СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРГИЙ МЕЧЁВ ПРЕСВИТЕР

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРГИЙ МЕЧЁВ ПРЕСВИТЕР

«Христианство – не учение, а жизнь». Священномученик иерей Сергий Мечёв родился в 1892 году в Москве в семье известного священника отца Алексия Мечёва, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке.
Отец Алексий Мечёв очень любил своего сына Серёжу и желал иметь его своим преемником, но он не хотел оказывать на него давления и поэтому дал возможность сыну получить светское образование. В 1910 году Сергей Алексеевич Мечёв окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского Университета. Вскоре он перешел учиться на словесное отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1917 году.
Во время Первой Мировой войны Сергей Алексеевич работал на Западном фронте братом милосердия в одном из санитарных поездов. Там же он познакомился со своей будущей супругой, которая также трудилась сестрой милосердия. Одновременно с учебой в Университете он принимал участие в работе студенческого богословского кружка, названного в честь святителя Иоанна Златоуста.
В 1917 году была создана комиссия Русской Православной Церкви по сношению с новой гражданской властью. В число членов Комиссии вошел и Сергей Алексеевич Мечёв. В этот период ему пришлось часто бывать у Святейшего Патриарха Тихона, который очень его полюбил.
Решение принять священство было связано у Сергия Мечёва с поездкой в 1918 году в Оптину пустынь, где он получил благословение старцев отца Анатолия и отца Нектария.
В 1919 году, по окончании историко-филологического отделения Московского университета, Сергий Мечёв был рукоположен во иерея. Рукополагал его в Даниловском монастыре будущий священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский).
Служил священник Сергий Мечёв рядом с отцом, в храме на Маросейке. Этот приход называли «мирским монастырем», имея в виду нахождение паствы под духовным руководством настоятеля – знаменитого старца отца Алексия Мечёва.
Послушание духовному отцу, очищение совести покаянием, частое причащение – всё это создавало условия для подлинной духовной жизни. Отец Сергий часто говорил: «Христианство – не учение, а жизнь».
После кончины в 1923 году отца Алексия, отец Сергий Мечёв принял на свое пастырское попечение «покаянно-богослужебную семью», как он называл свой приход, и окормлял его до своей мученической кончины. «Вы мой путь ко Христу, как же пойду без вас», - писал он своим духовным чадам.
Богослужение отца Сергия отличалось от богослужений его родителя и духовного наставника: в отличие от служб отца Алексия, служение отца Сергия было более строгим и чинным. Проповеди его были насыщены волевым началом, слушая их, нельзя было оставаться только слушателем, а хотелось действовать. Духовных чад привлекала к нему пламенность его веры, требовательная, чуткая и неподкупная совесть, знание святоотеческого учения, а также его доброта и отзывчивость, чем он был так похож на своего отца.
Предвидя мученический подвиг отца Сергия, старец Нектарий Оптинский как-то сказал своей духовной дочери: «Ты знала отца Алексия? Его знала вся Москва, а отца Сергия пока знает только пол-Москвы. Но он будет больше отца».
Отец Алексий скончался в самом начале 20-х годов, а его сыну – отцу Сергию – суждено было познать ужас новых, еще более жестоких гонений в 30-е годы.
После захвата храмов обновленцами лишь единичные приходы в Москве сохранили верность Патриарху Тихону, в их числе были Даниловский монастырь и «Маросейка» (как в просторечии называли храм святителя Николая).
Отец Сергий был бескомпромиссный борец за чистоту Православия. После появления «Декларации» 1927 года, он не поминал митрополита Сергия (Страгородского), не принимал он и церковной молитвы за безбожников и богоборцев.
Русь-фронт информационно-православный вестник
В 1929 году отца Сергия арестовали и отправили в ссылку, а в 1932 году закрыли храм на Маросейке.
Отец Сергий был сослан на Север, в маленький городок Кадников в Вологодской области. Там в 1933 году последовал повторный арест и осуждение на 5 лет лагерей. Сначала это был лагерь на Кубенском озере и работа на лесопилке, затем на реке Шелекса, затем в Усть-Пинеге. В 1935 году отца Сергия Мечёва перевели в Свирские лагеря, на Лодейное Поле, после этого под Рыбинск, где на станции под названием Переборы заключенные работали на строительстве плотины.
В лагере священник сильно голодал. Его постоянно обкрадывали «уголовные». Духовные дочери, приехавшие навестить отца Сергия, заметили, что, несмотря на крайнее истощение, в нем совершенно исчезла всякая раздражительность, он стал очень мягким, от него нельзя было услышать ни единого упрека.
В 1937 году отца Сергия освободили. Он поселился в окрестностях города Калинина и работал в одной из поликлиник. Литургию он совершал у себя дома, тайно. В письмах к духовным детям отец Сергий говорил: «Молитесь Господу, просите Его, чтобы снял Он с вас тесноту, замыкание в себе, чтобы получили вы расширенное сердце».
Желая иметь архипастырское окормление, отец Сергий открыл одному епископу свою церковную позицию и то, что его община существует нелегально. Вскоре этот епископ был арестован, на допросах он был принужден дать показания, в которых упомянул и отца Сергия Мечёва.
Отцу Сергию советовали скрыться в Средней Азии, но он отказался оставить своих духовных детей. Около года ему все же удавалось жить без прописки. Летом 1941 года отец Сергий жил в деревне близ Тутаева, вместе с ним были и некоторые духовные чада. Там он каждый день служил Литургию.
Русь-фронт информационно-православный вестникВ связи с всеобщей подозрительностью, возникшей с началом войны, местные жители донесли на общину отца Сергия Мечёва в НКВД.
Священномученика арестовали и поместили в Ярославскую тюрьму. После 4-х месяцев допросов и пыток, на которых отец Сергий вел себя очень мужественно, желая, чтобы никто из его общины не пострадал, священномученик Сергий Мечёв был расстрелян в тюрьме в ночь на 6-е января 1942 года. По молитвам священномученика, никто из-за него не пострадал, и даже арестованные вместе с ним были освобождены.

Написать комментарий