ГОСПОДУ СЛУЖИТЕ

ГОСПОДУ СЛУЖИТЕ

Прежде чем хорошо думать о себе, тщательнее испытаем себя…

В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. (Рим.12:11)

По-видимому, вы и стремитесь исполнить эти слова в своей жизни и деятельности. Когда видишь усердие, с каким большинство из вас относится к делу, ради которого приехали сюда, – серьезное отношение, внимание и одушевление всеми вопросами, касающимися этого дела, – ваше усердное и проникнутое чувством церковное пение, особенно здесь, в храме, то невольно хочется думать, что слова Апостола в вашей жизни и деятельности близки к исполнению.

Но прежде чем так думать о себе, тщательнее испытаем себя.

Здесь, прежде всего, мы трудимся вместе, а лучи хотя и слабые, но собирающиеся в одну точку, расплавляют лед и металл. Что же будет с нами, когда опять разсеемся? Не утратят ли, быть может, некоторые огонь, который, находясь здесь, усилили в своем сердце, – подобно тому, как потухнет постепенно не только отделившаяся от огня искра, но и громадный, не поддерживаемый ничем, пожар?

Затем, ведь о каждом деле нужно судить не по тому, как человек за него принимается, но по тому, как его оканчивает. Только в конце своей жизни великий апостол Павел говорил: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (2Тим.4:7), притом не благодаря моим трудам, но благодати Божией, которая со мною» (1Кор.15:10). Итак, необходим постоянный труд над поддержанием огня, воспламенившегося в сердце, чтобы жар и пылкость, с какими многие отдаются делу, сохранились до конца. Создалась ли в нас решимость трудиться над поддержанием огня, воспламенившегося здесь почти без собственных усилий, – трудиться и тогда, когда потребуется много собственных усилий для поддержание этого огня?

Но пусть создалась в нас и подобная решимость, исполним ли мы и тогда слова святого апостола Павла, вначале нами приведенные? Ведь святой апостол говорит: «Духом пламенейте, Господу служите». Между тем мы, постоянно вращаясь в кругу дел, занятий и забот земных, не одушевляемся ли только лишь светскими, хотя, по-видимому, и возвышенными, но все же лишь земными идеалами? Совершаем ли каждый свой труд и шаг жизни с таким настроением, как бы они были служением Господу, а не мiру? Ведь даже люди, занятые постоянно предметами, имеющими ближайшее отношение к Слову Божию, могут быть сердцем далеки от них. Так, сердце книжников и законников, изучивших священные книги до последней буквы, не было ли предано страстям мiра и не «поучалось» ли на предание Господа? Не изменяем ли мы Господу нередко в тайне своего сердца, более отдавая его мiру, чем Господу? Тогда только можем мы исполнить в своей жизни и делах слова святого апостола: Духом пламенейте, Господу служите, когда будем, по заповеди Господа, собирать себе сокровища не на земле, а на небе, испытывая тщательнее свое сердце в том, где оно полагает свое сокровище, т.е. что считает за наиболее для себя дорогое – любовь Господа или блага мiра.

Знаем ли мы о той борьбе «плоти и духа», которая так прекрасно изображена в посланиях святого апостола Павла, о борьбе со страстями, разветвления которых со всею тонкостью изображены в «забытых сокровищах духа», т.е. в писаниях духовных отцов подвижников? Многие люди, живущие в мiре, не испытывая усиленной борьбы страстей, готовы думать, что, следовательно, они и не подвержены последним. Как часто и печально подобные люди обманываются! Ведь эти люди иногда не испытывают борьбы со страстями потому лишь, что слишком свыклись и сжились с ними, или, почитая себя свободными, незаметно для себя самих находятся в плену у них, как говорят святые отцы подвижники. Так, иной человек почитает себя благодушным и мирным, но первая вспышка самолюбия показывает, как он несвободен от гнева. Иной, не достигши власти, почитатет себя чуждым сластолюбия, но, получив даже малую власть, обнаруживает, как глубоко, хотя и скрытно, гнездилась в нем страсть властолюбия. Еще более все это нужно сказать о страсти плотской.

Многие ли люди, считающие себя свободными от страстей, знают о пагубных действиях в душе самой опасной из них – гордости? Сколь многих людей остановила она в самом начале, когда они только хотели начать жизнь духовную! Сколько было людей в мiре, в том числе юношей и юных девиц, с самою пламенною ревностью принимавшихся за подвиги жизни духовной, удивлявших своею ревностью даже давних подвижников обителей; но вот многие из них погибали от гордости, и они, по словам святого апостола, «начавши духом, оканчивали плотью» (Галл.3:3)! И как скрытны и опасны действия в душе гордости! Душа гордая иногда пред всеми уничижает себя, но лишь пока не коснулись заветного сокровища сердца; когда кается и умиляется, она втайне восторгается собою. Вот почему искренно каявшиеся блудницы и разбойники оказывались в очах Божиих лучше неукоризненных, по видимости только, праведников.

У иного человека гордость находит себе пищу в постоянно «деловом» настроении и занятости, возбуждающих в человеке гордое сознание и услаждение мыслью о великой пользе, приносимой окружающему обществу. Забывает такой человек об апостоле, «более всех потрудившемся» и, однако, говорившем о себе, что он только насаждал и поливал, возращал же все Бог (1Кор.15:10; 3:6). Вот почему и Господь, и святые апостолы так часто предостерегали верующих от гордости. <…> Только тот прочно построил дом свой, т.е. твердое основание положил жизни духовной, кто, как говорит Господь, копал и углубился, прежде чем положить основание (Лк.6:48), то есть, по духовному изъяснению отцов подвижников, смирение положил в основу своих подвигов духовных и добродетелей. Только слез теченьми и иже из глубины воздыханьми, идущими от искреннего сердца, можно возделать ниву души и во сто трудов уплодоносить ее.

Итак, последуя смиренным (Рим.12:16), <…>, будем неленостно совершать труды и подвиги жизни, и тогда Господь, Которому мы неленостно трудились, воспламеняя усердие своего духа на служение Ему, вознесет нас в свое время (1Пет.5:6).
Аминь.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
«Поучение в Неделю 6-ю по Пятидесятнице» (в сокращении)

Написать комментарий