УДОСТОЕННЫЙ ОТ БОГА ДАРА ЧУДОТВОРЕНИЯ

УДОСТОЕННЫЙ ОТ БОГА ДАРА ЧУДОТВОРЕНИЯ

Преподобный Антоний Леохновский, Новгородский (1611)


Преподобный Антоний, по прозванию Вениаминов, по происхождению боярский сын, родился около 1526 года в городе Твери от благочестивых родителей. Антоний еще в отрочестве обнаруживал в себе особенную ревность к благочестию. Наконец, презрев знатность и земные почести, которые мог бы приобрести, живя в мире, Антонии возгорелся желанием всецело посвятить себя на служение Богу, и постоянно помышлял о том, как ему избегнуть житейских треволнений, поселиться в какой-либо уединенной пустыне и принять иноческий образ.

И вот однажды улучив удобное время, он тайно оставляет родительский дом и отправляется, сам не зная куда, но вполне вверяя себя руководству Божия Промысла. Достигнув пределов Новгородских, он находит себе пристанище при реке Переходе — на месте, носящем название «Рублева пустошь». Местность, где поселился святой Антоний, была гориста и покрыта огромным лесом. В одной из гор он выкопал себе тесную пещеру и начал вести строгую подвижническую жизнь. Сырая земля, служившая полом пещеры, была для него постелью, а деревянная колодина - изголовьем.

Он сам расчищал лес, возделывал землю, сколько нужно было для его скудного пропитания и сам молотил свой хлеб на гумне, которое устроил недалеко от своей пещеры. Питаясь почти одним хлебом, он часто лишал себя и этой пищи, налагая на себя самый строгий пост. Борясь со своею плотью, он в то же время вел непрестанную борьбу с пустынными страхованиями и врагом рода человеческого, который, не желая, чтобы кто-нибудь получил спасение, всегда старается совратить праведного с истинного пути.

Между тем домашние его много плакали и повсюду его искали. Две сестры узнали о его местопребывании и пришли в Рублевскую пустыню. Долго они ходили, со слезами ища своего брата, но он не показался им — так отрешился он от мира и того, что в нем. С тех пор ручей, протекающий в пустыне, прозвали Плаксиным.

Подвизаясь в Рублевской пустыне, святой Антоний постоянно молился Всемилостивейшему Богу, чтобы сподобил его получить иноческий образ, ибо хотя он и пребывал вдали от людей, но был еще мирянином. Молитва его не осталась не услышанной. Однажды, в праздник Вознесения, явился ему ангел Господень и сказал: «Антоний! иди на место, называемое Леохна, на три поприща отсюда». Беспрекословно повинуясь воле Божией, немедленно оставил он свое уединение и отправился на указанное место. Придя в Леохново, он нашел здесь священноинока Тарасия, который и постриг его в монашество. Проходя трудный путь иноческой жизни, они построили храм, с благолепием украсили его иконами, снабдили книгами и всем необходимым. Когда церковь была совершенно готова, они отправили посла к новгородскому архиепископу просить, чтобы он дозволил им освятить построенный храм. Храм был освящен 6 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это было не позднее 1556 года.

С течением времени в Леохново мало-помалу начали собираться ревнители подвижнической жизни. Таким образом возник Леохновский монастырь. Преподобный Антоний, будучи настоятелем, служил для братии образцом строгого подвижничества. Сам он исполнял все черные монастырские работы, иногда сам пек хлеб для братии и готовил кушанье. Проводя день в непрестанных трудах, он часто всю ночь проводил без сна в молитве и изнурял плоть свою строгим постом. Хотя и не имел он высокого книжного образования, но здравый ум и душевная доброта восполняли недостаток учености.

Удостоенный от Бога дара чудотворения еще в Рублевской пустыне, преподобный Антоний неоднократно обнаруживал этот дар и тогда, когда жил в устроенной им обители. Однажды в смутное время междуусобной брани, в которую вовлекли Русь самозванцы, преподобный, стоя на молитве, провидел прозорливым оком сражение под Оршею и сказал своему келейнику: «Сего дня, брат, под Оршею множество православных побито ради наших грехов». И действительно, через несколько дней дошла до монастыря печальная весть о бывшем в тот день поражении русских.

В другой раз один юноша пас стадо овец недалеко от монастыря и так был ужален змеей, что уже отчаялся и жить. В это самое время приходит к нему преподобный Антоний и говорит: «Иди к источнику близ монастыря и принеси воды». Юноша исполнил приказание. Тогда преподобный влил воду ему в рот, и он почувствовал себя здоровым. Он хотел уже гнать свое стадо, но преподобный Антоний остановил его и спросил: «Скажи, для чего клялся ты вчера бедной вдове, что волк съел ее овцу, которую она дала тебе пасти, и которую ты сам продал за три серебренника?» Юноша ответил: «Точно так, солгал я ей, отец!» Но изумленный тем, что старец знает его поступок, он спросил: «Ты, отец, как узнал об этом?» Тот отвечал: «Когда я сидел в келье, приехал ко мне всадник на белом коне и сказал: Антоний! встань и иди скорее на южную сторону, где источник, там увидишь человека, ужаленного змеею, скажи ему: не клянись Именем Божиим, ни Святыми, не делай неправды и отдай вдове овцу, чтобы не было тебе хуже». Тогда юноша, пав к ногам преподобного, подробно признался в своем поступке. Преподобный, еще раз напомнив, чтобы он отдал вдове овцу и остерегался совершать худые дела, чтобы не пострадать еще более, отпустил его. Юноша же прославил Бога и Его святого угодника за свое исцеление.

Слава о строго подвижнической жизни преподобного и его чудесах далеко распространилась и достигла Москвы. Царь Иоанн Грозный, много наслышавшись о подвижнической жизни преподобного Антония, чрезвычайно желал его видеть. Однажды по делам обители преподобный Антоний прибыл в Москву. Царь, узнав о его прибытии, чрезвычайно обрадовался, призвал к себе, принял с великою честью, прося у него молитв и благословения, и дал ему много милостыни в обитель и жалованные грамоты на земли и рыбные ловли на озере Ильмень.

Прожил на земле преподобный Антоний 86 лет, из коих 56 лет провел в иночестве. Промысел Божий распорядился так, что кончина его последовала не в созданной им обители, а в Новгороде. Когда в 1611 году шведы вторглись в пределы новгородские и начали предавать огню и мечу окрестности Новгорода, не щадя ни сел, ни монастырей, новгородский митрополит Исидор вызвал преподобного Антония в Новгород. Находясь в Новгороде, он заболел и, чувствуя приближение смерти, в день праздника Воздвижения честного Креста причастился Святых Тайн и преставился в 9-м часу ночи.

Сам митрополит торжественно предал тело его земле. Он был погребен в Новгороде на Редятине улице в церкви святого Евангелиста Луки, по правую сторону алтаря, где сам избрал себе место.

Недолго тело преподобного Антония покоилось вдали от основанной им обители, мощи через несколько лет после его кончины были перенесены в устроенный им Леохновский монастырь. Шведы, разоряя окрестности Новгорода, не пощадили и обители Леохновской. Пожар скромные кельи иноков обратил в груду пепла, сами же иноки под ударами меча в жестоких страданиях перешли из здешней жизни в жизнь вечную. Из всей братии только одному ученику преподобного по имени Григорий удалось скрыться в лесу. Во все время, пока шведы были в России, он скитался по разным лесам, когда же шведы были изгнаны, пришел инок Григорий на то место, где была его обитель. Но вместо обители он увидел лишь пепелище и не преданные еще земле тела убитых иноков. Со слезами исполнив долг христианский, он поставил себе на пепелище маленькую келью и часовню и начал свои подвиги, непрестанно моля Всемилостивого Бога, чтобы не запустело это место. Через несколько лет явился ему во сне преподобный Антоний и сказал: «Отец Григорий, поди в Великий Новгород и скажи преосвященному Киприану митрополиту и вельможам города, чтобы положили меня в построенной мною обители». Но старец Григорий не обратил на это внимания. Явление повторилось, но старец и теперь не решился исполнить, чего требовал преподобный. Наконец, в третий раз преподобный Антоний явился своему ученику, испуская огненные лучи, и сказал: «Если не исполнишь моих слов, явлюсь в другом месте, ты же погибнешь страшным образом». Это последнее явление навело такой страх на Григория, что он упал как мертвый и долго находился в обмороке. Когда же пришел в чувство, немедленно отправился в Новгород и рассказал митрополиту и вельможам города, как являлся ему преподобный и чего требовал.

Митрополит, взяв честные Кресты, пошел со всем освященным Собором на указанное место. И когда землю откопали, и гроб открыли, тогда тело Преподобного Антония нашли целым и нетленным, нисколько не повреждённым, как вчера погребенное.

В это время показал преподобный отец Антоний чудо, а именно исцелил убогого человека Иосифа, три года глазами не видевшего.
Митрополит Киприан велел архимандриту Юрьева монастыря Дионисию со всеми новгородскими игуменами с великою честию проводить честные мощи преподобного Антония на место его подвигов. Множество народа следовало за мощами, которые были положены в его монастыре, и многие исцеления истекали от святых мощей. Здесь почивают они и доныне под спудом и подают исцеления всем с верою приходящим. Обретение и перенесение мощей было около 1630 года.


По материалам православных сайтов

Написать комментарий