ПРЕМУДРОСТЬ ЕСТЬ САМ БОГ

ПРЕМУДРОСТЬ ЕСТЬ САМ БОГ

Господь для уподобления нашего Отцу Небесному назначил нам милосердие, потому что творящих его приближает оно к Богу.
Кто желает исполнения воли Божией, тот небесных ангелов будет иметь путеводителями.

Есть три способа, которыми всякая разумная душа может приближаться к Богу: или горячностью веры, или страхом, или вразумлением Господним.

Человек, сомневающийся в том, что Бог — помощник в добром делании, боится даже тени своей, и во время достатка и обилия томится голодом, и при окружающей его тишине исполняется бури. А кто уповает на Бога, тот тверд сердцем, и всем людям явна досточестность его и пред всеми врагами его похвала его.

Телесным житием по Богу называются дела телесные, которые совершаются для очищения плоти добродетельной деятельностью посредством явных дел, которыми человек очищается от плотской нечистоты.

Очищение тела есть неприкосновенность к плотской скверне. Очищение души есть освобождение от тайных страстей, возникающих в уме.
Очищение же ума совершается откровением тайн. Ибо очищается он от всего, что по своей принадлежности к плоти подлежит чувству.

Как душа по природе лучше тела, так и дело душевное лучше телесного. И как первоначально создание тела предшествовало вдохновению в него жизни, так и дела телесные предшествуют делу душевному.

Уныние — от парения ума, а парение ума — от праздности, пустого чтения и суетных бесед или от пресыщения чрева.

Если кто не прекословит помыслам, тайно вселяемым в нас врагом, но молитвою к Богу отсекает беседу с ними, то это служит признаком, что ум его обрел по благодати премудрость.

Царство ума есть распятие тела, и ум Богу не покоряется, если свобода не покорена разуму.

Сердечное дерзновение и пренебрежение опасностями бывают по одной из двух причин: или по жестокосердию, или по великой вере в Бога. За жестокосердием следует гордость, а за верою — смиренномудрие сердца. Человек не может стяжать надежды на Бога, если прежде в большой мере не исполнял волю Его. Ибо надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести, и только при истинном свидетельстве ума нашего имеем мы упование на Бога.

Не проси совета у человека, который не ведет одинакового с тобою образа жизни, хотя он и очень мудр. Не всякий, подающий совет, достоин доверия, но только тот, кто прежде сам хорошо управил свободу свою и не боится осуждения и клеветы.

Как человек составлен из двух частей, то есть из души и тела, так и всё в нем требует двоякой заботы, сообразно с двойственностью его состава.

Христос Ипостасью Своею сделал обновление естества нашего, в Него облечены мы водою и Духом, и в неизреченном таинстве соединил Он нас с Собою и сделал членами тела Своего.

Кто отвращает лицо свое от скорбящего, для того омрачится день его. И кто пренебрегает просьбой страдающего, у того сыны в слепоте ощупью будут искать пути в дом его.

Зло есть недуг души, а прелесть — гибель истины.

Созерцание есть ощущение Божественных тайн, скрытых в вещах и в их причинах.

Страдания, в нынешнем веке переносимые за истину, не идут в сравнение с утешением, которое уготовано страдающим за доброе.

Не думай, что только приобретение золота и серебра — это любостяжательность (корыстолюбие), но и всё, что бы то ни было, к чему привязана воля твоя.

Если угодно подавать нищим, то подавай из собственного. А если вознамеришься жертвовать чужое, то знай: это — самый скверный сорняк пред Богом.

Приобрети чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в молитве и памятованием о смерти зажигалась радость в уме твоем.

Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов.

Лучше тебе помириться с душою своею в единомыслии тройственного в тебе состава, то есть тела, души и духа, нежели пытаться учить и умиротворять разномыслящих.

Праведник немудрый — светильник при свете солнца.
Молитва злопамятного — сеяние на камне.
Немилостивый подвижник — бесплодное дерево.
Обличение из зависти — ядовитая стрела.
Похвала льстеца — скрытая сеть.
Глупый советник — слепой страж.
Пребывание с неразумными — ранение сердца.
Беседа с разумными — сладкий источник.
Мудрый советник — стена упования.
Глупый и неразумный друг — хранилище вреда.

Преподобный Исаак Сирин  «О Боге и  человеке»

Написать комментарий