МОЛИТВЕННИК И ЧУДОТВОРЕЦ ЗЕМЛИ ПЕНЗЕНСКОЙ

МОЛИТВЕННИК И ЧУДОТВОРЕЦ ЗЕМЛИ ПЕНЗЕНСКОЙ

Старец Иоанн исповедник, в миру Иван Павлович Афанасьев, родился в 1880 г. в крестьянской семье, в селе Никитино Симбирской губернии. Он был крещен в местном храме во имя св. Архангела Михаила. Родители с детства привили мальчику любовь к Богу и к церковной службе, воспитали в нем доброту и отзывчивость на людское горе и несчастье. Образование отрок получил в местной церковно-приходской школе. С малых лет он восхищался подвигами святых мучеников и преподобных отцов.

По примеру последних мальчик захотел полностью посвятить себя Господу. Среди его сверстников нашелся ему и единомышленник. Они договорились с ним в тайне от родителей уйти в монастырь. Однажды мальчики, запасшись всем необходимым в дорогу, вышли за околицу, чтобы осуществить свое благочестивое желание. Однако далеко им уйти не удалось: родители вовремя спохватились, догнали их, вернули домой и строго наказали. Так закончился первый опыт Вани в деле подражания подвигам Святых Отцов, но это не охладило в нем ревности к богоугождению.

Прошли годы, мальчик вырос, возмужал, настала пора ему послужить Богу, Царю и Отечеству – Иван был призван на службу в Императорскую армию. Об этом времени сохранилось мало известий. Иван Павлович окончил офицерские курсы, получил младший офицерский чин. Со временем он дослужился до чина подполковника. Около 1905 г. он женился на девице Марии. Первой у Ивана и Марии родилась дочь Евдокия. В 1907 г. родился сын Иван, а в 1910 – Василий. Младшей была дочь Мария, родившаяся около 1915 г., которую Иван любил больше всех. Служба в армии и нелегкий крест семейной жизни не погасили благодатного огонька веры, горевшего в душе будущего исповедника. Свои отпуска он проводил в паломничествах по святым местам Русской земли. Одно из таких путешествий было в Саров, к мощам преподобного старца Серафима.

В 1917 г., в результате предательского заговора армейских и правительственных чинов, направляемых из-за рубежа врагами Бога, России и Русского Народа, Император Николай II вынужден был передать Царский Престол своему брату. Но власть оказалась в руках зависимых от Запада честолюбцев, которых заботили лишь собственные амбиции и личное обогащение. Позже их сменил кровавый ленинский режим.

Около этого времени вернулся со службы в армии еще молодой, полный энергии и сил, но уже много переживший и испытавший, подполковник в отставке Иван Павлович Афанасьев. Он поселился с семьей в родном селе в родительском доме напротив храма св. Архангела Михаила и нанялся работать лесником. Своей добротой и правдивостью Иван Павлович снискал доверие односельчан. Вскоре его избрали сельским старостой. Свою новую должность он принял как послушание Божие. В то же время он не прилеплялся сердцем к почету и власти, связанным с начальственным положением. Будущий Старец понимал, что время неспокойное и в любой момент его могут попросить оставить занимаемую должность. Все же внимание свое он сосредоточил на внутреннем делании. Своим духовным руководителем Иван Павлович избрал старца Дорофея.

Русь-фронт информационно-православный вестник
Здесь мы несколько отвлечемся от повествования о судьбе старца Иоанна и немного скажем про его великого духовного руководителя. Согласно дошедшему до нас народному преданию, схиигумен Дорофей долгое время подвизался на Святой Горе Афон в одном из многочисленных русских монастырей. Когда произошла революция, русские старцы собрались на кинот. После многих рассуждений по внушению Божию они приняли решение направить в Россию, для помощи погибающей Родине и русскому народу группу монахов во главе со старцем Дорофеем. На этом подвижнике, видимо, почивало благословение Божие. Он стяжал благодатные дары прозорливости, чудотворения, изгнания злых духов. Этими-то дарами и предстояло ему послужить спасению соотечественников, гибнущих в вихре гражданской войны и воинствующего безбожия.

Вернувшись в Россию, старцы поселились в Саратовской губернии, неподалеку от города Хвалынска. О чудесах старца Дорофея известно следующее. Одной крестьянке из села Холстовка Хвалынского уезда Саратовской губернии недобрые люди через волхование навели порчу. Она начала ржать словно лошадь. Родственники привезли ее к отцу Дорофею, он помолился о страждущей рабе Божией, и болезнь оставила ее. Весть о чудотворце быстро облетела ближайшие к Хвалынску города и веси. Тогда же Иван Павлович Афанасьев – будущий старец Иоанн – познакомился со своим духовным наставником.

Отец Дорофей принял его под свое руководство и, прозрев в нем большие задатки к подвижнической жизни, стал наставлять в духовном делании. Прежде всего, он постарался обучить новоначального подвижника смирению и послушанию. Бывало, из воспитательных побуждений при людях Старец испытывал его смирение. Он делал вид, что сильно гневается на своего воспитанника, называл его «мордвин». Иван Павлович все безропотно терпел. Наедине же отец Дорофей просил у него прощения.

Будучи послушником старца, Иван Павлович оставался в то же время и сельским старостой. Занимая этот пост, он не стыдился открыто исповедовать свою веру в Бога. Сельхоз работы староста начинал после положенных Церковью молитвословий. Рассказывают, что он возил старца Дорофея через все поля, и тот кропил их святой водой при пении молитв. Это было опасно, ибо в городах уже рекой текла христианская кровь, проливаемая большевистскими палачами.

Чем дальше шло время, тем больше исполнение обязанностей сельского старосты Иваном Афанасьевым входило в противоречие с установлениями новой власти. У него начались трения с уездным начальством. Он и его семья стали испытывать притеснения. Жена по этой причине стала роптать на исповедника. Со временем ропот перешел у нее в ненависть. Мария не хотела жить с Иваном Павловичем. Несколько раз она покушалась убить мужа, но Господь хранил Своего избранника. Учитывая эти обстоятельства, а также, зная внутреннее состояние своего духовного чада, его готовность к отречению от мира, отец Дорофей благословил его оставить семью и уйти в окружающий село Барановка лес на пустынное безмолвие.

Пустынножительство есть высшая степень монашеского подвижничества. Святые Отцы не каждого признавали способным к пустынному безмолвию. Лишь монахов, прошедших долгий искус в послушании у старца и стяжавших смирение, привлекающее благодать Святого Духа, отпускали в уединение – в леса, горы или пустыни. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Поистине немногие могут с разумом проходить безмолвие; но только, которые стяжали божественное утешение к поощрению в трудах и помощь в бранях». Иван Павлович не был монахом, однако руководство опытного старца заменило ему предварительный искус. По воле Божией с благословения схиигумена Дорофея вступил он на этот тернистый, но благодатный путь.

Свой пустынный подвиг отшельник начал в 1924-1925 г.г. За Поповыми родниками на берегу лесного оврага подвижники выкопали землянку. По дну оврага протекал ручей, доставлявший им воду. Какое-то время старец Дорофей жил с Иваном Павловичем, руководя первыми его шагами в опасном пустынническом подвиге. Со временем к ним присоединился третий подвижник – некий Иоанн, называемый Безымянным.

Об их пустынной жизни сохранилось мало сведений. Между землянкой и Поповыми родниками Иван Павлович облюбовал себе место под сенью деревьев. Здесь он предавался уединенным молитвенным подвигам. Со слов очевидцев известно, что у подвижников был большой валун, на котором они по временам молились в подражание тысячедневному столпническому стоянию преподобного Серафима Саровского на камне.

Старая дева Евдокия Крючкова носила им пищу. Увидев, что Иван Павлович уже достаточно окреп для полного безмолвия, схиигумен Дорофей благословил его подвизаться наедине с Богом. Сам же вместе с Иоанном Безымянным возвратился в окрестности Хвалынска, где у него была пещера в меловых горах. Через нескольРусь-фронт информационно-православный вестникко лет его арестовали. По одним данным схиигумен Дорофей был казнен за Христа, по другим – его заключили в тюрьму, где, по-видимому, он и скончался. Отец Дорофей до конца исполнил послушание афонских старцев о помощи погибающей Родине. В годы гонений он укрепил многих русских православных людей в верности Православию. Но может быть главная его заслуга в том, что он воспитал двух столпов, два светильника веры, которые продолжили его подвиг старчества.

Продолжим наш рассказ о старце Иоанне. Несколько раз к нему наведывались комсомольцы. В первое время ему удавалось избегать встречи с ними, покидая землянку через второй выход. Но однажды, во время их очередного визита, Иван Павлович попал в руки безбожников. Без суда и следствия на своем беззаконном судилище они приговорили его к смерти. На берегу оврага, где была его землянка, росла высокая береза. Палачи укрепили на одном из ее суков крепкую веревку, надели страдальцу петлю на шею, выбили из под ног его чурбак и ушли. Но не было тогда еще воли Божией праведнику закончить свой земной путь. Его ожидали впереди еще многие подвиги и долгая, исполненная скорбей и страданий жизнь. По Промыслу Божию, вблизи от места казни оказался один из жителей села Барановка. Он и помог Ивану Павловичу освободиться из петли.

После покушения подвижнику пришлось оставить свое пустынное безмолвие. Какое-то время он скрывался у родственников и в домах благочестивых христиан. Однако чекистам удалось выследить его. Вскоре он был арестован. Это произошло около 1928 г. Его осудили на 10 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). В каких конкретно лагерях отбывал срок Иван Павлович, нам неизвестно.

Отбыв срок, он вернулся на родину, но вскоре снова оказался в заключении. Его выдал безбожной власти секретный сотрудник НКВД, исполнявший обязанности священника. Согласно свидетельству племянниц старца, в заключении он чистил выгребные ямы и исполнял другую черновую работу. Одно время Старец работал в пекарне. Последний срок своего заключения он отбывал в Кузнецком исправительном доме. Это было предвоенное время и годы Великой Отечественной войны. Освободился старец Иоанн в конце 1943 г. Семья от него отказалась. Он поселился в Кузнецке – втором по численности населения городе Пензенской области на улице Больничной в доме № 72, который принадлежал Евдокии Крючковой.

Сначала келлия у Ивана Павловича была в конюшне. Потом ему построили во дворе мазанку. В этих келлиях он предавался аскетическим подвигам. Старец был большим молитвенником. Ночи, он проводил за чтением Псалтири. Почти ежедневно ходил на службу в Параскевинскую церковь. После ее закрытия он стал ходить в Казанскую кладбищенскую церковь. В свободное время подвижник принимал посетителей, которые во множестве стали обращаться к нему за духовным советом и за помощью в скорбях и болезнях.

Пророческое старческое служение

Подвиги поста и молитвы в пустыне, мучения и страдания за Христа, исповедание Веры в годы тюремных заключений очистили душу Ивана Павловича. Господь сподобил его дара прозорливости и врачевания болезней. Последние годы своей жизни в Кузнецке он нес пророческое старческое служение. Прозорливцу открывалось прошлое и будущее человека, он врачевал неизлечимо больных, утешал скорбящих, обличал требующих вразумления. Имея дар рассуждения, он решал трудные, запутанные вопросы и жизненные ситуации, выводя людей из многочисленных лабиринтов непростой послевоенной советской действительности.

Наставления Старец облекал в форму притч, подражая новозаветным юродивым и блаженным, которые часто прибегали к языку символов. Однажды, показывая очередному посетителю свою ладонь, он сказал: «Вот, когда вырастут на ней волосы, тогда и лад у вас в семье будет», желая сказать этим, что жизнь у них не наладится никогда. Или вот еще случай. Хотела купить невестка себе новые ботинки. «Не покупай, – говорит Иван Павлович, – я тебе принесу». Принес ей рваные, ни на что не годные старые ботинки, которые, как говорится, взять да выбросить. Она расстроилась: «Ты что мне принес!», – а вскоре у нее отнялись ноги, и ей до самой смерти никакая обувь уже не понадобилась. Иногда же Старец говорил прямо, без иносказаний.

Вспоминает бабушка София, прихожанка Вознесенской церкви († 1998 г.).

«Когда К. во второй раз вышла замуж, мать ее пришла к старцу расстроенная, а он говорит:Русь-фронт информационно-православный вестник

– Не плачь, они долго не проживут.

У нее дочь была, а у него сын. Она дочь любила больше, чем пасынка. Мужу это не понравилось. Он сказал: “Мне нужна мать для сына, а не жена”. Так они и разошлись».

А вот воспоминания Ивана Павловича Сорокина, прихожанина той же церкви города Кузнецка.


«Однажды я собрался ехать в паломничество в город Сергиев Посад. Пришел к старцу Иоанну взять благословение на дорогу. Он мне говорит:

– Когда встретишь там нашего архиерея, возьми у него благословение.

Как Старец сказал, так и вышло. Приехал я в Посад, пришел в Лавру, гляжу – по дороге идут два архиерея, один из которых наш – Феодосий.

Думаю: подойти – не подойти? Ну, раз батюшка сказал взять благословение, надо подойти. Подхожу и говорю:

– Владыка, благословите, я из Кузнецка.

– Ты здесь по какому делу?

– Приехал в паломничество к мощам преподобного Сергия.

Владыка Феодосий пригласил меня в гостиничный номер, очень радушно принял, ласково беседовал со мной, и отпустил, щедро угостив».

Рассказывает Ирина Максимовна Никонова, жительница города Кузнецка († 2006 г.):

«В деревне Славкино кто-то умер. Приехали за старцем, звать его на поминки, но он с ними не поехал. Господь открыл ему, что покойника поминали вином. Ему привезли всего с поминальной трапезы, чтобы он помолился за новопреставленного. Старец помолился за покойного и сказал им:

– У вас очень много поминало, а помянул только один.

Наверное, он один и помянул».

Однажды к Старцу пришли три верующие женщины и студент Медучилища, прихожане закрытой церкви святой великомученицы Параскевы, которые безуспешно ходатайствовали перед властями о ее открытии. Они хотели узнать у него, откроют ли их храм. Прозорливец им сказал, что храм раскатают по бревнышкам, а восстановят лишь череРусь-фронт информационно-православный вестникз много лет, когда все храмы будут восстанавливать. Это его пророчество сбылось. В 1979 г. 8 июля в день памяти преподобных Петра и Февронии храм снесли. Поскольку местные жители отказались это делать, то пригнали уголовников. Некоторые верующие женщины ложились под колеса экскаватора, чтобы остановить разрушение, однако храм все-таки отстоять не удалось. Как и предсказал Иван Павлович, храм раскатали по бревнам. Он был восстановлен уже в наше время. В 2002 г. на Пасху была отслужена первая Литургия.


Студенту же Старец предсказал, что он будет священником, что так же со временем сбылось.

К подвижнику многие люди обращались за исцелением в тяжких болезнях. Подобно преподобным Оптинским старцам, он скрывал свой дар. Часто Иван Павлович посылал людей в церковь заказать молебен, а сам молился за них, и Господь врачевал страждущих за молитвы праведника. Иногда он отправлял людей на Поповы родники.

Вспоминает житель Николаевки Николай Павлович Вирясов. В юности он нередко бывал у старца. Однажды у него заболела мама. Врачи ее направляли на операцию, и она с соседкой и сыном пошла к Ивану Павловичу за благословением. Но Старец сказал ей: «Никакой больницы! Поповы родники – вот ваша больница!». Она стала ходить туда чаще, пить воду, купаться, и болезнь оставила ее. Иногда же Старец исцелял людей одним прикосновением руки. Своей любовью к ближним, дарами прозорливости и исцеления он многих людей привел к вере, вывел на путь спасения.

Наконец приблизилось для праведника время перехода в Вечность. Иван Павлович заранее получил откровение о времени своего отшествия: «Умру до Иоанна Златоуста», – говорил он, и действительно скончался 23 ноября 1966 г. Предвидел он и то, как будут проходить его похороны. На погребении было много народа. Люди сокрушались о кончине такого молитвенника и чудотворца. Многотрудное тело исповедника нашло покой на городском кладбище города Кузнецка. Душа же его упокоилась в Неземных Чертогах Небесного Отца.

Олег Куликов «Друг друга жалейте – греха не имейте»

Написать комментарий