«ДА ИЗВЕСТЯТСЯ ВСИ, ЯКА ИСТИННА ЕСТЬ ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА, И ИСТИННО В НЕЙ СПАСАЮТСЯ ВЕРНЫЕ»

«ДА ИЗВЕСТЯТСЯ ВСИ, ЯКА ИСТИННА ЕСТЬ ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА, И ИСТИННО В НЕЙ СПАСАЮТСЯ ВЕРНЫЕ»

Перед Киево-Печерской Лаврой Святитель Петр благоговел. Он считал ее избранным сосудом Божественной благодати, местом особенного присутствия Божия, находящимся, к тому же, под особенным покровительством Царицы Небесной. Владыка именовался ее Великим Архимандритом и сполна оправдал этот высокий титул. Лавра при нем была не только благоустроена внешне и внутренне. По его благословению и все Божественные службы стали совершаться особо торжественно и благолепно. Была введена и новая традиция — в каждом Великом посту совершать Пассии, с чтением Евангелия о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и Акафиста Страстям Христовым, что исполняется в Церкви и доныне.
 
Кроме этого Святитель тщательно собирал сведения обо всех благодатных явлениях в обители в первые годы его настоятельства или при его ближайших предшественниках. Став лаврским архимандритом, он завел специальную книгу, куда собственноручно тщательно записывал рассказы о чудесах или со слов тех людей, которые получили Божественную помощь по молитвам Пресвятой Богородицы и Печерских угодников или со слов достоверных свидетелей и очевидцев событий.

Цель Записок заключалась в том, чтобы показать: Киево-Печерская обитель была, есть и останется благодатной, и, как в древности, изобиловала чудесами, так и поныне не оскудела. Все, даже инославные, даже разбойники, приходящие в это святое место с верой и молитвой, получали просимое: слепые — прозрение, расслабленные — прежнюю силу, одержимые различными болезнями — исцеления, бесноватые — освобождение от злого духа, неплодные супруги — детей... Бывало и такое, что безнадежнее больные посещали многие места, которые католики выдавали за чудотворные, и не получали облегчения, а в пещерах выздоравливали.

Но те католики, униаты и протестанты, которые скептически относились к лаврским святыням и даже позволяли себе кощунства в пещерах, нередко тут же получали и Божественное возмездие - «да известятся вси, яка истинна есть православная вера, и истинно в ней спасаются верные».
 

Эти сказания предавались самой широкой гласности как среди братии, так и среди многочисленных богомольцев, посещавших Киев. Они, по словам С. Голубева, «давали самую обильную пищу для религиозного чувства благочестивых посетителей, поддерживали и упрочивали в них благоговейное почитание лаврских святынь, укрепляли уверенность в истинности исповедуемой ими православной веры. Последнее особенно было важно в виду тех прелестных — по выражению Могилы — ухищрений, к которым прибегали враги Православия, старавшиеся умалить его значение, говорившие, что через схизму Западно-Русской Церкви (т. е. непризнание ею папского главенства) изсякла в ней благодать Святого Духа и только гнев Божий тяготеет над нею...».

 

Святитель Петр не ограничивался только записыванием и распространением сказаний. По его благословению писатель Афанасий Кальнофойский написал и издал «Тератургиму» — своеобразное продолжение «Патерика Печерского». И не случайно то, что именно при Владыке Петре была прославлена Иулиания, княжна Ольшанская, чьи мощи ныне покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Как говорится в «Сказании об обретении честных мощей святой Иулиании девственницы», ее нетленные мощи были обретены еще при архимандрите Елисее Плетенецком. Княжна лежала в гробу как живая. Она «была одета в многоценную, украшенную шелковыми и золототканными обложениями одежду. Над ракой ее был положен камень, на котором было начертано знамя или герб благочестивых князей Ольшанских. На самой же раке прибита серебряная, позолоченая дощечка, на ней изображен герб, а под ним надпись: «Иулиания, княжна Ольшанская, дочь князя Григория Ольшанского, преставившаяся девой, в лето от рождения своего 16-е». Все ее одеяние казалось совершенно новым, словно никто не прикасался к нему. Святые эти мощи были положены в церкви Печерской»,

Прошло немного времени — и княжна явилась Св. Петру в видении. Дева обличала небрежение ее святых мощей и маловерие к ним. Тогда ревностный пастырь немедленно повелел «искусным и благочестивым девственницам иноческого чина приготовить для святых мощей достойные одеяния и благолепную утварь. По его повелению также была сделана новая рака, в которой и были положены благочинно святые мощи; они были торжественно перенесены в иное место. Облекшись в святительские одежды и созвав весь освященный собор, Петр Могила совершил праздничное моление и пение, с благодарением Богу и Богородице и преподобным отцам Печерским». («Патерик Печерский»). А мощам св. Иулиании с того времени стали поклоняться, как мощам Преподобных.

 

Впоследствии Свт. Петр сделал попытку добиться общецерковного прославления Собора Киево-Печерских Преподобных, которые до его времени почитались лишь как местночтимые Святые. Его предшественник Захария Копыстенский самовольно включил имена некоторых из них в праздничную Минею наряду с именами общецерковных Святых. Но Владыка хотел добиться соборного признания Константинопольской Церкви.

Когда он стал Киевским митрополитом, был составлен (около 1643 г.) Канон Преподобным Печерским, автором которого считается константинопольский иеромонах и патриарший экзарх грек Мелетий Сириг. Канон существовал в двух вариантах — на церковно-славянском и греческом языках. Впервые был опубликован в Лаврском изданий Следованной Псалтири в 1643-1644 годах. Позднее Святитель заказал на Афоне «Синаксарий» («Месяцеслов») преп. Симеона Метафраста, в котором помещались краткие Жития Святых и толкования праздников. Св. Петр хотел перевести его, дополнить Житиями Русских и Печерских Святых и издать на церковно-славянском языке, но не успел. Этот титанический труд осуществил воспитанник Киево-Могилянской академии, Святитель Димитрий Ростовский.

Но и «Собственноручные записки» Владыки Петра – это уникальный памятник церковной истории и литературы. «Тщательно собирая сведения о благодатных явлениях в Киево-Печерской обители, — писал С. Голубев, — Петр Могила с неменьшей ревностью собирал и заносил в свою книгу рассказы (а иногда и личные наблюдения) вообще о всех, наиболее замечательных чудесах и событиях в церкви Православной (южно-русской, молдо-влахийской и отчасти греческой), преимущественно обращая внимание на те из них, которые ясно показывали превосходство Православия над другими вероисповеданиями и притом изобличали несостоятельность последних».

В Дневнике Святителя приведены три сказания, обличающие заблуждения католицизма, — в частности, учение о чистилище, которое якобы проходят души после смерти, и введение новостильного календаря. Приведем одно из них:

«Некий влиятельный пан, перешедший в католицизм, стал, по совету ксендзов, требовать от православных священников, чтобы они праздновали Рождество Христово по новому стилю. Он требовал дать разрешение на ядение мяса. Когда же священники решительно отказались, их посадили в тюрьму. Находясь в заключении, служители Божий стали усердно молиться Господу: «да не оставит Он веру святую православную в смех и поругание мерзкому отступнику, но вскоре да отмстит озлобление их». Еще не была окончена молитва, как защитник нового календаря жестоко заболел и через несколько часов скончался».

Есть и еще одна запись — о событии, показавшем безблагодатность униатской Церкви. Свт. Петр записал, что однажды, во время службы, совершаемой униатским митрополитом Ипатием Поцеем, вино, вместо того, чтобы претвориться в Кровь Христову, превратилось в обычную воду.

Позднее Владыка вступил в религиозную полемику и борьбу с противниками отеческой веры и Православной Церкви. Он написал и издал несколько религиозно-полемических книг, которые долго созревали и вынашивались. Есть основание предположить, что их появлению, как и созданию других трудов, способствовало и голосеевское уединение — маленький скит, построенный Святителем в окрестностях Киева, спустя четыре года после возведения в сан Печерского архимандрита. Голосеевская пустынь.

Написать комментарий