерно служил Господу, оставив мирскую суету, вселившись в безлюдной пустыне, в дебрях леса, среди непроходимых болот, больше всего опасаясь и избегая славы от людей.
Не осталось забытым уединенное место подвигов святого пустынножителя. Через два с половиной года после кончины преподобного Никандра над его гробницей воздвигнута церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1585 году пришел на то место один мирянин. Здесь он принял иноческое пострижение с именем Исаии. Долгое время Исаия страдал болезнью ног и наконец, по молитвам преподобного, получил исцеление от своего недуга. Этот Исаия на месте подвигов преподобного Никандра устроил монастырь и собрал в нем многочисленную братию. По настоятельному прошению братии, он принял игуменство и был возведен в этот священный сан митрополитом Новгородским Александром.
Сто с лишком лет мощи преподобного Никандра покоились в земле, потом обретены нетленными. В 1686 году по распоряжению патриарха Всероссийского Иоакима они были свидетельствованы, после чего названный патриарх с собором духовенства причислил угодника Божьего к лику святых и установил праздновать его память в день его кончины - 24 сентября. Много исцелений и чудес подает Всемогущий Господь с верой притекающим к нетленным мощам Своего угодника и усердно взывающим к нему: преподобный отче Никандр, моли Бога о нас.
Жития святых Димитрия Ростовского

[group=5]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

[/group]
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


На российские стартапы, изолирующие людей друг от друга, выделят миллиардРазработчики приложений, которые «помогают избежать физического контакта людей», получат гранты на миллиард рублей. Это предложение содержится в плане действий правительства по восстановлению экономики, предложенном премьером Мишустиным Путину. План уже одобрен президентом. «Решения для социального дистанцирования, удаленной работы, учебы и досуга, онлайн-занятости, рекомендательные и коммуникативные сервисы и телемедицина» названы названных приоритетными в ИТ-отрасли. 

​​​​Эмир Кустурица о сovide: Mы будем наказаны смертью«Mы будем наказаны смертью, потому что не смогли вовремя понять, что богатство не может всё, а мы верили в эту ложь... ...Когда вы нажимаете кнопку на пульте и загорается телеэкран, то неважно, откуда идут к вам картинка и звук, вы уже бросили веревку, которая сгодится вам в конце только для того, чтобы повеситься. Вы уже становитесь свидетелем и соучастником. Всё это происходит в то время, когда человеческая аморальность является условием успеха...

Ученые нашли способ блокировки системы распознавания лицУченые из массачусетского Северо-Восточного университета разработали футболку, которая делает своего владельца невидимым для системы распознавания лиц. И все благодаря странному принту. Прежде чем распознать объект, система должна сначала его обнаружить и зарегистрировать. Но калейдоскопический принт с красочными неровными узорами построен таким образом, что прерывает систему уже на стадии обнаружения. Иными словами, скопление пикселей...

Можно ли отказаться подписывать договор о «Социальном мониторинге»Москвичка Ольга Лисицина оказалась в числе тех, кто был вынужден сдать анализ на антитела к COVID-19. Последствия этого обернулись для нее самым настоящим кошмаром. Из-за незначительного превышения нормы по одному из показателей теста, ее принудительно заставили установить на смартфоне приложение «Социальный мониторинг», позволяющее отслеживать местоположение владельца смартфона. 

Календарь

«    Июнь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Июнь 2020 (26)
Май 2020 (132)
Апрель 2020 (149)
Март 2020 (143)
Февраль 2020 (74)
Январь 2020 (107)
[not-group=5]

Приветствуем Вас, 


Выйти из аккаунта


  [/not-group] [group=5]
Вы не зарегистрированы! 
Зарегистрируйтесь, либо войдите под своим именем!

логин:
пароль:
Войти

Забыли пароль?
восстановить пароль!
[/group]

Важные события

«Мы - люди, а не рабы мэра Собянина!» Указы градоначальников проверят на соблюдение прав гражданЖёсткие авторитарные действия руководителей ряда регионов в период появления нового сезонного респираторного заболевания вызывают у народа массу справедливых нареканий и протестов. Пальму первенства по внедрению «карантинных мер» держит мэр Москвы Собянин. Несмотря на справедливые выступления представителей научного сообщества, неоднократно предлагавших адекватные решения в сложившейся ситуации, безграмотные в области эпидемиологии чиновники упрямо гнули свою линию на ужесточение режима. Глядя на творящийся беспредел, видные учёные порой уже не сдерживают эмоций. 

Мария Шукшина: можем ли мы рассчитывать на поддержку Патриарха и Президента?Сложность нынешнего времени в том, что мы тонем в океане информации. Этот океан выносит людей на разные берега, сталкивает лбами, и пока, слава Богу, не доводит до кровопролития! Как отличить зерна от плевел? Где правда, где фейк? Кому верить, от кого бежать? Я, как и большинство россиян, пытаюсь в этом потоке информации разобраться, слушаю множество экспертов и аналитиков днями и ночами... Вопросов больше, чем ответов. Вернее, ВОПРОС у меня один. Оговорюсь сразу, апеллирую я не к тем, кто инертен, и не к генетически запуганным "гулагом", и не к тем, кто уже превратился в биороботов и готов на любое чипирование и оцифровку, лишь бы не отобрали хлеба и зрелищ. Я хочу поговорить с людьми здравомыслящими, наделенными Богом свободой воли...

Мир в состоянии неопределенности: хозяева денег могут стать хозяевами мираВ предлагаемой ниже публикации описано несколько сценариев развития кризиса в России (смоделированных экспертами консалтинговой компании BCG) с последующими комментариями профессора, председателя Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентина Юрьевича Катасонова. Итак, Первый сценарий развития событий. Он назван «отскоком» и предполагает, что из-за сокращения объемов непродовольственной розничной торговли и временной остановки предоставления потребительских услуг после самоизоляции и закрытия границ ВВП России снижается на 4-6% (эта оценка совпадает с прогнозом ЦБ)...

© Русь-Фронт
Православие в России